АНТРОПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 1 определение
АНТРОПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Термин «антропология» в своем специальном значении закрепился за дисциплиной, изучающей природное происхождение человека и рас, изменчивость строения тела человека во времени и территориально. Здесь антропология — учение о человеке как биологическом виде.
В системе гуманитарных знаний термин «антропология» стал использоваться для обозначения особого подхода к анализу различных проблем с позиций «человеческого измерения». В XIX в. Л. Фейербах ввел в философию антропологический принцип: категория человека была обоснована им как главная категория новой философии. В дальнейшем наиболее полно антропологический принцип был реализован М.Шелером в разработанной им философской антропологии. В России последователем антропологического принципа в философии был Н.Г.Чернышевский.
Антропологический принцип дал начало различным концепциям, в которых понятие «человек» полагается в качестве основной мировоззренческой категории. На ее основе разрабатываются систематические представления о природе, обществе, культуре в их «человеческом измерении». Так, сегодня сложился целый блок т.н. региональных (или акцентных) антропологий. Речь идет о:
- христианской антропологии — учении о происхождении и
назначении человека в свете евангельского писания и святоотеческого предания; - психологической антропологии — психологическом учении
о человеческой реальности во всей ее полноте; учении о природе, условиях становления и развития субъективности, внутреннего мира человека в образовании, культуре, универсуме; - педагогической антропологии — совокупности знаний из
разных наук (медико-биологических, психологических, философскосоциологических и др.), обеспечивающих педагогическую деятельность по формированию человеческих способностей в образовании; - философской антропологии — учении о сущности человека
и смысле его жизни в мире, его целостном образе в свете рационального человекознания; - культур-антропологии — целостном описании образа жизни
конкретного сообщества людей в рамках определенной культуры; - социальной антропологии — описании поведения и базовых установок людей в рамках определенной социальной системы; - политической антропологии — описании ценностных ориентаций и поведенческого выбора людей в совокупности систем (типов) власти.
Список акцентных антропологий может быть продолжен. Несомненно, что все они — в той или иной части — должны входить в состав антропологии образования, где само образование есть всеобщая культурно-историческая форма становления и развития базовых, родовых способностей человека, позволяющих ему не только быть, но и отстаивать собственную человечность.
Наиболее близки к такому пониманию антропологии образования воззрения нашего замечательного педагога и философа К.Д.Ушинского, которые он изложил в фундаментальном труде — «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». В советский период идеи К.Д.Ушинского были прочно забыты, собрание его педагогических сочинений было издано лишь в 1988–1990 гг. Высказанные К.Д.Ушинским мысли о статусе педагогической науки, средствах достижения педагогических целей, форм и способов организации образования педагогов и др. в современных условиях вновь обретают актуальность. Но можно констатировать, что в нашей стране педагогическая антропология как особая система человековедческих знаний так и не сложилась.
Вместе с тем, антропологические идеи активно разрабатывались в зарубежной педагогике. В 1928 г. вышел труд немецкого ученого Г.Ноля «Педагогическое человековедение», который представлял собой попытку синтеза различных подходов к человеку в качестве теоретической основы педагогической деятельности. Его последователи О.Больнов, В.Лох, Г.Рот, И.Дерболав, М.Бубер, Х.Виттич, Г.Файль и др. обсуждали главный вопрос педагогического антрополога — вопрос об открытости и незавершенности сущности человека; именно в этом — основа свободы действий для педагога.
Мировоззренческое значение антропологических идей состояло в понимании человека как творческого, самосозидающего существа, в признании человеческой личности и индивидуальности как самоценности и ее приоритета перед государством, в рассмотрении образования как атрибута человеческого бытия, а не как функции общества.
Сегодня человеческое измерение, «человечность» как особая валентность содержания и способов деятельности самых разных социальных субъектов становится предметом пристального внимания многих ученых, политиков, социальных работников. Вопрос в том, как, при каких условиях, за счет чего возможны консолидация и наращивание мощности, а главное — качества этого самого «потенциала человечности»?
Одним из безусловных вызовов нашего времени является требование прямого и профессионально обеспеченного решения проблемы производства и воспроизводства именно человеческого в человеке. Из всех форм общественной практики именно образование и, прежде всего, развивающее образование пытается решать эту проблему не утилитарно, а по существу. Речь идет о постановке беспрецедентной для образования задачи: оно действительно должно стать универсальной формой становления и развития базовых, родовых способностей человека, которые позволяют ему быть человеком и отстаивать собственную человечность; быть не только материалом и ресурсом социального производства, но — подлинным субъектом культуры и исторического действия, а главное — субъектом собственной жизни.
В современном отечественном образовании на новом уровне складывается антропологическая парадигма — и не только в качестве нового объяснительного принципа «феномена человека». Внутри самих гуманитарных наук, ориентированных на образование, — прежде всего, в педагогике, педагогической психологии, психологии развития и образования человека также происходит своеобразный парадигмальный сдвиг. Речь идет о новом типе «научности» — об образовательном знании, его принципиальном антропоцентризме, объемлющем не только представления акцентных антропологий, но и педагогический опыт, опыт общественно-педагогических движений.
Антропологический подход в сфере гуманитарного знания — это, в первую очередь, ориентация на человеческую реальность во всей ее полноте, во всех ее духовно-душевно-телесных измерениях; это поиск средств и условий становления полного — всего человека; человека — как субъекта собственной жизни, как личности во встрече с Другими, как индивидуальности перед лицом Абсолютного Смысла бытия.
Сегодня требуется системный пересмотр философских, психологических, социально-педагогических, политико-экономических основ современных гуманитарных практик с точки зрения их подлинно антропологической модальности. Современные психология и педагогика должны перестать быть пособием о способах духовного кодирования, техниках социальной дрессуры и манипуляций, а становиться в подлинном смысле антропными, человеко-ориентированными науками, способными целенаправленно строить практики действительного выращивания «собственно человеческого в человеке».
Реализация подобных ориентиров предполагает разработку новых научных средств, новых методов построения самого образования, прежде всего как особой антропо-практики — как практики целенаправленного культивирования базовых, родовых способностей человека. Антропо-практика — это специальная работа в пространстве субъективной реальности человека, которая задается пространством человеческих Встреч — пространством со-бытийной общности (пространством соборности), пространством совместно-распределенной деятельности (пространством кооперации), пространством рефлексивного сознания (пространством коммуникации).
Именно здесь происходит осознанное и целенаправленное проектирование таких жизненных и образовательных ситуаций, в которых оказывается возможным и становление собственной субъектности, и подлинно личностное самоопределение человека, и авторство собственных осмысленных действий. Здесь, в такой практике, возможно становление автономии и самодетерминации человека, его саморазвития и самообразования, а в пределе — говоря словами А.С.Пушкина — его способности к самостоянию в собственной жизни.
В.И.Слободчиков
Литература: Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. — Биробиджан, 2005.

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Антропологический принцип и идея образования

Ячин C.
Читать PDF

Образование эпохи антропологического перехода

Буданов Владимир
Володимир Буданов. Освіта епохи антропологічного переходу Аналізуються альтернативні світові тренди і можливі стратегічні патерни освіти в найближчому майбутньому.
Читать PDF

Образование в антропологии и социальных науках

В этот раз университетские преподаватели антропологии, истории, археологии, языков, литературы, социологии и другие специалисты отвечали на вопросы об изменениях в вузовском преподавании, методах преподавания наук о культуре, ресу
Читать PDF

Антропологизм как основа философии образования

Забелина Н. Н.
Статья посвящена рассмотрению становления философии образования в России (XIX - первая треть XX вв.), в частности, антропологической ориентации этой философии, выразившей национально своеобразные черты русской духовной культуры.
Читать PDF

Образование как сфера антропологического опыта

Агапов Олег Дмитриевич
Статья посвящена вопросу о том, насколько модернизация современной системы образования соответствует онтологическим и экзистенциальным аспектам бытия человека.
Читать PDF

Антропология диалектики образования и Традиции

Сулима Игорь Иванович
статья посвящена рассмотрению отношений человека, образования и Традиции. Опираясь на идеи Х.-Г. Гадамера, В. Дильтея, М. Шелера, М.К. Мамардашвили, М. Хайдеггера, К.
Читать PDF

Образование в контексте культурной антропологии

Романов К.В.
The author consider the new sphere of the philosophical knowledge: the paradigm of a cultural and anthropological-interaction between education system and family system of child.
Читать PDF

Антропологический подход к проблемам образования

Андриенко Елена Васильевна
В статье предложен анализ педагогических проблем в контексте современной социальной жизни, с учетом эвристических возможностей антропологического подхода.
Читать PDF

Антропологические истоки современного образования

Акулова Я.А.
C позиций генетического подхода в статье решается задача выявления истоков антропологии образования в контексте правового поля.
Читать PDF

Антропология образования - как предчувствие смысла

Слободчиков Виктор Иванович
Представленный текст выстроен «по мотивам» статьи В. Б. Новичкова «Антропологическая дидактика: проблемы и перспективы», опубликованной в журнале «Наука и школа» № 4 за 2015 г., и носит дискуссионный характер.
Читать PDF

Мультикультурализм, антропология образования и диалог

Гожев Кахун Магометович
Рассмотрены актуальные антрополого-образовательные аспекты мультикультурализма в контексте анализа тенденций глобализации в идеологическом пространстве современности.
Читать PDF

Антропологическая ориентация современного образования

Липская Лариса Алексеевна
В статье в социально-антропологическом контексте раскрываются особенности образования как социального феномена, дается характеристика кризиса современного образования как кризиса бытия человека.
Читать PDF

Антропологическая парадигма магистерского образования

Скуднова Татьяна Дмитриевна
В данной статье рассматривается проблема обеспечения качества многоуровневого психолого-педагогического образования на основе анализа современных подходов к организации магистерского образования.
Читать PDF

Новая антропологическая платформа развития образования

Андрюхина Людмила Михайловна
Цель работы исследование путей преодоления деформаций антропологических оснований образования, возникающих вследствие его тотальной информатизации.
Читать PDF

Антропологическая матрица полноты образования человека

Остапенко Андрей
В статье предпринята попытка конкретизации идеи полного образования в виде антропологической матрицы образовательных целей и результатов.

Похожие термины:

  • Антропологизация образования

    воспроизведение в содержании образования более или менее полноценного образа человека, «очищенного» от идеологизации, политической ангажированности, классовых и