АУДИТОРИЯ
АУДИТОРИЯ
помещение, в котором читаются лекции, доклады, проводятся семинары; состав слушателей.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
АУДИТОРИЯ
лат. auditorium) — 1) помещение, в котором читаются лекции, доклады, проводятся семинары и т. п.; 2) слушатели лекции, доклада и т. п., а также слушатели и зрители радио- и телепередач.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
АУДИТОРИЯ
(лат. auditorium – место для слушания) – 1) зал, в котором читаются лекции, доклады, устраиваются митинги и т. п.; 2) собирательное название слушателей лекции, доклада, речи и пр. (Словарь иностранных слов. – М.: Юнвес, 1996. – С. 83). И. В. Мухортова
Источник: Глоссарий современного образования.
АУДИТОРИЯ
(от лат. auditorium – место для слушания). 1. Помещение, в котором читаются лекции, проводятся семинары и т. п. 2. Слушатели лекции, доклада и т. п., а также слушатели и зрители радио- и телепередач. 3. В особом смысле А. – приверженцы, сторонники, фанаты какого-л. публичного лица (деятеля искусства, политика, спортсмена).
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
АУДИТОРИЯ
в риторике — совокупность лиц, к которым обращается оратор. А. представляет собой в большей или меньшей степени организованную группу, объединённую по каким-л. признакам: общие взгляды, задачи, цели, интересы, получение информации из определённого источника и др. Напр., фактором, образующим А. СМИ, может быть приверженность читателей к конкретному средству массовой информации. Понятие А. рассматривается также в психологии, философии, социологии, политологии, теории коммуникации, журналистике и других областях научного знания.
В риторике по составу выделяют А. разнородные и однородные. Однородная А. отличается близостью образовательного и интеллектуального уровней и мировоззренческих установок, составляющих ее лиц. А., не обладающая вышеозначенными признаками, считается разнородной. Специфику той или иной А. ритору (оратору) следует учитывать, чтобы избежать коммуникативной неудачи.
По объёму и речевой специфике А. подразделяются на сосредоточенные и рассредоточенные. Рассредоточенной, напр., является А. СМИ, поскольку слушатели (читатели, зрители) находятся в разных местах.
По количеству лиц А. подразделяются на малые, средние и большие. В малых А. возможно возникновение диалога между оратором и слушателями: камерность предполагает более лёгкое и свободное включение в речевую коммуникацию. Выступление перед такой А. требует от оратора очень хорошей подготовки, большей осведомлённости по теме выступления, а также по смежным темам, способности к импровизации и быстрому реагированию на вопросы. В средних аудиториях возникновение диалога менее вероятно, хотя возможно. Напр., диалогическое общение может происходить между выступающим и отдельной, достаточно активной, группой слушателей. Выступление перед большой А. требует мощного голоса, энергии, харизматических качеств. В этом смысле перед большой А. выступать намного сложнее. Хотя такая А. в меньшей степени склонна задавать вопросы, более внушаема и, по мнению И. А. Стернина, охотнее верит оратору [Стернин 1996: 106].
По степени подготовленности А. подразделяются на хорошо подготовленные, подготовленные и малоподготовленные. Хорошо подготовленную А., как правило, составляют люди среднего и пожилого возраста, имеющие высшее и среднее специальное образование, обладающие определённым жизненным и социальным опытом. При подготовке к выступлению перед А. этого типа рекомендуется отбирать ту информацию, которая ей ещё неизвестна, использовать только сильные аргументы, преимущественно логические. Подготовленную А. образуют, как правило, люди молодого и среднего возраста со средним образованием, имеющие осознанный интерес к знаниям. При обращении к такой А. рекомендуется быть более эмоциональным, подбирать яркие примеры. Малоподготовленную А. образуют, как правило, слушатели с начальным и незаконченным средним образованием. При выступлении перед такой А. важно обращаться к практическому результату, приводить примеры, в т.ч. из жизни, использовать ссылки на исторические факты, авторитеты и т.д.
По степени доброжелательности А. подразделяются на позитивно настроенные, индифферентные (равнодушные) и негативно настроенные. Труднее всего выступать перед А., настроенной негативно. Обращаясь к такой А., важно чётко обозначить цель выступления, найти в ней «союзников», на которых и опираться в ходе выступления.
При подготовке к выступлению важно учитывать такие факторы, как: национальные и религиозные особенности, сфера интересов, пол, возраст, профессиональная принадлежность, культурный, образовательный и духовный уровень, социальный статус, степень заинтересованности в предлагаемой теме, позитивный или негативный настрой, количество слушателей, в некоторых случаях — место жительства. Важную роль при обращении оратора к А. играет пространственное размещение слушателей. Различают «прямоугольную» и «круговую» схемы размещения. При круговом расположении («круглый стол») слушатели, видя друг друга, более свободно общаются между собой и с оратором. При прямоугольном размещении внимание слушателей сосредоточено на ораторе.
При изучении и описании СМИ и РЯ относительно А. рассматриваются такие понятия, как массовая А., целевая А., контактная А., ключевая А., совокупная А., состав, охват А. и др. Под массовой А. понимается совокупность лиц, которые регулярно пользуются информацией СМИ, это потребители распространяемой информации. Сообщение для массовой аудитории строится так, чтобы оно могло вызвать интерес как можно большего числа людей, входящих в такую А. Целевая А. — группа людей, которые сходны по каким-л. параметрам и с наибольшей вероятностью заинтересуются информацией, воспользуются продвигаемыми услугами или приобретут рекламируемый товар. Целевая А. выделяется из общей аудитории на основе различных характеристик, связанных с географическими, демографическими, экономическими, психологическими и поведенческими особенностями адресата. Работа с целевой А. предполагает предельно точное представление об адресате, его интересах, характере и т.п., составление его портрета. Контактная А. — группа получателей средства массовой информации, которая контактирует с адресантом, проявляет интерес к сообщениям. Под ключевой А. понимается группа людей, при помощи которой можно добиться наиболее эффективного воздействия на целевую аудиторию. Совокупная А. представляет собой общий охват адресатов конкретного средства массовой информации или рекламы (напр., количество людей, смотревших какую-л. телепередачу определённой телестанции в течение некоторого периода времени). Состав А. — классификация аудитории по социально-демографическим признакам (пол, возраст, место жительства, образование, род занятий, профессия, специальность, уровень дохода, покупательная способность, потребительские интересы и др.). Охват А. — число получателей информации, имеющих контакт со средством коммуникации, ознакомленных с сообщением (увидевших, услышавших).
Существуют различные классификации А. СМИ. По средствам информации выделяют А. печати, радио, телевидения, Интернета. По уровням канала — А. общероссийского (федерального), республиканского, краевого, областного, районного радио или телевидения. По конкретному СМИ и автору: А. программы, радиостанции, радиожурнала, рубрики, цикла, ведущего и другие. По социально-демографическим признакам (возраст, пол, национальность, образование, религиозная принадлежность, профессия, социальный статус и т.п.): молодёжная, женская, рабочая, воинская, русскоязычная, православная и др. По образу жизни: А. домохозяек, автомобилистов, дачников, охотников и рыболовов и др. По интересам: А. спортивных программ, классической и эстрадной музыки, любителей мистики и др.
В социологии выделяют также «реальную» и «потенциальную» А. СМИ. Знание того, кто слушает (смотрит/читает) и кто может потенциально стать слушателем, зрителем, читателем существенно для планирования речевой деятельности во всех СМИ.
Лит.: Большой толковый словарь Владимира Чернышёва URL: www.e-slovar.ru /dictionary/1/2433/; Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов н/Д., 1999; Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2001; Колесниченко А.В. Использование исследований аудитории в управлении периодическим изданием: КД. Москва, 2007; Михальская А.К.Основы риторики: Мысль и слово: учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. М., 1996; Стернин И. А. Практическая риторика. Воронеж, 1996.
А.Н. Смолина
В риторике по составу выделяют А. разнородные и однородные. Однородная А. отличается близостью образовательного и интеллектуального уровней и мировоззренческих установок, составляющих ее лиц. А., не обладающая вышеозначенными признаками, считается разнородной. Специфику той или иной А. ритору (оратору) следует учитывать, чтобы избежать коммуникативной неудачи.
По объёму и речевой специфике А. подразделяются на сосредоточенные и рассредоточенные. Рассредоточенной, напр., является А. СМИ, поскольку слушатели (читатели, зрители) находятся в разных местах.
По количеству лиц А. подразделяются на малые, средние и большие. В малых А. возможно возникновение диалога между оратором и слушателями: камерность предполагает более лёгкое и свободное включение в речевую коммуникацию. Выступление перед такой А. требует от оратора очень хорошей подготовки, большей осведомлённости по теме выступления, а также по смежным темам, способности к импровизации и быстрому реагированию на вопросы. В средних аудиториях возникновение диалога менее вероятно, хотя возможно. Напр., диалогическое общение может происходить между выступающим и отдельной, достаточно активной, группой слушателей. Выступление перед большой А. требует мощного голоса, энергии, харизматических качеств. В этом смысле перед большой А. выступать намного сложнее. Хотя такая А. в меньшей степени склонна задавать вопросы, более внушаема и, по мнению И. А. Стернина, охотнее верит оратору [Стернин 1996: 106].
По степени подготовленности А. подразделяются на хорошо подготовленные, подготовленные и малоподготовленные. Хорошо подготовленную А., как правило, составляют люди среднего и пожилого возраста, имеющие высшее и среднее специальное образование, обладающие определённым жизненным и социальным опытом. При подготовке к выступлению перед А. этого типа рекомендуется отбирать ту информацию, которая ей ещё неизвестна, использовать только сильные аргументы, преимущественно логические. Подготовленную А. образуют, как правило, люди молодого и среднего возраста со средним образованием, имеющие осознанный интерес к знаниям. При обращении к такой А. рекомендуется быть более эмоциональным, подбирать яркие примеры. Малоподготовленную А. образуют, как правило, слушатели с начальным и незаконченным средним образованием. При выступлении перед такой А. важно обращаться к практическому результату, приводить примеры, в т.ч. из жизни, использовать ссылки на исторические факты, авторитеты и т.д.
По степени доброжелательности А. подразделяются на позитивно настроенные, индифферентные (равнодушные) и негативно настроенные. Труднее всего выступать перед А., настроенной негативно. Обращаясь к такой А., важно чётко обозначить цель выступления, найти в ней «союзников», на которых и опираться в ходе выступления.
При подготовке к выступлению важно учитывать такие факторы, как: национальные и религиозные особенности, сфера интересов, пол, возраст, профессиональная принадлежность, культурный, образовательный и духовный уровень, социальный статус, степень заинтересованности в предлагаемой теме, позитивный или негативный настрой, количество слушателей, в некоторых случаях — место жительства. Важную роль при обращении оратора к А. играет пространственное размещение слушателей. Различают «прямоугольную» и «круговую» схемы размещения. При круговом расположении («круглый стол») слушатели, видя друг друга, более свободно общаются между собой и с оратором. При прямоугольном размещении внимание слушателей сосредоточено на ораторе.
При изучении и описании СМИ и РЯ относительно А. рассматриваются такие понятия, как массовая А., целевая А., контактная А., ключевая А., совокупная А., состав, охват А. и др. Под массовой А. понимается совокупность лиц, которые регулярно пользуются информацией СМИ, это потребители распространяемой информации. Сообщение для массовой аудитории строится так, чтобы оно могло вызвать интерес как можно большего числа людей, входящих в такую А. Целевая А. — группа людей, которые сходны по каким-л. параметрам и с наибольшей вероятностью заинтересуются информацией, воспользуются продвигаемыми услугами или приобретут рекламируемый товар. Целевая А. выделяется из общей аудитории на основе различных характеристик, связанных с географическими, демографическими, экономическими, психологическими и поведенческими особенностями адресата. Работа с целевой А. предполагает предельно точное представление об адресате, его интересах, характере и т.п., составление его портрета. Контактная А. — группа получателей средства массовой информации, которая контактирует с адресантом, проявляет интерес к сообщениям. Под ключевой А. понимается группа людей, при помощи которой можно добиться наиболее эффективного воздействия на целевую аудиторию. Совокупная А. представляет собой общий охват адресатов конкретного средства массовой информации или рекламы (напр., количество людей, смотревших какую-л. телепередачу определённой телестанции в течение некоторого периода времени). Состав А. — классификация аудитории по социально-демографическим признакам (пол, возраст, место жительства, образование, род занятий, профессия, специальность, уровень дохода, покупательная способность, потребительские интересы и др.). Охват А. — число получателей информации, имеющих контакт со средством коммуникации, ознакомленных с сообщением (увидевших, услышавших).
Существуют различные классификации А. СМИ. По средствам информации выделяют А. печати, радио, телевидения, Интернета. По уровням канала — А. общероссийского (федерального), республиканского, краевого, областного, районного радио или телевидения. По конкретному СМИ и автору: А. программы, радиостанции, радиожурнала, рубрики, цикла, ведущего и другие. По социально-демографическим признакам (возраст, пол, национальность, образование, религиозная принадлежность, профессия, социальный статус и т.п.): молодёжная, женская, рабочая, воинская, русскоязычная, православная и др. По образу жизни: А. домохозяек, автомобилистов, дачников, охотников и рыболовов и др. По интересам: А. спортивных программ, классической и эстрадной музыки, любителей мистики и др.
В социологии выделяют также «реальную» и «потенциальную» А. СМИ. Знание того, кто слушает (смотрит/читает) и кто может потенциально стать слушателем, зрителем, читателем существенно для планирования речевой деятельности во всех СМИ.
Лит.: Большой толковый словарь Владимира Чернышёва URL: www.e-slovar.ru /dictionary/1/2433/; Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов н/Д., 1999; Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2001; Колесниченко А.В. Использование исследований аудитории в управлении периодическим изданием: КД. Москва, 2007; Михальская А.К.Основы риторики: Мысль и слово: учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. М., 1996; Стернин И. А. Практическая риторика. Воронеж, 1996.
А.Н. Смолина
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.