Асиндетон

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Асиндетон
(от гр. asyndeton) – стилистическая фигура, для которой характерна бессоюзная связь слов в предложении и предложений в тексте. Асиндетоны обращают внимание читателей на особенности речи в тексте, делают ее более выразительной, даже афористичной. Способствуют развитию речи учащихся, усвоению изучаемого произведения, постижению художественного мастерства писателя. Получил распространение в поэзии. И. Фогельсон [122] обращает внимание на то, что при помощи „бессоюзия” можно передать, как в пушкинской „Полтаве”, стремительное напряжение боя: - Швед, русский – колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржание, стон… и, наоборот, – атмосферу застоя, как это сделал А. Блок: - Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет, Живи еще хоть четверть века, Все будет так. Исхода нет. Наличие или отсутствие союза в предложении или фразе еще не свидетельствует об их выразительности, которая достигается только в системе изобразительных средств конкретного текста. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

АСИНДЕТОН
или БЕССОЮЗИЕ (греч. áσύνδετον — ‘несвязанность’, ‘бессоюзие’), — стилистическая фигура, состоящая в намеренном (стилистически мотивированном) опущении сочинительных союзов в синтаксических конструкциях перечислительного типа, а также в бинарных конструкциях со значением сопоставления или противопоставления. Бессоюзие такого рода создает эффект быстроты, интенсивности действий, событий: Швед, русский — колет, рубит, режет. / Бой барабанный, крики, скрежет, / Гром пушек, топот, ржанье, стон, / И смерть и ад со всех сторон (А. Пушкин); или их множественности: Каждый из них был целым миром. И этот мир погас навсегда. Вместе с ним легли в могилы неосуществлённые мечты, несыгранные свадьбы, нерождённые дети, неспетые песни, непостроенные дома, ненаписанные книги (В. Быков), причём сила эффекта в таких конструкциях прямо пропорциональна их протяженности (количеству перечисляемых членов).
Иначе обстоит дело в бинарных синтаксических конструкциях со значением сопоставления или противопоставления. Экспрессивность бессоюзия такого рода обратно пропорциональна протяжённости предложения. Ср.: Как известно, оперные деятели такого дарования и масштаба сейчас наперечёт не только у нас в стране — во всём мире (СК. 26.05.1990); Это нужно не мёртвым — живым (КО. 17.06.1988); Лето припасает — зима проедает (пословица).
Бессоюзие в такого рода синтаксических конструкциях интенсифицирует значения сопоставления и противопоставления.
Экспрессивное бессоюзие может осуществляться и на базе сложноподчинённых предложений. Опускаются преимущественно союзы изъяснительные, причинные, условно-следственные. Напр.: У нас действительно не сложилась жизнь... но Ирина ни словом меня не упрекнула. А я видел по глазам — она страдала, жалела... (Ю. Бондарев); Не могут распуститься цветы на грядках — не хватает силы противостоять холоду (Ф. Абрамов); 8) Порвёшь косынку — / Уронишь слезинку. / С милым порвёшь — / Ведро наревёшь (Т. Смертина).
А. характерен для художественной, публицистической речи, а также речи разговорной.
Лит.: Веккессер М.В.Бессоюзие в аспекте категории экспрессивности // Scripta manent: сборник науч. работ студентов и аспирантов-филологов. Смоленск, 2000; Квятковский А.П. Поэтический словарь. М., 1966; Малащенко Т.В. Бессоюзные конструкции и фигуры прибавления (на материале творчества В. Набокова) // Проблемы экспрессивной стилистики. 4.1. Ростов н/Д., 1995; Новиков Л.А. Искусство слова. М., 1982; ЭВСРЯ. М., 2005.
А.П. Сковородников

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.