АРТИКУЛЯЦИЯ
АРТИКУЛЯЦИЯ
работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи (фонем) [81, c. 60].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Артикуляция
от лат. articulare — членораздельно произносить) — деятельность речевых органов (губ, языка, мягкого неба, небной занавески и нижней челюсти), движения органов речи, нужные для произнесения данного звука и складывающиеся из приступа (экскурсии), средней части (выдержки) и отступа (рекурсии).
Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь
АРТИКУЛЯЦИЯ
(лат. articulatum – расчленение) - рабочие движения периферических органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых складок), заключающиеся в естественном, либо в неправильном их положении во время произношения звуков речи. См.: Артикуляция голосовых складок. Артикуляция губ. Артикуляция нёбной занавески. Артикуляция языка. Зоны артикуляционные. Профиль артикуляционный.
Источник: Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии.
Артикуляция
[лат. articulo – расчленять, членораздельно произносить] – совместная работа речевых органов, необходимая для произнесения звуков речи. А. регулируется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного мозга. Для правильной А. каждого звука необходима определенная система движений органов речи, которая формируется подвлиянием слухового и кинестезического (речедвигательного) контроля за правильностью произношения, осуществляемого по механизму обратной связи.
Артикуляция
движения губ, языка, других органов речи и речедвигательных анализаторов в процессе речевой деятельности; есть внешняя и внутренняя артикуляция; внешняя проявляется при чтении слух, внутренняя при чтении молча (про себя), находясь в скрытом состоянии при внешнем наблюдении; интенсивность микродвижений артикуляторов зависит от уровня развития навыка чтения и сложности текста; чем менее развит навык чтения про себя и чем сложнее текст, тем ярче выражена артикуляция, тем больше развернута внутренняя речь.
Источник: Словарь-справочник по чтению 2017
АРТИКУЛЯЦИЯ
лат. articulatio от articulare — расчленять, членораздельно, ясно произносить) — 1) работа произносительных органов при образовании звуков речи; 2) положение этих органов, необходимое для образования данного звука. Под А. в узком смысле понимают работу таких органов, как язык, губы, небная занавеска, нижняя челюсть. А. в широком смысле включает также двигательную активность мышц глотки, гортани, дыхательной системы. Лит.: Кодзасов СВ. Артикуляция //ЛЭС— М., 1990; Маслов Ю.С. Введение в языкознание.— М.,1987. А. А. Князьков
АРТИКУЛЯЦИЯ
(лат. articulare – членораздельно выговаривать) — 1) деятельность речевых органов (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок), связанная с произнесением звуков речи и различных их комплексов, составляющих слоги, слова. Нарушения А. влекут за собой нарушение звукопроизношения, возникающее как самостоятельный дефект речи или как одно из проявлений более сложных дефектов речи; 2) степень разборчивости речи при ее передаче через акустическую аппаратуру (по телефону, по радио), а также степень внятности речи при различном качестве произношения (например, у глухих). Определяется путем подсчета процента слогов, слов или фраз, правильно воспринятых аудиторами.
АРТИКУЛЯЦИЯ
(от лат. articulatio – расчленение). Движения произносительных органов во время речи. В фонетике говорят об А. отдельных звуков (А. гласных, А. согласных) или более сложных звуковых последовательностей (А. слога, А. сочетания звуков и др.). Контроль А. осуществляется за счет кинестезических (двигательных) ощущений и слуховой обратной связи. В практическом курсе русского языка работе над А. звуков уделяется большое внимание как на этапе постановки произношения, так и в случае необходимости его коррекции. Результатом занятий является формирование артикуляционной базы. Механизм, участвующий в А., называют механизмом проговаривания. Формирование правильной А. связано с развитием фонематического слуха. Его недоразвитие или общее нарушение (у слабослышащих) затрудняет овладение правильной А. Искаженное произношение звуков иноязычной речи преодолевается в ходе тренировки, в том числе в рамках корректировочного курса фонетики изучаемого языка (Галеева, Соколова, 1974; Совсун, 1976; Практическая методика..., 2003).
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).