АУДИТОРИЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АУДИТОРИЯ
помещение, в котором читаются лекции, доклады, проводятся семинары; состав слушателей.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

АУДИТОРИЯ
лат. auditorium) — 1) помещение, в котором читаются лекции, доклады, проводятся семинары и т. п.; 2) слушатели лекции, доклада и т. п., а также слушатели и зрители радио- и телепередач.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

АУДИТОРИЯ
(лат. auditorium – место для слушания) – 1) зал, в котором читаются лекции, доклады, устраиваются митинги и т. п.; 2) собирательное название слушателей лекции, доклада, речи и пр. (Словарь иностранных слов. – М.: Юнвес, 1996. – С. 83). И. В. Мухортова

Источник: Глоссарий современного образования.

АУДИТОРИЯ
(от лат. auditorium – место для слушания). 1. Помещение, в котором читаются лекции, проводятся семинары и т. п. 2. Слушатели лекции, доклада и т. п., а также слушатели и зрители радио- и телепередач. 3. В особом смысле А. – приверженцы, сторонники, фанаты какого-л. публичного лица (деятеля искусства, политика, спортсмена).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

АУДИТОРИЯ
в риторике — совокупность лиц, к которым обращается оратор. А. представляет собой в большей или меньшей степени организованную группу, объединённую по каким-л. признакам: общие взгляды, задачи, цели, интересы, получение информации из определённого источника и др. Напр., фактором, образующим А. СМИ, может быть приверженность читателей к конкретному средству массовой информации. Понятие А. рассматривается также в психологии, философии, социологии, политологии, теории коммуникации, журналистике и других областях научного знания.
В риторике по составу выделяют А. разнородные и однородные. Однородная А. отличается близостью образовательного и интеллектуального уровней и мировоззренческих установок, составляющих ее лиц. А., не обладающая вышеозначенными признаками, считается разнородной. Специфику той или иной А. ритору (оратору) следует учитывать, чтобы избежать коммуникативной неудачи.
По объёму и речевой специфике А. подразделяются на сосредоточенные и рассредоточенные. Рассредоточенной, напр., является А. СМИ, поскольку слушатели (читатели, зрители) находятся в разных местах.
По количеству лиц А. подразделяются на малые, средние и большие. В малых А. возможно возникновение диалога между оратором и слушателями: камерность предполагает более лёгкое и свободное включение в речевую коммуникацию. Выступление перед такой А. требует от оратора очень хорошей подготовки, большей осведомлённости по теме выступления, а также по смежным темам, способности к импровизации и быстрому реагированию на вопросы. В средних аудиториях возникновение диалога менее вероятно, хотя возможно. Напр., диалогическое общение может происходить между выступающим и отдельной, достаточно активной, группой слушателей. Выступление перед большой А. требует мощного голоса, энергии, харизматических качеств. В этом смысле перед большой А. выступать намного сложнее. Хотя такая А. в меньшей степени склонна задавать вопросы, более внушаема и, по мнению И. А. Стернина, охотнее верит оратору [Стернин 1996: 106].
По степени подготовленности А. подразделяются на хорошо подготовленные, подготовленные и малоподготовленные. Хорошо подготовленную А., как правило, составляют люди среднего и пожилого возраста, имеющие высшее и среднее специальное образование, обладающие определённым жизненным и социальным опытом. При подготовке к выступлению перед А. этого типа рекомендуется отбирать ту информацию, которая ей ещё неизвестна, использовать только сильные аргументы, преимущественно логические. Подготовленную А. образуют, как правило, люди молодого и среднего возраста со средним образованием, имеющие осознанный интерес к знаниям. При обращении к такой А. рекомендуется быть более эмоциональным, подбирать яркие примеры. Малоподготовленную А. образуют, как правило, слушатели с начальным и незаконченным средним образованием. При выступлении перед такой А. важно обращаться к практическому результату, приводить примеры, в т.ч. из жизни, использовать ссылки на исторические факты, авторитеты и т.д.
По степени доброжелательности А. подразделяются на позитивно настроенные, индифферентные (равнодушные) и негативно настроенные. Труднее всего выступать перед А., настроенной негативно. Обращаясь к такой А., важно чётко обозначить цель выступления, найти в ней «союзников», на которых и опираться в ходе выступления.
При подготовке к выступлению важно учитывать такие факторы, как: национальные и религиозные особенности, сфера интересов, пол, возраст, профессиональная принадлежность, культурный, образовательный и духовный уровень, социальный статус, степень заинтересованности в предлагаемой теме, позитивный или негативный настрой, количество слушателей, в некоторых случаях — место жительства. Важную роль при обращении оратора к А. играет пространственное размещение слушателей. Различают «прямоугольную» и «круговую» схемы размещения. При круговом расположении («круглый стол») слушатели, видя друг друга, более свободно общаются между собой и с оратором. При прямоугольном размещении внимание слушателей сосредоточено на ораторе.
При изучении и описании СМИ и РЯ относительно А. рассматриваются такие понятия, как массовая А., целевая А., контактная А., ключевая А., совокупная А., состав, охват А. и др. Под массовой А. понимается совокупность лиц, которые регулярно пользуются информацией СМИ, это потребители распространяемой информации. Сообщение для массовой аудитории строится так, чтобы оно могло вызвать интерес как можно большего числа людей, входящих в такую А. Целевая А. — группа людей, которые сходны по каким-л. параметрам и с наибольшей вероятностью заинтересуются информацией, воспользуются продвигаемыми услугами или приобретут рекламируемый товар. Целевая А. выделяется из общей аудитории на основе различных характеристик, связанных с географическими, демографическими, экономическими, психологическими и поведенческими особенностями адресата. Работа с целевой А. предполагает предельно точное представление об адресате, его интересах, характере и т.п., составление его портрета. Контактная А. — группа получателей средства массовой информации, которая контактирует с адресантом, проявляет интерес к сообщениям. Под ключевой А. понимается группа людей, при помощи которой можно добиться наиболее эффективного воздействия на целевую аудиторию. Совокупная А. представляет собой общий охват адресатов конкретного средства массовой информации или рекламы (напр., количество людей, смотревших какую-л. телепередачу определённой телестанции в течение некоторого периода времени). Состав А. — классификация аудитории по социально-демографическим признакам (пол, возраст, место жительства, образование, род занятий, профессия, специальность, уровень дохода, покупательная способность, потребительские интересы и др.). Охват А. — число получателей информации, имеющих контакт со средством коммуникации, ознакомленных с сообщением (увидевших, услышавших).
Существуют различные классификации А. СМИ. По средствам информации выделяют А. печати, радио, телевидения, Интернета. По уровням канала — А. общероссийского (федерального), республиканского, краевого, областного, районного радио или телевидения. По конкретному СМИ и автору: А. программы, радиостанции, радиожурнала, рубрики, цикла, ведущего и другие. По социально-демографическим признакам (возраст, пол, национальность, образование, религиозная принадлежность, профессия, социальный статус и т.п.): молодёжная, женская, рабочая, воинская, русскоязычная, православная и др. По образу жизни: А. домохозяек, автомобилистов, дачников, охотников и рыболовов и др. По интересам: А. спортивных программ, классической и эстрадной музыки, любителей мистики и др.
В социологии выделяют также «реальную» и «потенциальную» А. СМИ. Знание того, кто слушает (смотрит/читает) и кто может потенциально стать слушателем, зрителем, читателем существенно для планирования речевой деятельности во всех СМИ.
Лит.: Большой толковый словарь Владимира Чернышёва URL: www.e-slovar.ru /dictionary/1/2433/; Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов н/Д., 1999; Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2001; Колесниченко А.В. Использование исследований аудитории в управлении периодическим изданием: КД. Москва, 2007; Михальская А.К.Основы риторики: Мысль и слово: учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. М., 1996; Стернин И. А. Практическая риторика. Воронеж, 1996.
А.Н. Смолина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
541.05 кб

Лекция, аудитория, преподаватель

Рачек В. М., Доброборский Г. А., Вьюшина М. Н.
Читать PDF
673.85 кб

«Умная аудитория» — шаг на пути к интеграции средств информатизации образования

Григорьев Сергей Георгиевич, Гриншкун Вадим Валерьевич, Реморенко Игорь Михайлович
В статье обсуждается понятие «умной аудитории», ее свойства гетерогенности, объектной ориентированности, кросс-платформенности, содержательной и методической унификации.
Читать PDF
62.04 кб

Молодежная аудитория учреждений культуры как объект духовно-нравственного воспитания: интегративно-п

Зезека Елена Михайловна
Формирование молодёжной аудитории одна из важнейших задач учреждений культуры. Наличие молодёжной аудитории уже можно рассматривать как известный успех учреждений культуры.
Читать PDF
190.82 кб

Подростковая аудитория экологического просвещения

Тарасова О.Н.
На основе анализа ре-зультатов экспертных интервью рас-сматривается проблема организации экологического просвещения для подростковой аудитории.
Читать PDF
199.89 кб

Труд Л. Пачоли «Сумма арифметики, геометрии, дробей, пропорций и пропорциональности»: аудитория чита

Кутер К.М.
ии написания его труда «Сумма арифметики, геометрии, дробей, пропорций и пропорциональности». Десятилетиями продолжается спор относительно аудитории ее читателей. В работе рассматривается мнение отдельных исследователей.
Читать PDF
94.77 кб

Пространство художественного музея как учебная аудитория

Туминская Ольга Анатольевна
Художественный музей на рубеже ХХ-XXI в.
Читать PDF
106.93 кб

СМИ и возрастные особенности их восприятия дошкольной аудиторией

Новиков К. Ю.
Автор анализирует возрастные особенности восприятия СМИ дошкольниками. Аргументированно делается вывод о том, что современной журналистикой должны учитываться психологические особенности восприятия телеи радиопередач.
Читать PDF
478.33 кб

Специфика социального восприятия познавательного телевидения студенческой аудиторией

Шилкина Наталья Егоровна
Статья посвящена актуальной проблеме восприятия познавательного телевидения студенческой аудиторией.
Читать PDF
182.20 кб

Русский язык для иностранных военнослужащих: занятия в аудитории и не только

Овчинникова Лада Олеговна, Слюсар Екатерина Алексеевна, Дронова Анастасия Леонидовна
Читать PDF
97.00 кб

Технология творческого сотрудничества педагога и студенческой аудитории через учебно-практические за

Калимуллина О. А.
Читать PDF
211.23 кб

Исследование свойств аудитории подгруппы

Чепегин В. И., Колосов О. В.
Читать PDF
146.92 кб

Русская литература в иностранной аудитории: сб. Научн. Ст. Вып. 5 / сост. И. И. Толстухина. СПб. : И

Вознесенская И.М.
Читать PDF
0.00 байт

Психологические технологии взаимодействия преподавателя высшей школы с аудиторией

Володин Б.Ю.
Актуальность выбранной темы. Развитие практической психологии в системе образования, психологическое обеспечение учебно-воспитательной работы связаны с необходимостью гуманизации российской школы.
Читать PDF
111.65 кб

Перед входом в аудиторию

Сагитов Риф Вагизович, Камалдинова Элионора Шайхутдиновна
Читать PDF
252.76 кб

Обратная связь с аудиторией в образовательном процессе вуза

Харламова Ирина Юрьевна
В статье рассматриваются вопросы обратной связи, которая возникает между преподавателем и студенческой аудиторией вуза при чтении лекции, обсуждаются проблемы и методы её образования.

Похожие термины:

  • АУДИТОРИЯ МУЗЕЙНАЯ

    совокупность людей, включенных в сферу культурно-образовательной деятельности музея.
  • Аудитория целевая

    target audience) – определенная группа людей, контактирующих с медиатекстами, выделенная медийным агентством по каким-либо признакам (возрастным, социальным, образовательным, расовым, гендерным, национ
  • Аудитория информационная

    audience for information) – дифференцированные по различным признакам (возрастным, социальным, образовательным, расовым, гендерным, национальным и др.) группы людей, контактирующих с информацией.
  • Аудитория медийная

    media audience) – дифференцированные по различным признакам (возрастным, социальным, образовательным, расовым, гендерным, национальным и др.) группы людей, контактирующих с медиатекстами.
  • АУДИТОРИЯ ВИРТУАЛЬНАЯ

    множество удаленных друг от друга рабочих мест, объединенных каналами передачи данных и используемых в рамках технологии дистанционного обучения обучаемыми для выполнения одинаковых в содержат
  • АНАЛИЗ АУДИТОРИИ

    систематическое изучение реальной или потенциальной совокупности слушателей или зрителей образовательных радио-и телепрограмм с целью получения сведений об их образовательном и социально-экон
  • Показатели развития информационной грамотности/информационной компетентности аудитории

    audience information literacy/competence levels): 1) мотивационный (мотивы контакта с информацией: жанровые, тематические, эмоциональные, гносеологические, гедонистические, психологические, моральные, интеллектуальные
  • Теория медиаобразования как источника удовлетворения потребностей аудитории

    uses and gratifications approach) (Gripsrud, 1999 и др.). Теоретической основой здесь служит теория «потребления и удовлетворения» в области медиа. Имеется в виду, что влияние медиа на аудиторию ограничено, учащиеся мог
  • Показатели развития медиаграмотности/медиакомпетентности аудитории

    audience media literacy/competence levels): 1) мотивационный (мотивы контакта с медиатекстами: жанровые, тематические, эмоциональные, гносеологические, гедонистические, психологические, моральные, интеллектуальные,
  • ПОВЕДЕНИЕ ОРАТОРА В АУДИТОРИИ

    Всем известно, что выступление оратора перед аудиторией связано с колоссальным интеллектуальным, эмоциональным, физическим напряжением. Чтобы общение со слушателями было эффективным, ритору нео