АРХЕТИП

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АРХЕТИП
от греч. archetipos — первообраз) — связь образов (Бога, матери, вождя и т. п.), переходящих из поколения в поколение. Термин введен К. Юнгом, швейц. психологом и психиатром. Архетипы сокрыты в коллективном бессознательном, к-рое существует в каждом человеке наряду с личным бессознательным и сознанием, определяют особенности поведения, мышления личности, наполняясь в течение жизни конкретным содержанием.

Источник: Педагогический словарь

АРХЕТИП
от греч. arch:e - начало и tipos - образ) 1. в позднеантичной философии прообраз, идея. 2. В "аналитической психологии" К.Г. Юнга изначальные, врожденные психические структуры, образы (мотивы), составляющие содержание т.н. коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и других созданий фантазии, в т.ч. художественной. 3. Наиболее древний, неизвестный нам текст, к которому восходят остальные тексты письменного памятника. См. также Самость

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Архетип
(от гр. archaios – устаревший) – первообраз коллективного подсознательного [130], символизирующий вековой опыт народа, всего человечества. Литературный архетип возникает в творческом представлении автора, постигшего сущность национального духа. Воплощен в образах- символах, типических персонажах – носителях вечных ценностей и ярких человеческих качеств, помогающих постичь смысл бытия. Одни и те же архетипы в разных произведениях могут иметь другие названия, но их сущность от этого не меняется: борьба Добра и Зла отражена в образах Змея и Ильи Муромца, даже Комара и Паука из известной сказки С. Маршака. Усвоение учащимися глубинного смысла архетипных образов способствует постижению национальных и общечеловеческих ценностей, составляющих духовное значение изучаемого произведения. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

АРХЕТИП
(гр.άρχή – начало и τύποζ – образ) – 1) первоначальный образ, прообраз. А. составляют основу общечеловеческой символики, служат питательной почвой творчески продуктивного воображения, играют особую роль в искусстве; 2) А. (психол.) – универсальные образы или символы, содержащиеся в коллективном бессознательном; предрасполагают индивидуума испытывать определенные чувства или мыслить определенным образом относительно данного объекта или ситуации (примеры: герой, мудрец); А. – наследственно передающиеся первичные идеи (Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М., Воронеж, 1996; Табачковський В. Г. Людина – Екзистенція – Історія. – К., 1996; Юнг К. Г Настоящее и будущее // Аналитическая психология: прошлое и настоящее. – М.: Мартис, 1995. – С. 112–135). Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.

Архетип
от гр. архе - начало + типос - образ) - одно из основных понятий аналитической психологии К.Г.Юнга; "первообраз, изначальные, врожденные психические структуры, сосотавляющие содержание коллективного бессознательного". Характеризуя понятие архетип, обратимся к словарю, авторы которого -признанные психологи - юнгианские аналитики. Архетип - это "наследуемая часть психики; структурирующие образцы психической деятельности, связанные с инстинктом; гипотетическая сущность, непредставимая сама по себе и свидетельствующая о себе лишь посредством своих проявлений. Изначальные образы не имеют конкретного психического содержания, это бессознательная непредставимая схема или образец, "безличностные доминанты или узловые точки в психике, которые притягивают энергию и влияют на личные действия. При столкновении с реальностью первообразы наполняются содержанием и могут быть реализованными человеком.

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

Архетип
[гр. аrchē – начало + typos – образ] – прообраз, первичная форма, образец; в философии К.Г. Юнга архетипы – это структурные элементы коллективного бессознательного, лежащие в основе всех психологических процессов, или гипотетические универсальные первообразы, выступающие как движущие силы коллективного бессознательного, связанные с инстинктами и наиболее архаическими интрапсихическими тенденциями и образующие наследуемую часть психики. Непредставимые сами по себе, они проявляются в сознании «следствиями самих себя», т.е. в качестве сформированных или архетипических образов, мотивов, идей. Это универсальные коллективные паттерны (модели) или матрицы, которые являются составляющими коллективного бессознательного и определяют содержание религий, мифологий, легенд и сказок. На индивидуальном уровне архетипы появляются в сновидениях и грезах. Когда наблюдаются интенсивные эмоциональные переживания, регулярно воспроизводящиеся из поколения и поколение образцы поведения, символы или другие психические содержания, преобретающие надличностное (трансперсональное) значение, можно утверждать, что форму им придают архетипические паттерны. Предельно обобщенно архетипы можно определить как универсальные принципы организации психики или структурирования психического материала, определяющие для всех способы восприятия (первообразы), реагирования (так называемые «нумикозные» переживания) и поведения (ритуалы). К.Г. Юнг проводил аналогию между архетипом и кристаллической решеткой, определяющей структуру кристалла.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Архетип
это психосоматическое понятие, объединяющее тело и психику, инстинкт и образ. Архетипы узнаваемы во внешних поведенческих проявлениях, в особенности в таких, что связаны с основными и универсальными жизненными ситуациями - рождением, браком, материнством, смертью или разводом. Архетипы вызывают аффект [кратковременное интенсивное эмоциональное переживание], заслоняют от человека реальность и овладевают его волей. Архетипическое поведение особенно очевидно в кризисные моменты, когда Я (эго) особенно уязвимо. Способность сопротивляться арехетипам зависит от уровня развития и состояния сознания. Вся образная система человека имеет определенную архетипическую примесь. Архетипы проявляют себя во снах, архетипические качества обнаруживаются в символах, и это частично объясняет их очарование, полезность и повторяемость. Боги - это метафоры архетипического поведения, а мифы - архетипические узаконивания", - пишут Э.Сэмьюэлз, Б.Шортер и Ф. Плот. Юнг выделил следующие свойства архетипов: бессознательность, универсальность, коллективность, глубина, автономность, нуминозность. (Исследованием работ Юнга занимался, в частности Э. Сэмьюэлз). Универсальность архетипов - это способность архетипов любой конкретный индивидуальный опыт организовывать согласно структурам, уже заложенным в психике. Например, новорожденный ребенок не знает понятий "хорошее"("приятное"), "плохое"("болезненное"), "мать", но тем не менее новорожденный ребенок структурирует свой опыт в соответствии с образом Великой матери , кормящей и дающей жизнь и одновременно фрустрирующей. Коллективность, как свойство архетипов, заключается в том, что они принадлежат к части психики, которая является общей для всех. Некоторые первичные фантазии, вытекающие из архетипических образов, рождаются не из реальных переживаний индивида, а являются проекцией личности на коллективные переживания. Например, фантастические переживания катастрофы, потопа, мировой войны, могут появиться у людей, которые ведут исключительно спокойный и размеренный образ жизни и которые в реальной жизни никогда ни с чем подобным не сталкивались. Глубина архетипов отражает их свойство образовывать самый основной, более не редуцируемый уровень бессознательной психики. Все образные системы и конкретные фантазии человека первоначально породились из первичных образов и могут быть упрощены до архетипов. Например, тоска по Родине метонимически отражает тоску по Великой матери, тоска по прошлому -это метафорические воспоминания о счастливом раннем детстве, в котором было достигнуто (в воображении) состояние гармонии с Самостью и т.д. Автономность архетипов - свойство архетипов порождать архетипические образы независимо, "без предупреждения", без видимой причины и без контроля со стороны сознательной психики. Под нуминозностью Юнг понимал свойство собирательного характера. Нуминозность - фактор, не зависящий от произвольного акта воли, в случае переживания нуминозности субъект переживает впечатление действия трансцедентной (выходящей за пределы опыта) силы, столкновения с мощью, заключающей в себе еще не раскрытый, влекущий и роковой смысл. Часто при столкновении с архетипической нуминозностью человек переживает религиозные ("пиковые" в терминологии гуманистической психологии) переживания, как переживания присутствия смысла. "Теория архетипов Юнга берет свое начало в традиции платонизма, которая предполагает, что идеи присутствуют в высшем разуме и служат моделями всех сущностей человеческого космоса. Представления Юнга можно сравнивать с понятиями структуралистов: архетипические матрицы аналогичны бессознательным формам (структурам), они изначально наличествуют в разуме и определяют механизм человеческих реакций на воздействия природной и культурной внешней среды", - считают Э.Сэмьюэлз, Б.Шортер и Ф.Плот.

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF

Архетип учительства

Воля Елена Сергеевна
Представлена попытка обращения к христианской традиции учительства для осмысления феномена педагогической миссии, понимаемой автором, как служение по призванию.
Читать PDF

Процесс социализации «Кочевого архетипа» в дополнительном туристско-краеведческом образовании как ср

Шипко Андрей Леонидович, Смирнов Дмитрий Витальевич
Авторами статьи рассмотрена сущность дополнительного туристско-краеведческого образования. Раскрыты особености внешних (доминирующих) и внутренних факторов развития туризма в современном мире.
Читать PDF

Архетипические смыслы антропологообразовательных традиций

Доценко Т. Э.
Статья посвящена идее архетипичности образования в государственной образовательной политике и традиционной научной практике, которая проявляется в регулярном обращении к неким исходным, устойчивым положениям, сопутствующим человек
Читать PDF

Гендерный аспект архетипического восприятия современного педагога

Паньшина Людмила Васильевна, Федосеева Ирина Александровна, Андронникова Ольга Олеговна, Перевозкина Юлия Михайловна
Проблема и цель. Раскрывается актуальная проблематика возникновения гендерного конфликта, основанного на несовпадении требований к современному педагогу и стереотипных представлений о гендерных нормах поведения мужчин и женщин.
Читать PDF

Педагогический дискурс : типическое и архетипическое

Щербинина Ю.В.
Статья посвящена анализу специфики педагогического дискурса с позиции систематизации его базовых характеристик (дифференциальных признаков) и выделения ценностных компонентов (архетипов и мифологем).
Читать PDF

П. И. Новгородцев: философско-дидактическое и архетипическое наследие

Новичков Владимир Борисович
В статье с позиций сегодняшнего дня рассматриваются архетипические дидактические идеи одного из ведущих профессоров Московских Высших женских курсов П.И.
Читать PDF

Роль архетипов и ментальности в формировании педагогических систем

Загороднова И. В.
Социальная традиция есть осевой показатель сохранности в обществе культуры.
Читать PDF

Некоммерческий брендинг: опыт использования архетипов

Подкар С. Б.
Статья посвящена проблеме строительства бренда некоммерческой организации на основе архетипа как оптимального метода создания концепции бренда.
Читать PDF

Под знаком войны, или взгляд на культурные архетипы мальчишества Центральной Африки на примере Респу

Бесценная Виктория Владимировна, Мпасси Гари, Федяева Елена Владимировна
Раскрыты типичные для Центральной Африки представления о мальчике как будущем мужчине, описаны и интерпретированы архетипы, лежащие в основе системы обучения и воспитания мальчиков, отмечена укорененность основных архетипов-образо

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Архетип культуры

    гр. – начало образа) – прообраз миропорядка, запечатленный в человеческом бессознательном и определяющий отношение человека к жизни. Это врожденная психологическая структура которая лежит в осн
  • АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРНЫЕ

    это архаические культурные первообразы, представления-символы о человеке, его месте в мире и обществе; нормативно-ценностные ориентации, задающие образцы жизнедеятельности людей, «проросшие» че