АУТИЗМ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Аутизм
состояние психики, проявляющееся в уклонении от общения, пред-почтении собственного внутреннего мира контактам с окружающими.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

АУТИЗМ
психическое состояние рефлексии, погружение в мир личных переживаний с активным отстранением от внешнего мира [26, c. 29; 80, c. 42].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

АУТИЗМ
погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности; признак психического расстройства.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

Аутизм
(греч. autos – сам)-состояние психики индивида, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Аутизм
[гр. autos – сам] – крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Аутизм
от гр. аутос - сам; букв.: ориентированный на себя) - форма социального отчуждения, состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира.

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

АУТИЗМ
(от греч. сам) - нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни, психотропных или иных средств, уход человека от реальности в мир фантазий и грез. В наиболее яркой форме обнаруживается у детей дошкольного возраста и у больных шизофренией.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

АУТИЗМ
(от греч. autos – сам) – погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности; признак психического расстройства. Термин первоначально предложен швейцарским психиатром Э. Блейлером при обозначении шизофрении. Сейчас эти два понятия не являются синонимами.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Аутизм
от греческого autos - сам) - психическое состояние внут-ринаправленного внимания, отчужденности от коллектива. Характеризуется замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтении своего внутреннего мира контактам с окружающими людьми. Состояние аутизма характерно для военнослужащих с повышенным суицидальным риском.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

АУТИЗМ
от греч. autos — сам) — крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний; причиной аутизма являются чрезмерно чувствительная психика или просто душевное неравновесие. Аутизм часто является признаком шизоидного темперамента.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Аутизм
болезненное состояние психики, характеризующееся занятостью человека своими внутренними переживаниями. Отгороженностью от внешнего мира и постепенным отрывом от реальной действительности. В состоянии А. больные теряют интерес к текущим событиям, становятся бездеятельными, теряют контакт с окружающими людьми, уходят в мир галлюцинаций.

Источник: Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»

АУТИЗМ
от греч. autos — сам) — состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими. Термин, введенный Э. Блейером (швейц. психологом), используется как для обозначения грубой аномалии психического развития, так и применительно к нормальной психике (А. может являться способом психологической защиты). Дети-аутисты обладают хорошей памятью, проявляют математическую и музыкальную одаренность, способны к обучению, изучению языков, но сроки овладения знаниями могут быть сдвинуты на более поздние возрастные периоды, чем обычно. Такие дети должны жить и воспитываться в семьях, а не в специнтернатах.

Источник: Педагогический словарь

АУТИЗМ
от греч. autos — сам), состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности или затруднениями в общении, предпочтением своего внутр. мира контактам с окружающими. Термин «А.» ввел в 1912 швейц. психиатр Э. Блейлер для обозначения особого вида аффективной сферы и мышления, к-рое регулируется внутр. эмоциональными потребностями человека и мало зависит от реальной действ ительности.
Происхождение А. может быть различным. В легкой степени он может наблюдаться при конституциональных особенностях психики (акцентуация характера, психопатия), а также в условиях хронич. психич. травмы (аутистич. развитие личности). А. может выступать как грубая аномалия психич. развития (ранний детский А.) разл. происхождения: при шизофрении, врожденных органич. поражениях мозга и др. В зависимости от происхождения и степени выраженности А. может не требовать мед. коррекции (в легких конституционально обусловленных формах он нередко сочетается с одаренностью в разл. областях, что облегчает социальную адаптацию). В более тяжелых случаях нужны спец. коррекция и лечение, включающий как терапию осн. заболевания, так и комплекс мероприятий психолого-пед. характера, направленных на формирование контактов с внеш. миром.
Лит. см. при ст. Аномальные дети (раздел Дети с эмоциональными нарушениями). К. С. Лебединская.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Аутизм
от греч. autos — сам) — болезненное состояние психики, характеризующееся сосредоточенностью человека на своих переживаниях, уходом от реального инешнего мира. При А. часто нарушается ориентировка во времени, события настоящего смешиваются с прошедшими, реальное с фантастическим (особенно у детей). А. проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой в целом. Поведение аутичного ребенка характеризуется выраженной стереотипностью, однообразием. Прежде всего, это стремление к сохранению привычного постоянства в окружающем: есть одну и ту же пищу; носить одну и ту же одежду; гулять по одному и тому же маршруту и т. д. Попытки разрушить эти стереотипные условия жизни ребенка вызывают у него диффузную тревогу, агрессию либо самоагрессию. В моторике характерны вычурность позы, движений, мимики, ходьба на цыпочках. Движения часто неуклюжи, угловаты, замедленны, плохо координированны, лишены детской пластичности, производят впечатление «деревянных», марионеточных. Медлительность сочетается с импульсивностью. Также своеобразны у детей речевые расстройства. А. проявляется в уменьшении речевого контакта, иногда ребенок совсем перестает пользоваться речью (мутизм) и не реагирует на речь окружающих (сурдомутизм). Часто страдает выраженность речи. Речь может быть бедной, содержащей набор коротких штампов, отдельных слов. Она может быть литературной, богатой неологизмами. Главная особенность— автономность речи, неиспользование ее для диалога, общения и познания окружающего мира. Наиболее выпукло РДА — ранний детский аутизм — проявляется в возрасте 3—5 лет. Основные проявления выраженных форм РДА получили названий по имени автора, впервые выделившего их в самостоя| тельную клиническую единицу, — синдром Каннера.

Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь

Аутизм
патоло гическое состояние психики, проявля ющееся в нарушении контактов с людь ми, в уходе от реальности в мир внут ренних переживаний, где мышление теряет непосредственную связь с внеш ними обстоятельствами, не организует ся произвольно, а определяется субъек тивными аффективными тенденциями. В ме нее выраженной форме аутизм может прояв ляться в норме как индивидуальные особенности личности (аутистические черты). Термин «аутизм» введён в 1912 году швейцар ским психиатром Э. Блейлером. Дет ский аутизм как клинический синдром впервые выделен Л. Каннером в 1943 году. Аутизм встречается по крайней мере у 4–6 детей из 10 тысяч; у мальчиков – в 4–5 раз чаще, чем у девочек. Аутизм являет ся биологически обусловленным особ ым типом нарушения психического раз вития. В современной психологии аутизм определяется как первазивное наруше ние, охватывающее все области пси хики ребёнка, его последствия выходят далеко за рамки детского возраста. Основными признаки: выраженные трудно сти установления эмоционального кон такта и взаимодействия с другими людьми; сопротивление переменам и собственное стереотипное поведение; парадоксальные реакции и сверхочаров анность определёнными впечатления ми; проблемы переноса навыков, одноплановость мышления. Трудности речев ого развития проявляются в контексте общих проблем коммуникации. Для де тей с аутизмом характерны мутизм (отсутств ие речи при возможности случайного произнесения отдельных слов или фраз), эхолалия (немедленное или отставленное повторение сказанного), перестановка местоимений («ты», «он» вместо «я»), речь штампами, необычная интонация, темп, ритм. Признаки аутизма у ребёнка становятся очевидны до 2,5 лет и наиболее чётко выражаются в 3–5 лет. В это время активно форми руются защитные установки, на пер вый план выступают страхи, негати визм, ожесточённая аутостимуляция, возможны агрессия и самоагрессия. Наблюдается ис кажение, асинхрония развития психи ческих функций (В.В. Лебединский, 1985).

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

АУТИЗМ
(гр. autos – сам) — крайние формы нарушения контактов, ухода от реальности в мир собственных переживаний, где аутистическое мышление подчинено аффективным потребностям, его произвольная организация нарушена. А. традиционно связывается с психическими нарушениями при шизофрении. Термин «А.» употребляется также в неклиническом смысле: для обозначения индивидуальных особенностей человека, состоящих в повышенной ориентации на внутренние переживания и в большей зависимости мысли от аффективных тенденций (по сравнению со среднестатистической нормой) – при сохранности произвольности все это находится в. границах нормы.
Ранний детский А. рассматривается как общее, многостороннее нарушение, искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью ц. н. с. ребенка; выявлена его полиэтиология, полинозология. РДА отмечается в 4-6 случаях на 10 тыс. детей; чаще встречается у мальчиков (в 4-5 раз чаще, чем у девочек).
Основные клинические признаки РДА: 1) сам А. как врожденная неспособность ребенка к установлению аффективного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, причем трудности коммуникации проявляются вне зависимости от интеллектуального уровня ребенка; 2) стереотипность в поведении, проявляющаяся как сопротивление переменам в окружающем, стереотипные движения и действия, пристрастия, интересы; 3) необычные реакции на сенсорные раздражители, дискомфорт и сверхочарованность определенными впечатлениями; 4) нарушения речевого развития в контексте общих нарушений коммуникации вне зависимости от уровня интеллектуального развития ребенка, мутизм более чем в '/3 случаев, эхолалии, перверзия местоимений, речь штампами, нарушения просодики (интонация, ударения, темп, ритм речи); 5) особенность психического развития отмечается с раннего возраста, аномалии становятся очевидными на 2-3 году жизни.
Период наиболее выраженных проявлений РДА – со страхами, негативизмом, агрессией, ожесточенной стереотипной аутостимуляцией – возраст 3-5 лет. Позже острота может сглаживаться и на 1-й план выступают нарушения развития, личностная и социальная незрелость. Хотя дети с А. часто проявляют парциальную одаренность в невербальных областях, более 2/3 из них – умственно отсталые. Искажение, асинхрония развития психических функций представляет единый узел аффективных и когнитивных проблем ребенка. Необходимы раннее выявление и комплексная медико-психолого-педагогическая коррекция, организация специальной системы помощи.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

АУТИЗМ
патологическое состояние психики, проявляющееся в нарушении контактов с людьми, в уходе от реальности в мир внутренних переживаний, где мышление теряет непосредственную связь с внешними обстоятельствами, не организуется произвольно, а определяется субъективными аффективными тенденциями (т.н. аутистическое мышление). В менее выраженной форме А. может проявляться в норме как индивидуальные особенности личности (аутистические черты). Термин "А." введен в 1912 швейцарским психиатром Э. Блейлером. Детский А. как клинический синдром впервые выделен Л. Каннером в 1943. А. встречается по крайней мере у 4-6 детей из 10 тысяч; у мальчиков - в 4-5 раз чаще, чем у девочек. А. является биологически обусловленным особым типом нарушения психического развития. В современной психологии А. определяется как первазивное нарушение - охватывающее все области психики ребенка; его последствия выходят далеко за рамки детского возраста. Осн. признаки: выраженные трудности установления эмоционального контакта и взаимодействия с другими людьми; сопротивление переменам и собственное стереотипное поведение; парадоксальные реакции и сверхочарованность определенными впечатлениями; проблемы переноса навыков; одноплановость мышления. Трудности речевого развития проявляются в контексте общих проблем коммуникации. Для детей с А. характерны мутизм (отсутствие речи при возможности случайного произнесения отдельных слов или фраз), эхолалия (немедленное или отставленное повторение сказанного), перестановка местоимений ("ты", "он" вместо "я"), речь штампами, необычная интонация, темп, ритм. Признаки А. у ребенка становятся очевидны до 2,5 лет и наиболее четко выражаются в 3-5 лет. В это время активно формируются защитные установки, на первый план выступают страхи, негативизм, ожесточенная аутостимуляция, возможны агрессия и самоагрессия (см.Агрессивное поведение). Наблюдается искажение, асинхрония развития психических функций (В.В. Лебединский, 1985). Дискутируется вопрос о возможностях когнитивного развития ребенка (см.Когнитивная психология) с А., т.к. во мн. случаях такие дети отличаются хорошим интеллектуальным потенциалом, блестящей памятью, парциальной (частичной) одаренностью, чаще в невербальной области, однако при обследовании св. 2/3 из них показывают результаты значительно ниже нормы, проявляют характерные трудности переработки информации. Дети, наиболее успешные в интеллектуальном развитии, также демонстрируют особый когнитивный стиль, могут проявлять социальную наивность, незрелость. Большое значение имеет раннее выявление А., координация усилий семьи, врача, психолога и педагога, направленные на постепенную социализацию ребенка, организацию его воспитания и обучения в детском саду, школе. (Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.21-22) — остояние психики, характерихующееся замкнутостью, отсутствием потребности или затруднениями в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими. (Глоссарий современного образования. - Харьков, 1998. ) — болезненное состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отгороженностью от внешнего мира, погружением в мир собственных внутренних переживаний. При А. часто события настоящего смешиваются с прошедшим, реальное - с фантастическим. У детей А. выражается нарушением поведения, фантазиями, снижением активности в играх. Дети становятся мрачными, замкнутыми, теряют контакт со своими сверстниками и взрослыми, уменьшается речевой контакт. Иногда ребенок перестает пользоваться речью (мутизм), не реагирует на речь окружающих. (Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. - М., 2002. -337) — "преобладание внутренней жизни", отгороженности от окружающих, погружение человека в мир собственных переживаний. Определяется группой необычных симптомов, проявляется в нескольких сферах жизни, возникает до трех лет. После кажущегося нормального развития ребенка может наступить резкое ухудшение. Физическое развитие обычно нормальное, наблюдается нарушение познавательных способностей, сенсорного восприятия, ребенок часто склонен к длительному повторению одного и того же движения. Речь может отсутствовать полностью или очень запаздывать, дети неосознанно повторяют услышанные слова и фразы. Такие дети плохо приспосабливаются к окружающей обстановке. (Руклинская И.Н., Петрова О.Ф., Сопова Е.В. Добровольческие инициативы в реабилитации детей с ограниченными возможностями. - Кемерово, 2001. -65)

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
243.94 кб

Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма

Кузнецов Алексей Петрович
Статья посвящена анализу психологической помощи ребенку раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма.
Читать PDF
641.69 кб

Психологическая помощь ребенку раннего возраста с тенденцией формирования детского аутизма

Кузнецов Алексей Петрович
Статья посвящена анализу психологической помощи ребенку раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма.
Читать PDF
371.02 кб

Проблема аутизма в современном мире

Каращук Л.Н., Разживина М.И.
Статья посвящена проблемам раннего детского аутизма, сложности правильной и своевременной постановки диагноза. В ней рассматриваются различные аспекты подготовки специалистов, работающих с детьми.
Читать PDF
324.42 кб

Коррекционно-педагогическая помощь детям с синдромом раннего детского аутизма

Внукова М.И.
Читать PDF
283.18 кб

Формирование навыков рекреации детей и подростков с аутизмом в условиях Центра по работе с подростка

Сиголаева Лариса Михайловна
Читать PDF
47.99 кб

Коррекция личностных отношений у детей, страдающих аутизмом, с использованием современных технологич

Белоусова Е. Г.
Читать PDF
280.74 кб

Эффективный подход к обучению детей с ранним детским аутизмом

Ульянова Наталья Александровна
На материале исследования детей с ранним детским аутизмом (РДА) в статье рассматривается идея включенности детей с особенностями развития в учебный процесс обычной массовой школы.
Читать PDF
190.08 кб

Ранняя коррекция психомоторики детей с аутизмом

Крет Я. В., Байкина Н. Г.
В статье показана ранняя коррекция психомоторики детей с ранним детским аутизмом. Раскрыт метод холдинг-терапии как формы психолого-педагогической помощи семьи, в которой есть ребенок с аутизмом.
Читать PDF
223.47 кб

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ранним детским аутизмом в условиях летнего инклюзивно

Козырева Виктория Павловна, Орлова Ольга Святославна, Голубева Варвара Андреевна
Описывается организация работы в детском летнем инклюзивном лагере.
Читать PDF
1.07 мб

Активизм родителей в Казахстане: защита прав на образование детей с аутизмом фондом «Ашик Алем»

Маркова Мариана , Султаналиева Диляра
В статье представлены результаты кейс стади новой казахстанской организации объединения родителей детей с аутизмом «Ашик Алем» (Открытый мир) в Алматы.
Читать PDF
431.08 кб

Дистанционное обучение как один из подходов в социализации детей с аутизмом

Кобрина Лариса Михайловна, Данилкина Марита Юрьевна
В статье рассмотрены основные подходы к обучению детей с первазивными расстройствами, проанализирована проблема интеграции и социализации детей с преобладанием сверхтормозимости окружающим миром.
Читать PDF
757.26 кб

Арт-терапия как форма развития творческого потенциала детей, страдающих аутизмом

Нафикова Л.А., Сидоров И.Ю.
Статья посвящена актуальной проблеме детей, страдающих аутизмом и способам развития творческого потенциала таких детей с помощью арт-терапии.
Читать PDF
0.00 байт

Практика работы с детьми с ранним детским аутизмом с использованием аппарата «Реамед-Полярис»

Васильева Н.Н.
В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние два десятилетия отмечается значительное увеличение количества детей с выраженными расстройствами аутистического спектра.
Читать PDF
407.30 кб

Особенности коммуникации детей с ранним детским аутизмом

Е. Е. Лебедь-Великанова
В статье рассматривается актуальный вопрос особенности коммуникации детей с ранним детским аутизмом.
Читать PDF
0.00 байт

Преимущества эмоционально-смыслового подхода в социализации детей с аутизмом

Мандель Н.В.
В статье автор сравнивает эмоционально-смысловой и поведенческий подход (АВА) в коррекции детей с аутизмом.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • АУТИЗМ ДЕТСКИЙ РАННИЙ

    (от греч. autos – сам. Син.: Каннера синдром) — это болезненное состояние психики ребенка, характеризующееся сосредоточенностью на своих переживаниях, уходом от реального внешнего мира. При аутизме ч
  • Ранний детский аутизм (РДА)

    аномалия психического развития, состоящая главным образом в субъективной изолированности ребенка от внешнего мира. Под названием "синдром РДА" впервые описан Л.Каннером в 1943 г.