Главная цель А.р.м. – повышение эффективности производства на основе роста производительности труда, улучшения использования основных фондов, материальных и трудовых ресурсов. Достижение ее обеспечивается за счет сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов, повышения качества рабочих мест на основе их рационализации, ликвидации малопроизводительных рабочих мест и замены их наиболее эффективными.В связи с этим увеличивается объем производства, повышается эффективность труда, разрабатываются мероприятия, направленные на повышение производительности труда, улучшение условий труда и обеспечение техники безопасности.
Аттестация дает возможность разработать мероприятия по более полному использованию рабочего места, расширению зон обслуживания, совмещению профессий, многостаночному обслуживанию.
А.р.м. на предприятии включает следующие этапы: учет, аттестацию, рационализацию и планирование.
Учет рабочих мест – первый этап работы – проводится с целью определения числа рабочих мест в цехах, на участках и в каждой бригаде, их классификации и группировки по видам и характеру использования, категории занятых на них рабочих.
Второй этап работы – это сама А.р.м. с целью комплексной их оценки на соответствие передовому научно-техническому и организационному уровню.
Рационализация рабочих мест – третий этап работы. Ее цель – наметить совокупность организационно-технических мероприятий, направленных на совершенствование действующих рабочих мест и улучшение их использования.
Четвертый этап – планирование, направленное на расчет оптимального количества и структуры рабочих мест, необходимых для данного производства, цеха, участка и бригады с учетом намечаемого роста производительности труда и имеющейся численности рабочих.
В работе по проведению аттестации и рационализации рабочих мест принимают участие технологические службы предприятий и профсоюзные организации с широким привлечением рабочих. С этой целью на предприятиях создаются аттестационные комиссии. В их состав входят руководители функциональных подразделений, заместитель председателя профсоюзного комитета, передовые рабочие, мастера, бригадиры, представители первичных организаций НИО, ВОИР. Комиссии возглавляют руководители предприятий или главные инженеры. На крупных предприятиях комиссии могут создаваться в структурных подразделениях (по производствам, в цехах и т.п.).
Результаты аттестации каждого места бригады и предложения по их рационализации отражаются в карте рационализации, которая подписывается членами комиссии, проводившими аттестацию, и рабочими, занятыми на данных рабочих местах. Аттестации подлежат все рабочие места бригады, включая учебные.
В ходе аттестации каждое рабочее место оценивается комплексно по следующим трем уровням: 1) техническому; 2) организационному; 3) условиям труда и техники безопасности.
При оценке технического уровня в карте аттестации учитываются: прогрессивность технологического процесса (по трудоемкости); качество продукции или выполняемых работ, %; производительность оборудования, шт/ч;
обеспеченность технологической оснасткой, шт.; уровень производительности оборудования.
При оценке организационного уровня учитываются: соответствие планировки нормам проектирования, м
уровень использования оборудования по времени; уровень съема продукции.
При оценке условий труда и техники безопасности проверяются: температура воздуха, оС;
вибрация, Гц; освещенность, лк;
удельное значение ручных работ, чел.-ч, % от общего объема; обеспеченность спецодеждой и спецобувью, комплектность по номенклатуре.
В карте аттестации рабочего места фиксируются фактические данные по каждому из перечисленных факторов (нормативные и установленные). На основании этих данных в карту записывается итоговый вывод по каждому рабочему месту: аттестовано, подлежит рационализации или подлежит ликвидации.
Итоги аттестации обсуждаются на общих собраниях бригад и с учетом их предложений по предприятию издается согласованный с профсоюзным комитетом приказ. В нем определяются: общее количество рабочих мест, подлежащих ликвидации; ответственные за проведение мероприятий по рационализации рабочих мест и реализации высвобождаемых материально-технических ценностей; меры по переподготовке и использованию рабочих, высвобождаемых в связи с ликвидацией и рационализацией рабочих мест; меры поощрения рабочих за активное участие в проведении аттестации.
Лит.: Стариков И.М. Профессиональная подготовка рабочих к эффективному труду в бригадах. – М., 1990; Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. – М., 1997.
И.М. Стариков