АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
современные технические средства обучения, включая учебное кино и диафильмы, диапозитивы, радио- и телепередачи, звукозапись.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Средства обучения аудиовизуальные
audiovisual educational media) – технические средства и медиатексты, предназначенные для зрительного и слухового воздействия и восприятия в образовательном процессе.
Источник: Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности
Аудиовизуальные средства обучения
(лат. audire – слышать, visualis – зрительный) – средства обучения, основанные на слуховом и зрительном восприятии учебного материала: магнитофон, кинопроектор, диапозитив, таблица, чертеж и т.д.
Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.
АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
методы обучения различным предметам (преимущественно иностранному языку) с помощью одновременного использования звуковых и зрительных технических средств обучения: кинофильмов, магнитных записей, мультимедийных средств и т.д.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ
особая группа технических средств обучения, включающая экранные и звуковые пособия. Это диапроекции (диафильмы и диапозитивы), эпипроекции (демонстрация на экране рисунков, чертежей и т. п., напечатанных или нарисованных на бумаге и демонстрируемых с помощью эпископов), кодопроекции, учебные телекинофильмы, звуковые пособия (Режим доступа: http:// www.edu.ru). С. Б. Данилевич
Источник: Глоссарий современного образования.
АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
(АВСО) Учебные наглядные пособия, предназначенные для предъявления зрительной и слуховой информации. Подразделяются на визуальные (зрительные) средства (видеограммы) – рисунки, таблицы, схемы, репродукции произведений живописи, транспаранты, диафильмы, диапозитивы; аудитивные (слуховые) средства обучения (фонограммы) – грамзаписи, магнитозаписи, радиопередачи; собственно аудиовизуальные (зрительно-слуховые) средства (видеофонограммы) – кино-, теле- и диафильмы со звуковым сопровождением, программы для ЭВМ. А. с. о. могут быть: 1) учебными, специально предназначенными для занятий языком и содержащими методически обработанный учебный материал (наглядные пособия); 2) учебными, созданными для занятий по другим дисциплинам, но привлекаемыми в качестве учебных материалов по языку (срдства наглядности); 3) естественными средствами массовой коммуникации, включаемыми в учебный процесс. А. с. о. являются эффективным источником повышения качества обучения благодаря яркости, выразительности и информативной ценности зрительно-слуховых образов, воссоздающих ситуации общения и окружающую действительность. При этом на занятиях успешно реализуется дидактический принцип наглядности, возможность индивидуализации обучения и одновременно массового охвата обучающихся (например, при просмотре теле- и кинофильмов, работе в компьютерном классе), усиливается мотивационная сторона занятий. В методике принято разграничивать А. с. о. (пособия для занятий по языку) и технические средства обучения (технические приспособления для демонстрации пособий) (Щукин, 1981).
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
(иначе говоря – «слухозрительные») – особая группа технических средств обучения, получивших наиболее широкое распространение в учебном процессе, включающая экранные и звуковые пособия. Это диапроекции (диафильмы и диапозитивы), эпипроекции (демонстрация на экране рисунков, чертежей и т.п., напечатанных или нарисованных на бумаге и демонстрируемых с помощью эпископов), кодопроекции, учебные кинофильмы, учебные телекинофильмы, звуковые пособия.
Диапозитивы, диафильмы, кодопозитивы относят к так называемым статическим экранным пособиям, поскольку они дают на экране неподвижное – статическое изображение. В отличие от них динамические средства – кино, телевидение – могут передавать изображение в динамике. Дидактическая направленность статических и динамических экранных средств различна. Динамические средства наиболее эффективны, когда необходимо сформировать у обучаемых представления об определенных явлениях в движении, когда движение неотрывно присуще этим явлениям и составляет их характерную черту. Применение же статических экранных пособий целесообразно, когда обучаемым необходимо сравнительно долго рассматривать изображенный объект, разбираться в его деталях, сопоставлять их между собой.
Звуковые пособия используются, во-первых, для прослушивания музыкальных произведений, в том числе, в ряде случаев – как музыкальное сопровождение учебных занятий, музыкальные паузы и т.п. Во-вторых – для повторного прослушивания, магнитофонных (диктофонных) записей лекций, других учебных занятий, а также для их расшифровки, конспектирования, а в методических исследовательских целях – для анализа учебных занятий. В-третьих, что особенно важно в профессиональном образовании – для формирования у обучаемых навыков профессиональной слуховойдиагностики: например, врачей с помощью звуковых пособий обучают различению шумов сердца, легких пациентов в здоровом состоянии и при различных заболеваниях, при обучении мотористов, автомехаников – различению шумов двигателя, других центров и агрегатов в нормальном состоянии и при различных дефектах и т.д. Например, с помощью звукозаписей развивают слух: обучаемые без специальных тренировок улавливают изменение силы звука, если оно превышает 30% от исходного уровня, человек же с тренированным профессиональным слухом улавливает изменения силы звука в несколько раз меньше. Учащийся-новичок не может заметить изменение скорости вращения двигателя на 600 оборотов в минуту. Рабочий же с тренированным профессиональным слухом различит на слух изменение в несколько оборотов в минуту и т.д.
В последнее время аудиовизуальные средства обучения, кроме, пожалуй, видеофильмов и звуковых пособий все больше вытесняются компьютерными средствами обучения.
Лит.: Бондаренко В.К. Технические средства обучения. – М., 1979; Новиков А.М. Применение технических средств обучения в процессе производственного обучения. – М., 1979; Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997.
А.М. Новиков
Диапозитивы, диафильмы, кодопозитивы относят к так называемым статическим экранным пособиям, поскольку они дают на экране неподвижное – статическое изображение. В отличие от них динамические средства – кино, телевидение – могут передавать изображение в динамике. Дидактическая направленность статических и динамических экранных средств различна. Динамические средства наиболее эффективны, когда необходимо сформировать у обучаемых представления об определенных явлениях в движении, когда движение неотрывно присуще этим явлениям и составляет их характерную черту. Применение же статических экранных пособий целесообразно, когда обучаемым необходимо сравнительно долго рассматривать изображенный объект, разбираться в его деталях, сопоставлять их между собой.
Звуковые пособия используются, во-первых, для прослушивания музыкальных произведений, в том числе, в ряде случаев – как музыкальное сопровождение учебных занятий, музыкальные паузы и т.п. Во-вторых – для повторного прослушивания, магнитофонных (диктофонных) записей лекций, других учебных занятий, а также для их расшифровки, конспектирования, а в методических исследовательских целях – для анализа учебных занятий. В-третьих, что особенно важно в профессиональном образовании – для формирования у обучаемых навыков профессиональной слуховойдиагностики: например, врачей с помощью звуковых пособий обучают различению шумов сердца, легких пациентов в здоровом состоянии и при различных заболеваниях, при обучении мотористов, автомехаников – различению шумов двигателя, других центров и агрегатов в нормальном состоянии и при различных дефектах и т.д. Например, с помощью звукозаписей развивают слух: обучаемые без специальных тренировок улавливают изменение силы звука, если оно превышает 30% от исходного уровня, человек же с тренированным профессиональным слухом улавливает изменения силы звука в несколько раз меньше. Учащийся-новичок не может заметить изменение скорости вращения двигателя на 600 оборотов в минуту. Рабочий же с тренированным профессиональным слухом различит на слух изменение в несколько оборотов в минуту и т.д.
В последнее время аудиовизуальные средства обучения, кроме, пожалуй, видеофильмов и звуковых пособий все больше вытесняются компьютерными средствами обучения.
Лит.: Бондаренко В.К. Технические средства обучения. – М., 1979; Новиков А.М. Применение технических средств обучения в процессе производственного обучения. – М., 1979; Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997.
А.М. Новиков
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.