АВТОДИДАКТИКА
АВТОДИДАКТИКА
(греч. autos сам + didaktos обученный = самоучка) самообразование; философия выживания духовности, технология культуры и знания.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
АВТОДИДАКТИКА
(гр. autos – сам, didaktikos – поучительный) – самообучение, самообразование, включающее, как правило, изучение иностранного языка.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
Автодидактика
совокупность или система освоенных методов и приемов обучения, используемая субъектом учебной деятельности (главным образом в процессе самообразования) и воспринимаемая им как продуктивная.
АВТОДИДАКТИКА
от греч. autos — сам и didaktikos — поучительный) — совокупность освоенных приемов обучения, используемая субъектом учебной деятельности (учащимся) главным образом в процессе самообразования.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Автодидактика
(греч. autos – сам + didaktos – обученный) – совокупность или система освоенных методов или приемов учения, используемая субъектом учебной деятельности и воспринимаемая им как продуктивная. Методы и приемы учения, осваиваемые студентами в курсе методики преподавания изобразительного искусства, базируются на основных общеучебных умениях (работа с литературными источниками и др.) и умениях профилирующих курсов – философии, педагогики, психологии и др.
Источник: Словарь-справочник по методике преподавания изобразительного искусства 2004
Автодидактика
теория и практика самообучения. Предполагает соответствующую мотивацию самообразования, умения субъекта самостоятельно учиться и надлежащие условия для продуктивного учения. Имеет гуманистический характер, состоящий в научном обосновании необходимости создания оптимальных условий для непрерывного образования и полного развития личности на протяжении всей жизни. Теория и практика самостоятельной познавательной деятельности рассматривается учеными в контексте информационного общества с учетом тенденций развития образования в мире [81]. Важным условием готовности субъекта к самообразованию является развивающее обучение. А.С.
Источник: Методика преподавания литературы.
АВТОДИДАКТИКА
теория и практика конструирования собственных технологий обучения (Левитес Д.Г. Автодидактика: Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. - М., Воронеж, 2003. ) — универсальная система самообразования и саморазвития личности. Это новая наука, делающая акцент на саморазвитии личности и родившаяся на стыке педагогики, философии, культурологии и многих древних и современных когнитивных систем. ( Куринский В.А. Автодидактика. - СПб., 2001. C. 2) — новый термин, ранее не отмеченный в научно-педагогическом употреблении, появившийся в понятийно-терминологическом аппарате педагогики в 90-е годы XX века, педагогический неологизм. ( Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века". - Пятигорск, 2004. ) См. также Когнитивная психология, Куценко В.Г.,Самовоспитание,Самообразование, Самоучка
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
АВТОДИДАКТИКА
комплекс (система) индивидуальных технологий в учебной деятельности человека (обучающегося). Каждый человек учится по-своему, со своей автодидактикой, формирующейся в процессе опыта образовательной деятельности на основе личностных предпочтений, индивидуальных особенностей нервной системы и т. д. Так, например, исследование, проведенное в 1993 году супругами Данн более чем в семидесяти с лишним учебных заведениях, показало, что идентичные методы, применяемые в групповом обучении, могут быть продуктивными для одних обучающихся и сдерживающими для других. Выяснилось, что игнорирование индивидуальных особенностей влияет не только на восприятие материала, но и на отношение к предмету в целом. Ученики, индивидуальные особенности которых не учитываются в процессе планирования и осуществления педагогического процесса, впоследствии, как правило, составляют «группу риска». В мировой психолого-педагогической науке выделяют три основных стиля деятельности учащихся: визуалы, аудиалы, кинестеты. В основу данной градации положены способы восприятия информации. Для аудиалов характерно восприятие информации на слух, для визуалов – зрительное восприятие, для кинестетов – деятельное. Каждый из этих стилей, воспользовавшись особенностями познавательной деятельности, можно разбить на подстили. В результате опытно-экспериментальной работы разработаны и апробированы способы повышения эффективности планирования и осуществления учебного процесса на основе индивидуального стиля учащихся на каждом этапе учебной деятельности. Первый этап – целеполагание – предполагает: для аудиалов – устную постановку цели; визуалов – письменную; для кинестетов – выделение цели из созданной проблемной ситуации. Второй этап – новые знания: эффективное восприятие нового материала для каждого из стилей происходит по особому плану. Для аудиалов наиболее продуктивен традиционный план подачи материала: объяснение материала учителем, закрепление услышанного с помощью учебника или дополнительной литературы. Концентрации внимания учащихся-аудиалов способствуют следующие фразы: «Запомните это…», «Возьмите на заметку…», «Это может встретиться в контрольной работе». Иначе строится работа с визуалами: первоначально обучающиеся знакомятся с материалом с помощью рекомендованной им литературы, затем следует объяснение, в ходе которого рекомендуется использовать записи на доске большими печатными буквами. Концентрация внимания визуалов достигается на основе написанного на доске опорного конспекта или плана. Учителю необходимо обращаться к нему при переходе от пункта к пункту. Кинестетам для включения в активную деятельность необходимо дать возможность экспериментально получить результат, сделать самостоятельные выводы, затем прочитать материал учебника по данной проблеме и выяснить у учителя интересующие их вопросы. Наиболее продуктивны для учащихся-кинестетов лабораторные занятия, работы. Третий этап – закрепление. Аудиалы обладают быстрой реакцией, для них характерно устное решение задачи, в ходе которого учитель может выявить и предотвратить часто встречающиеся ошибки. В работе с визуалами основное внимание необходимо уделить письменному решению задач, помня, что этим учащимся требуется время для обдумывания полученной информации. Наиболее эффективными видами деятельности кинестетов являются лабораторные и практические работы (практические занятия). Другой подход к педагогической диагностике индивидуальных особенностей учения обучающихся заключается в определении:
- отношения обучающегося к учению как к самостоятельной учебной деятельности (пассивное/активное);
- соотношения процессов самоопределения и самореализации;
- ориентации обучающегося на «значимого другого» (учитель, родитель, одноклассник);
- степени уверенности в собственных силах. Возможны и другие подходы. Путем педагогической диагностики компетентный учитель, преподаватель может определить средний стиль класса, учебной группы и на этой основе строить индивидуальную работу с обучающимися. В целом, проблема автодидактики исследована крайне недостаточно. Литература: [11, 23].
- отношения обучающегося к учению как к самостоятельной учебной деятельности (пассивное/активное);
- соотношения процессов самоопределения и самореализации;
- ориентации обучающегося на «значимого другого» (учитель, родитель, одноклассник);
- степени уверенности в собственных силах. Возможны и другие подходы. Путем педагогической диагностики компетентный учитель, преподаватель может определить средний стиль класса, учебной группы и на этой основе строить индивидуальную работу с обучающимися. В целом, проблема автодидактики исследована крайне недостаточно. Литература: [11, 23].