Аргумент

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Аргумент
(1) – суждение, приводимое в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории); (2) – основание доказательства.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Аргумент
[лат. argumentum] – 1) логический довод, служащий основанием для доказательства; 2) независимая переменная величина, от которой зависит изменение другой величины.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Аргумент
звено в системе доказательства, содержание которого выступает средством придания доказываемому положению большей "истинности", благодаря отсутствию сомнения в истинности содержания самого средства.

Источник: Методологический словарь для стратегов

АРГУМЕНТ
(лат. argumentum) – 1) суждение или совокупность суждений, приводимое в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории); 2) основание/часть основания, доказательства; 3) в математике А. функции – независимая переменная величина, от значения которой зависят значения функции (Советский энциклопедический словарь. – М.: Сов. энцикл., 1985. – С. 73). Т. М. Тимошенкова

Источник: Глоссарий современного образования.

Аргумент
1) в логике - суждение (или система суждений), приводимое в подтверждение истинности какого-либо др. суждения (или системы суждений); посылка доказательства, иначе называется основанием или доводом доказательства; иногда аргументом называют все доказательство в целом; 2) в математике и математической логике — независимая переменная, от значения которой зависит значение данной функции или предиката.

Источник: Исследовательская деятельность

АРГУМЕНТ
от лат. argumentum — довод)—тот элемент доказательства, который в значительной степени определяет его надежность; логический довод, служащий основанием доказательства. Наиболее часто встречаемые (типичные) виды аргументов, рассматриваемые в качестве оснований доказательства: а) ранее доказанные положения; б) суждения об удостоверенных (непосредственно воспринятых, зафиксированных путем наблюдения в эксперименте) фактах; в) аксиомы; г) определения.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

АРГУМЕНТ
или ДОВОД, — высказывание, которое служит для подтверждения или опровержения какого-л. положения, или Тезиса (см.).
А. должен приниматься априори, без дополнительного доказательства: принятие А. должно вести за собой принятие тезиса. Если А. не принимается априори, то это уже не А., а субтезис (дополнительный тезис), напр.:
— Сидоров, Вам необходимо приготовить к следующему занятию доклад...
—А почему я? (тезис не принимается)
— Потому что вы пишете курсовую работу по этой теме...
— А почему я пишу? Вон Петров тоже этим вопросом занимался?
Чтобы А. принимался, он должен быть:
1) истинным, т.е. соответствующим действительности (нарушение этого требования приводит к ошибке/уловке «ложное основание», напр.: Только птицы летают (ложный А.). Летучие мыши не птицы. Следовательно, летучие мыши не летают);
2) непротиворечивым и не противоречащим другим А. в системе аргументации (это требование часто нарушается защитниками в судах: «Они подробно и старательно доказывают полную неприкосновенность своего клиента к преступлению, а потом заявляют, что на случай, если бы их доводы не показались присяжным убедительными, они считают себя обязанными напомнить им обстоятельства, могущие служить основанием к отпущению вины или, по крайней мере, к снисхождению. Несколько заключительных слов обращают всю защиту в пепел. Это ошибка в самой схеме речи...» [Сергеич 1998: 210—211]);
3) не тождественным тезису (при нарушении этого требования возникает ошибка «порочный круг», напр.: Ограничение свободы слова принесет обществу пользу, потому что в интересах общества установить определенные границы свободы самовыражения;
4) достаточным для доказательства тезиса (при несоответствии А. этому требованию возникает ошибка «предвосхищение основания», напр.: Соль вредна для организма человека (недоказанный А.). Следовательно, её нельзя употреблять);
5) кратко, ясно и чётко сформулированным (такой А. менее подвергается искажению в споре), а также удовлетворяющим требованиям необходимости, уместности (тематической и ситуативной), приемлемости (договорённости между собеседниками о том, какие типы доводов могут быть использованы в данном случае) и учитывающим потребности и систему ценностей адресата.
Существуют различные классификации А. Так, напр., по отношению к тезису А. подразделяются на поддерживающие и опровергающие. По способу же воздействия на адресата выделяют два типа А.: рациональные (логические) А., или А. «к существу дела» («к логосу»), и иррациональные (психологические) А., или А. «к человеку» («к пафосу», т.е. чувствам, страстям, «к этосу», «к нравам»), К рациональным А. относятся факты, авторитеты (народная мудрость, тексты Священного писания, слова специалистов в какой-л. области знания и т.п.) и заведомо истинные суждения (законы, теоремы, аксиомы). Основная масса фактов черпается из документов, энциклопедий, научной литературы и др. книжных источников. К иррациональным А. относятся обращения к эмоциям, чувствам, желаниям и интересам адресата, напр.:
— Мы — люди, господа присяжные заседатели, будем же и судить по-человечески! — сказал, между прочим, защитник. — Прежде чем предстать перед вами, этот человек выстрадал шестимесячное предварительное заключение. В продолжение шести месяцев жена лишена была горячо любимого супруга, глаза детей не высыхали от слёз при мысли, что около них нет дорогого отца! О, если бы вы посмотрели на этих детей! Они голодны, потому что их некому кормить, они плачут, потому что они глубоко несчастны... Да поглядите же! Они протягивают к вам свои ручонки, прося вас возвратить им их отца! (А.П. Чехов) — аргумент к состраданию, жалости;
Кондукторша говорит:
— Чего вы суёте мне в нос такие крупные деньги? У меня нету сдачи. Нет ли у кого разменять?
Я было хотел разменять, но, увидя суровый взгляд пассажира, отложил свои намерения:
— Вот то-то и оно,— сказал пассажир.— Через это я и не давал купюру, поскольку знаю, что это безрезультатно и в трамвае не могут её разменять.
— Какая канительэтим человеком,— говорит кондукторша.— Тогда я трамвай сейчас остановлю и его к чёрту ссажу. Он мне тормозит мою работу.
И она берётся за звонок и хочет звонить.
<...> Он роется в кармане и достаёт двугривенный (М. Зощенко) — аргумент «к палке» (страху).
Иррациональные А. могут использоваться лишь для подкрепления А. логических, в противном случае (см. приведённый выше пример) они рассматриваются как запрещённые/нежелательные. Кроме того, с точки зрения норм риторической этики, говорящий не должен обращаться к низменным чувствам, а также к эмоциям, которые способны породить открытые общественные конфликты (агрессивность, тщеславие, зависть, ненависть к другим людям и т.п.).
Отбор А., их последовательность зависят от характера аудитории, речевой ситуации и задачи говорящего/пишущего. То, что для одного человека является сильным А., для другого может оказаться слабым. «В обычных спорах, особенно в спорах перед слушателями, слабых доводов лучше совсем не приводить. Слаб тот довод, против которого можно найти много возражений, притом таких, которые трудно опровергнуть» [Поварнин 1997: 506]. При негативной установке адресата начинать аргументацию нужно с сильных для него А., при доброжелательном же адресате начинать можно с А. не очень сильных. Это означает, что на этапе подготовки аргументации необходимо тщательно изучить предполагаемого адресата (собеседника или аудиторию), а каждый А. прорабатывать с точки зрения возможности его опровержения. Находить нужные А . помогают глубокое изучение вопроса и знание топосов (см. Топос).
В классической риторике термин «аргумент» используется также в значении «способ доказательства/убеждения». Многие аргументативные тактики (антирезис, комморация, диализис и др.) в научной литературе описаны под термином «риторический приём» (см., напр.: [Хазагеров, Ширина 1999; Хазагеров 2009]).
Лит.: Иванов Л.Ю. Доводы // КРРЭСС М., 2003; Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово: учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. М., 1996; Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора // Логика и риторика. Хрестоматия / сост. В.Ф. Берков, Я.С. Яскевич. Мн., 1997; Сергеич П. Искусство речи на суде. Тула, 1998; Филиппов А.В., Романова Н.Н. Публичная речь в понятиях и упражнениях: Справочник: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2002; Хазагеров Г.Г. Риторический словарь. М., 2009; ОРСРП. Ростов н/Д., 1999.. См. также лит. к ст. Аргументация.
Г.А. Копнина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
120.28 кб

Особенности процесса формулирования высказывания на основе иерархической структуры элементов аргумен

Слесаренко Инга Валерьевна
Работа посвящена вопросу обучения устному аргументативному общению на основе письменного текста, представленного в виде элементов критической аргументации.
Читать PDF
373.34 кб

Обучить аргументам: современные стратегии преподавания логики и аргументированного письма

Демин М.Р.
Рецензия на книгу Sinnott Armstrong and W., Fogelin R. «Understanding arguments: an introduction to informal logic». 9th ed. Wadsworth : Cengane Learning, 2014
Читать PDF
572.57 кб

Аргументативная риторика на службе академической адаптации как условие формирования текстуально-диал

Черкашина Татьяна Тихоновна, Морозова Анна Валериевна
Аргументативная риторика с точки зрения академической адаптации рассматривается в качестве условия развития текстуально-диалогической компетентности, представлена классификация заданий по ее формированию, дан алгоритм работы по тр
Читать PDF
1.41 мб

ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ АРГУМЕНТАТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ КОМП

Белых Алла Яковлевна, Глоба Татьяна Николаевна
В статье рассмотрены основные принципы повышения аргументативно-коммуникативной деятельностной компетенции современного специалиста. Выявлены особенности использования дискурсивной методики в обучении французскому языку.
Читать PDF
129.74 кб

Некоторые аспекты аргументации юридической конвергенции отечественного и западноевропейского образов

Третьякова Ольга Дмитриевна
Читать PDF
480.29 кб

Аргументативное высказывание в структуре компетентностно-ориентированной модели экзамена по русскому

Маслова Ирина Борисовна, Гостева Юлия Николаевна
В статье анализируются роль курса «Русский язык и культура речи» в образовании студента-медика, значение аргументативного монологического высказывания как измерителя его коммуникативной компетентности при проведении экзамена по да
Читать PDF
751.95 кб

Совершенствование аргументативной культуры будущих педагогов

Савова М. Р., Смелкова З. С.
В статье рассматриваются проблемы развития умения будущих педагогов создавать аргументативные тексты и вводить элементы аргументации в профессионально значимые тексты.
Читать PDF
930.65 кб

ОСОБЕННОСТИ АРГУМЕНТАТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Филиппова Аксана Равильевна
В статье обоснована актуальность формирования основ аргументативной речи у детей старшего дошкольного возраста. На основе проведенного исследования определены некоторые особенности аргументативной речи дошкольников.
Читать PDF
131.68 кб

Обучение студентов метафорическому выражению мыслей в аргументативном тексте

Якушева Г. Н.
В статье рассматриваются возможные подходы к обучению метафорическому выражению мыслей, анализируются сложности, возникающие в процессе этой работы, изучаются конкретные примеры.
Читать PDF
146.01 кб

Специфика юридической аргументации в процессе преподавания теории государства и права

Петелина Ирина Викторовна
Читать PDF
2.96 мб

Полемическое взаимодействие и культура аргументации обучающихся

Рябчиков Вадим Владимирович
Читать PDF
125.62 кб

Обучение студентов использованию метафор в аргументативном дискурсе

Якушева Г. Н.
В статье анализируются способы выражения мыслей при помощи метафоры в аргументативном дискурсе, рассматриваются возможные подходы к изучению метафоры, приёмы аргументирования с использованием образов.
Читать PDF
721.09 кб

Когнитивные аспекты организации обучения устному аргументативному общению

Слесаренко Инга Валерьевна
Целью приводимого в данной статье исследования являюсь изучение соотношения и зависимости аргументативной стратегии устного общения дискуссии-полилога от речевой стратегии текста газетно-пхблицистического стиля, на основе которого
Читать PDF
0.00 байт

Сущность и содержание понятия "аргументативные умения детей старшего дошкольного возраста"

Филиппова А.Р.
Целью статьи является раскрытие сущностных характеристик понятия «аргументативные умения» применительно к детям старшего дошкольного возраста.
Читать PDF
0.00 байт

Аргументативный характер профессинально-педагогической деятельности преподавателя русского языка как

Хавронина Серафима Алексеевна, Камбарян Татьяна Сергеевна
В статье рассматривается процесс обучения русскому языку как иностранному с точки зрения его мотивированности и аргументативности.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • АРГУМЕНТАЦИЯ

    лат. argumentation - приведение аргументов) — рациональный способ убеждения, опирающийся на тщательное оббоснование и оценку ддоввводов в защиту определенного тезиса. (Григорьев В.И. , Малинина С.В. Олимп
  • Аргументирование

    это сугубо логический процесс, суть которого в том, что в нем обосновывается истинность нашего суждения (того, что мы хотим доказать, т.е. тезиса доказательства) с помощью других суждений (т.е. аргум