АРТ-ТЕРАПИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АРТ-ТЕРАПИЯ
1) использование искусства с психотерапевтическими целями; 2) метод психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в способностях и качествах личности детей, испытывающих трудности в процессе своего развития.

Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов

Арт-терапия
(от англ. art – искусство) – направление в психотерапии и педагогической коррекции, основанное на воздействие психоэмоционального состояния, самовыражения, повышения самооценки с помощью изобразительного искусства, музыки, драматургии, чтения, танцев, творческого поиска одухотворенности в повседневном.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

АРТ-ТЕРАПИЯ
Термин введен в 1938 г. Адрианом Хиллом (Art; artist (англ.) — искусство, художник. «Therapеia» (греч.) — забота; уход; лечение) и означает: 1) избавление от чего-либо; 2) «социально-психологическое врачевание» (изменение стереотипов поведения и повышение адаптационных способностей личности средствами спонтанной художественной деятельности). Релятивность понятия «терапия» аргументирует его введение в понятийный аппарат психологии и педагогики. Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности.
Центральная фигура в арт-терапевтическом процессе — личность, стремящаяся к творческому самораскрытию, укреплению психологического здоровья, гармонизации эмоционального самочувствия, расширению диапазона своих возможностей. Искусство — зеркало, где каждый видит себя (Г.Гете)
Арт-терапия чаще всего рассматривается в контексте пластических искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна и прочих форм творчества, в которых визуальный канал коммуникации играет ведущую роль (акцент не на искусство вообще, а на визуальные искусства). «Картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов», — гласит восточная мудрость.
Арт-терапия — это высвобождающая чувства терапия (П. Левинсон); средство общения на символическом уровне (К.Рудестам). Основа арт-терапевтического процесса — в том, что наиболее важные мысли и переживания человека легче выразить в виде образов, нежели слов (Э.Крамер, М.Наумбург).
С позиций феноменологии в продукте творчества отражаются все виды подсознательных процессов (внутренние конфликты, воспоминания детства, вытесненные переживания и др.). В процессе арт-терапии человек сначала пребывает в роли «художника», затем становится сторонним наблюдателем. Со временем происходит изменение отношения, инициирование ощущения целостности и гармоничности образа «Я». Безопасная психологическая атмосфера, безоценочное принятие изобразительного продукта, независимо от его эстетической ценности, доброжелательное отношение — необходимые условия для самопознания, личностного роста участников арт-терапевтических занятий любого возраста, начиная с 6–7 лет.
В арт-терапии используются элементарные художественные средства, не требуется предыдущего опыта в рисовании и специальных художественных способностей. В основе — спонтанные, произвольные, «свободные» рисунки, которые не бывают «неправильными», а также экспериментирование с различными нестандартными изобразительными средствами и материалами. Рисунок, живопись, работа сглиной, пластилином, изготовление декоративных предметов, коллажей, создание композиций из различных природных и поделочных материалов — все это изобразительная деятельность, и психологические закономерности ее развития едины (Л.С.Выготский, Ю.А.Полуянов).
Арт-терапию образно называют «исцеляющим искусством». Спонтанная изобразительная деятельность сопровождается терапевтическими эффектами (психологическим, эмоциональным, релаксационным, психопрофилактическим, социально-коммуникативным). Это — гуманный процесс, который, способствуя социализации личности, позволяет сохранить собственную уникальность, личностную и культурную идентичность.
Арт-терапевтическая работа в школе — специально организованная система внеклассных занятий — позволяет повысить значимость проблемы психологического здоровья учащихся и способствует лучшему пониманию их потребностей педагогами (К.Уэлсби), направлена на гуманизацию отношений, гармонизацию психоэмоционального самочувствия личности в социуме. При этом реализуются развивающие, воспитательные, психолого-терапевтические, диагностические, коррекционные и другие функции педагогической модели арт-терапии.
Освоение арт-терапии специалистами помогающих профессий не только расширяет их профессиональные возможности, но также создает прецедент уникального сочетания образовательного процесса с терапией личности. Это важно потому, что работа с другими людьми, оказание им психологической помощи, поддержки непременно требует от специалиста понимания самого себя, своих потребностей, противоречий, проблемных зон. «Если я должен способствовать личностному росту других, то я должен расти сам...», — подчеркивал К.Роджерс. По глубокому убеждению его дочери, все люди обладают природной способностью к творчеству. «Опробуйте новый для себя опыт, — предлагает Н.Роджерс, — вы удивитесь самому себе, своей способности быть подлинно творческим человеком».
Л.Д.Лебедева
Литература:Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2003.
Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер Ком, 1999.

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005