АРТИКУЛЯЦИЯ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АРТИКУЛЯЦИЯ
работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи (фонем) [81, c. 60].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Артикуляция
от лат. articulare — членораздельно произносить) — деятельность речевых органов (губ, языка, мягкого неба, небной занавески и нижней челюсти), движения органов речи, нужные для произнесения данного звука и складывающиеся из приступа (экскурсии), средней части (выдержки) и отступа (рекурсии).

Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь

АРТИКУЛЯЦИЯ
(лат. articulatum – расчленение) - рабочие движения периферических органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых складок), заключающиеся в естественном, либо в неправильном их положении во время произношения звуков речи. См.: Артикуляция голосовых складок. Артикуляция губ. Артикуляция нёбной занавески. Артикуляция языка. Зоны артикуляционные. Профиль артикуляционный.

Источник: Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии.

Артикуляция
[лат. articulo – расчленять, членораздельно произносить] – совместная работа речевых органов, необходимая для произнесения звуков речи. А. регулируется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного мозга. Для правильной А. каждого звука необходима определенная система движений органов речи, которая формируется подвлиянием слухового и кинестезического (речедвигательного) контроля за правильностью произношения, осуществляемого по механизму обратной связи.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Артикуляция
движения губ, языка, других органов речи и речедвигательных анализаторов в процессе речевой деятельности; есть внешняя и внутренняя артикуляция; внешняя проявляется при чтении слух, внутренняя при чтении молча (про себя), находясь в скрытом состоянии при внешнем наблюдении; интенсивность микродвижений артикуляторов зависит от уровня развития навыка чтения и сложности текста; чем менее развит навык чтения про себя и чем сложнее текст, тем ярче выражена артикуляция, тем больше развернута внутренняя речь.

Источник: Словарь-справочник по чтению 2017

АРТИКУЛЯЦИЯ
лат. articulatio от articulare — расчленять, членораздельно, ясно произносить) — 1) работа произносительных органов при образовании звуков речи; 2) положение этих органов, необходимое для образования данного звука. Под А. в узком смысле понимают работу таких органов, как язык, губы, небная занавеска, нижняя челюсть. А. в широком смысле включает также двигательную активность мышц глотки, гортани, дыхательной системы. Лит.: Кодзасов СВ. Артикуляция //ЛЭС— М., 1990; Маслов Ю.С. Введение в языкознание.— М.,1987. А. А. Князьков

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

АРТИКУЛЯЦИЯ
(лат. articulare – членораздельно выговаривать) — 1) деятельность речевых органов (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок), связанная с произнесением звуков речи и различных их комплексов, составляющих слоги, слова. Нарушения А. влекут за собой нарушение звукопроизношения, возникающее как самостоятельный дефект речи или как одно из проявлений более сложных дефектов речи; 2) степень разборчивости речи при ее передаче через акустическую аппаратуру (по телефону, по радио), а также степень внятности речи при различном качестве произношения (например, у глухих). Определяется путем подсчета процента слогов, слов или фраз, правильно воспринятых аудиторами.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

АРТИКУЛЯЦИЯ
(от лат. articulatio – расчленение). Движения произносительных органов во время речи. В фонетике говорят об А. отдельных звуков (А. гласных, А. согласных) или более сложных звуковых последовательностей (А. слога, А. сочетания звуков и др.). Контроль А. осуществляется за счет кинестезических (двигательных) ощущений и слуховой обратной связи. В практическом курсе русского языка работе над А. звуков уделяется большое внимание как на этапе постановки произношения, так и в случае необходимости его коррекции. Результатом занятий является формирование артикуляционной базы. Механизм, участвующий в А., называют механизмом проговаривания. Формирование правильной А. связано с развитием фонематического слуха. Его недоразвитие или общее нарушение (у слабослышащих) затрудняет овладение правильной А. Искаженное произношение звуков иноязычной речи преодолевается в ходе тренировки, в том числе в рамках корректировочного курса фонетики изучаемого языка (Галеева, Соколова, 1974; Совсун, 1976; Практическая методика..., 2003).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
391.57 кб

Структура и механизм артикуляции современной социальной политики в сфере образования

Мухудадаев Магомед Османович
Статья посвящена осмыслению современной социальной политики в системе образования. С политологических позиций раскрыта структура социальной политики в сфере образования.
Читать PDF
89.96 кб

Роль артикуляции в процессах письма

Репина Зоя Алексеевна
Читать PDF
283.32 кб

Инновационные приемы проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

Дружинина Елена Владимировна
В данной статье отражены инновационные приемы проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка.
Читать PDF
999.45 кб

Развитие артикуляционной и мелкой моторики старших дошкольников нетрадиционными средствами Су-Джок и

Лещенко Светлана Геннадьевна, Крючкова Анастасия Вадимовна
В данной статье рассмотрены проблемы развития артикуляционной и мелкой моторики старших дошкольников нетрадиционными средствами Су-Джок и биоэнергопластики.
Читать PDF
227.55 кб

ОСОБЕННОСТИ КРУПНОЙ, МЕЛКОЙ И АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ

А. В. Спирина
В статье описываются выявленные в результате обследования у детей дошкольного возраста особенности таких моторных функций, как общая или крупная моторика, мелкая моторика рук и артикуляционная моторика.
Читать PDF
12.18 мб

Особенности работы над артикуляционным аппаратом у детей с нарушениями зрения в классе вокального ан

Пикунова Марина Владимировна
В статье обозначены недостатки в работе артикуляционного аппарата у детей с нарушениями зрения.
Читать PDF
817.81 кб

Проблемы построения артикуляционных движений при обучении иностранному языку

Попова Анна Николаевна
В статье анализируются проблемы управления артикуляционным аппаратом человека при изучении иностранного языка. Представлены два подхода к решению данной проблемы.

Похожие термины:

  • АРТИКУЛЯЦИЯ ГОЛОСОВЫХ СКЛАДОК

    пространственное соотношение истинных голосовых складок (связок: сомкнуты или разомкнуты) во время произношения звуков речи и фонации. См.: Фонация.
  • АРТИКУЛЯЦИЯ ГУБ

    пространственное положения верхней и нижней губ по отношению друг друга или верхних резцов во время произношения звуков речи.
  • АРТИКУЛЯЦИЯ ЯЗЫКА

    рабочие движения языка в пределах зон артикуляции звуков, необходимые для звукопроизношения. См.: Зоны артикуляционные.
  • АРТИКУЛЯЦИЯ НОСОВАЯ

    (см. артикуляция) — произнесение звука с опущенным мягким нёбом и продвинутым вперед маленьким язычком.
  • АРТИКУЛЯЦИЯ НЁБОЙ ЗАНОВЕСКИ

    рабочие движения мягкого неба и язычка, заключающиеся в открытии или закрытии прохода воздушной струи в носовую полость во время фонации и звукопроизношения.
  • АРТИКУЛЯЦИЯ РОТОВАЯ

    (см. артикуляция) — произнесение звука с приподнятым мягким нёбом к задней стенке глотки, т. е. так, что воздух идет через рот.
  • АРТИКУЛЯЦИЯ ЗУБОВ

    пространственное соотношение зубных рядов при движениях нижней челюсти во время речи.
  • РЕЧЕВАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ

    Совместная деятельность речевых органов при произнесении звуков речи. Для правильной Р. а. каждого звука необходима определенная система движений органов речи (артикуляционная база), ставшая при
  • Артикуляци6нные фазы

    от лат. articulare — членораздельно произносить) — три части артикуляции звука: приступ (экскурсия), выдержка (средняя часть) и отступ (рекурсия).
  • ДВИЖЕНИЯ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ

    Д. органов артикуляции в процессе речевого акта, направленные на обеспечение необходимого для звукопроизношения и голосообразования артикуляционного уклада органов артикуляции.
  • ОЩУЩЕНИЕ МОМЕНТА АРТИКУЛЯЦИИ

    Движения органов речи, которые можно наблюдать, чувствовать, ощущать и, следовательно, контролировать. К О. м. а. относятся: 1) положение кончика языка (вверх – вниз), движение всего языка (вперед – на
  • НАРУШЕНИЯ (ДЕФЕКТЫ) АРТИКУЛЯЦИННОГО АППАРАТА

    любые нарушения в строении А.А. врожденного или рано приобретенного (травма) характера (в возрасте до 7 лет) неизменно влекут за собой трудности в формировании и развитии речи. Более поздние приобре
  • АРТИКУЛЯЦИОННАЯ БАЗА

    (см. артикуляция) — свойственные говорящим на данном языке положение и система движений органов речи при произнесении звуков речи.
  • АФАЗИЯ МОТОРНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ

    (моторная + лат. articulatum – расчленение. Классификация И.М. Тонконогого) - см.: Афазия моторная афферентная.
  • АТАКСИЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ

    (лат. articulatum – расчленение) - А., проявляющаяся в замедленности, толчкообразности, растянутости речевой артикуляции. Наблюдается при поражении мозжечка и его связей со стволом головного мозга.
  • ГИМНАСТИКА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ

    система упражнений для мышц артикуляционного аппарата, направленных на выработку нормального артикуляционного уклада органов артикуляции и перевоспитание патологически закрепившейся артикул
  • ВАРИАНТЫ НАРУШЕНИЙ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

    в основном это отклонения и дефекты в анатомическом строении зубочелюстной системы и нарушения подвижности органов артикуляции: диастема, расщелина верхней челюсти, расщелина губы, передний отк
  • АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ НАВЫКИ

    (см. артикуляция) — усвоение артикуляционной базы данного языка.
  • УПРАЖНЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ

    (лат. articulatum – расчленение членораздельно произносить) - вид физических упражнений, используемых в логопедии, для развития и укрепления мышц артикуляционного аппарата, участвующих в процессе звук
  • ЗОНЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ

    места образования звуков речи. Различают пять З.А.: первую образуют губы («П», «Б», «М», «В», «Ф»); вторая находится между кончиком языка и внутреннейповерхностью верхнего зубного ряда (резцов), альве