АССОЦИАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Найдено 1 определение
АССОЦИАЦИЯ "ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"
(АПО) – новая форма интеллектуального труда, призванная генерировать новые идеи, обобщать передовой опыт, поддерживать инициативу в области профессионального образования. Логикой самой жизни ассоциация поставлена в условия необходимости разработки актуальных проблем, возникающих в настоящее время.
АПО создана в январе 1990 г. при Российской академии образования по инициативе академика С.Я. Батышева, который был избран ее президентом; функционирует на полном хозрасчете, самоокупаемости и самофинансировании.
Основными задачами и функциями ассоциации являются:
– изучение потребности министерств, ведомств, предприятий, организаций, служб занятости и учебных заведений в проведении исследований и научно-практических разработок, направленных на совершенствование профессиональной подготовки рабочих и специалистов (в том числе и безработных), а также трудовой подготовки школьников;
– организация и координация деятельности творческих исследовательских коллективов для проведения на хоздоговорных началах по заявкам заказчиков научных исследований, научно-исследовательских работ и учебно-методических разработок, направленных на создание учебно-программной документации, методических и информационных материалов, средств обучения и других видов продукции, необходимых для трудовой и профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки рабочих, специалистов (в том числе высвобождающихся в связи с сокращением рабочих мест), в учебных заведениях разного типа и на производстве;
– создание материалов и пособий для повышения квалификации инженерно-педагогических кадров в сфере профессионального образования;
– подготовка, издание и распространение научных, учебных, методических и репринтных материалов, необходимых для профессионального образования и самообразования, популяризации и пропаганды педагогических инноваций;
– пропаганда прогрессивных научных разработок, научно-исследовательских, экономических достижений и передового опыта, а также издательская, информационная и рекламная деятельность по профилю ассоциации, участие в научно-техническом сотрудничестве с предприятиями (организациями) зарубежных стран.
Ассоциация осуществляет:
– консультационно-методическую помощь учебным заведениям и отдельным лицам по вопросам организации учебно-воспитательного процесса, научной организации педагогического труда, проведения научных исследований и внедрения результатов исследований в практику;
– распространение передового и новаторского педагогического опыта, научную экспертизу инновационных разработок в области профессионального образования;
– создание информационного банка психолого-педагогических новшеств в области подготовки кадров, оперативное оповещение заинтересованных учебных заведений, предприятий и организаций, а также специалистов об их содержании;
– организацию и проведение научных форумов, симпозиумов, конференций, совещаний, круглых столов и т.п., в том числе международных, по актуальным проблемам профессионального образования;
– учебно-методическую деятельность, включающую организацию собственных школ и курсов, а также иных форм обучения и развития;
– создание и распространение научно-методических, учебных, информационных и рекламных материалов;
– переподготовку и повышение квалификации специалистов по основным направлениям деятельности ассоциации;
– выполнение научно-исследовательских работ и разработок по вопросам деятельности ассоциации.Смысл деятельности ассоциации заключается в апробации подходов к организации и проведению научно-методической работы, чтобы педагог любого ранга или научный сотрудник мог прийти в ассоциацию со своей идеей и проверить ее личным творчеством. Кроме того, любой педагогический коллектив может сделать заказ на разработку какой- то идеи, реализация которой в данных конкретных условиях будет способствовать повышению эффективности учебно-воспитательного процесса. Обращаясь в ассоциацию, любой педагогический коллектив может рассчитывать на высококвалифицированную услугу в сроки, обусловленные договором. Вся работа в ассоциации выполняется по контрактам временными творческими коллективами – творческими бригадами, которые создаются для выполнения конкретных творческих задач и возглавляются лидерами данной разработки. Она сохраняет самостоятельность до ее окончания. Результаты выполненной работы подвергаются экспертной оценке специалистов и при необходимости – обсуждению с участием заказчика на правлении ассоциации.
Для того чтобы творческие бригады были конкурентоспособными, они комплектуются специалистами, обладающими высоким научно-педагогическим потенциалом и производственно-педагогическим опытом. Каждая такая бригада должна работать быстрее, делать больше, лучше, качественнее. Опыт, накопленный ассоциацией показывает, что организация таких форм работы обеспечивает более тесную связь науки с практикой и на этой основе помогает преодолеть их разобщенность.
В настоящее время деятельность ассоциации осуществляется по трем основным направлениям.
Первое направление. Подготовка квалифицированных рабочих.
Постоянно создаются творческие коллективы, которые проводят научные исследования, на их основе разработано более 20 наименований книг, учебно-методических пособий и сборников материалов о передовом опыте работы учебных заведений по проблемам профессиональной подготовки кадров.
К наиболее значимым можно отнести следующие книги:
– «Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих на производстве в условиях перехода к рыночной экономике» (в 2-х т.);
– «Подготовка техников в условиях перехода к рыночной экономике»;
– «Подготовка рабочих широкого профиля в условиях перехода к рыночной экономике»;
– «Учение и игра»;
– «Методика производственного обучения»;
– «Лицей» (комплект учебно-методических материалов в 5-и кн.);
– «Подготовка рабочего профессионала»;
– «Задачи системы профтехобразования в условиях перехода к рыночной экономике»;
– «Управление профессиональной подготовкой и повышением квалификации рабочих»;
– Комплект «Обучение школьников труду» (3 брошюры);
– «Теория и методика бригадного обучения»;
– «Блочно-модульное обучение»;
– «Профессиональная педагогика».
В 1996–1997 гг. сформирован уникальный авторский коллектив в составе более ста человек для создания Энциклопедии профессионального образования, который завершил свою работу в 1998 г.Второе направление. Повышение квалификации различных категорий работников образования.
При ассоциации в 1991 г. создан заочный Университет профессионального образования (лицензия А 331009 Минобразования РФ), в котором повышают профессиональную квалификацию различные категории работников народного образования на шести факультетах:
1. «Профессиональное обучение инженерно-педагогических работников учебных заведений профтехобразования» (для директоров и зам. директоров, мастеров и старших мастеров производственного обучения и для инженерно-педагогических работников, не имеющих педагогического образования);
2. «Воспитание детей» (для руководителей, методистов, психологов, логопедов, воспитателей и младших воспитателей дошкольных учреждений – всего 15 отделений);
3. «Младший школьник» (для учителей начальной школы);
4. «Сельская школа» (для учителей сельской малокомплектной начальной школы);
5. «Обучение школьников труду» (для учителей труда V–IX классов и инструкторов производственного обучения X–XI классов);
6. «Воспитание детей вне семьи» (для воспитателей детских домов, школ-интернатов, реабилитационных центров, детских приютов).
Для каждой категории слушателей разработан комплект учебно-методической литературы (3–5 наименований) и учебно-тематический план, которые рассылаются им после зачисления в университет.
За время установленного срока обучения слушатели выполняют контрольную и дипломную работы, которые рецензируются профессорско-преподавательским составом университета (рецензии высылаются слушателю).
Оцениваются работы по системе «зачтено», «не зачтено».
Форма обучения на всех отделениях только заочная, поэтому выезд в Университет для защиты дипломной работы не предусмотрен.
По окончании курса обучения слушатели получают удостоверение установленного образца о повышении квалификации, которое при прочих равных условиях дает преимущественное право при аттестации.
Ежегодно в заочном Университете профессионального обучения повышают свою профессиональную квалификацию более тысячи работников различных категорий образования.
Третье направление. Научно-методическая помощь органам управления образованием и учебными заведениями.
По заявкам департаментов и управлений образования ассоциация организует и проводит научно-практические семинары, конференции, «круглые столы» по наиболее актуальным вопросам для того или иного региона. В этих целях формируются творческие мобильные бригады, в их состав включаются ученые, методисты, занимающиеся исследованием данных проблем, которые выезжают в тот или иной регион.
Ассоциация широко информирует учебные заведения о своих разработках и о работе университета путем проведения широкомасштабных рекламных кампаний, размещения рекламных объявлений и издания бюллетеней. В них дается информация о выполненных научных исследованиях, чтобы учебные заведения могли использовать в работе коллективные научные достижения в области разработки новых идей и передового педагогического опыта.Дальнейшее расширение деятельности ассоциации в области исследования проблем образования приобретает исключительно важное значение, так как средства на их разработку в институтах РАО ограничены. Вот почему расширение деятельности ассоциации приобретает масштабное значение. Именно в ассоциации многие работники образования быстро находят ответы на интересующие их вопросы, не без основания считая ее новым видом сотрудничества научных и практических работников.
Многолетний опыт организации научно-исследовательской работы на новых началах, накопленный АПО, показал, что успешному развитию предпринимательства в сфере педагогической науки способствуют:
1. Глубокая демократизация управления научными исследованиями, и полная самостоятельность в подборе членов творческих групп, профессионалов своего дела.
2. Оперативная разработка новых идей, предложенных педагогами, немедленное создание творческих групп.
3. Установление оплаты в зависимости от результатов труда, от вклада каждого члена творческой группы в разработку проблемы. Здесь исключена пожизненная рента в виде неизменных ставок научных работников.
4. Содружество единомышленников в творческой группе, которая сама выбирает руководителя, обладающего высоким научным потенциалом и опытом.
5. Неформальная оценка результатов труда творческой группы. Результаты ее деятельности оцениваются внедрением в практику.
6. Конкуренция, позволяющая находить наиболее эффективные пути решения проблемы.
7. Создание временных творческих коллективов, что снимает вопрос о необходимости иметь большое число работников в творческих группах, которые функционируют определенное договорными условиями время.
Результаты деятельности ассоциации свидетельствуют о том, что при нынешних условиях, когда средства, выделяемые на науку, ограничены, развитие научных исследований на хозрасчетной основе приобретает исключительно важное значение. При новом подходе к организации исследований обеспечивается более жесткая связь науки с практикой, преодоление их разобщенности. Вот почему возникает необходимость развивать предпринимательскую деятельность в сфере педагогической науки, ибо только там, где имеется здоровая конкуренция научных школ, можно ожидать более быстрого решения возникающих проблем на новых началах. Гранты и хозрасчет – вот составляющие успеха педагогической науки.
М.Б. Яковлева

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Похожие термины: