АНТИТЕЗА

Найдено 1 определение
АНТИТЕЗА
(от греч. αντι – ‘против’ и θεσις — ‘тезис’) — стилистический приём, основанный на контрасте, противопоставление понятий, положений, образов, состояний и т.п. А. основана на сравнении двух противоположных явлений или признаков, присущих, как правило, разным предметам: Земля гипербол / лежит под ними / Как небо метафор / плывет над нами! (И. Бродский). В данном примере для создания развернутой А. с целью характеристики разных явлений использованы пары контрастных слов: земля — небо (контраст по расположению в пространстве), под — над (антонимичные предлоги), лежит — плывёт (противопоставление по признаку наличия/отсутствия движения), ними — нами (противопоставление местоимений «мы» — «они»),
Аристотель в «Риторике» значение А. определил следующим образом: «Такой способ изложения приятен, потому что противоположности достаточно понятны, если же они стоят рядом, то понятны ещё более, а также потому, что похожи на силлогизм, так как опровержение есть соединение противоположностей» [Аристотель 2000: 127]. Напр.: Час разлуки, час свиданья / Им ни радость, ни печаль. / Им в грядущем нет желанья / И прошедшего не жаль (М. Лермонтов); Много видевший, много знавший, / Знавший ненависть и любовь, / Всё имевший, всё потерявший / И опять всё нашедший вновь (Д. Кедрин).
А. может быть простой, состоящей из одной пары антонимов: Не может в хорошем спектакле превосходный Сальери быть при плохом Моцарте (ВК. 14.02.1998); Не видать мне, что ли, ни денёчков светлых, ни ночей безлунных?! (В. Высоцкий); и сложной (состоящей из нескольких пар антонимов): Из груди извлечёт не речь, но стон; и не привет, упрёк услышит он (М. Лермонтов); Идут — красивые и безобразные, / Идут — весёлые, идут — печальные,/ Такие схожие такие разные, / Такие близкие, такие дальние... (З. Гиппиус).
А. широко используется в пословицах и поговорках: Легко подружиться, тяжело разлучиться; Шуму много, толку мало; Ученье свет, а неученье тьма; Не отведав горького, не узнаешь сладкого. Часто А. используется авторами художественных и публицистических произведений в заглавиях: Война и мир (Л. Толстой), День и ночь (название журнала), Бедность при богатстве (заголовок в газете).
Выделяют следующие разновидности антитезы.
Акротеза — подчёркнутое утверждение одного из признаков предмета или явления за счёт отрицания противоположного: не черный, а белый; не слабость, а сила; Во имя правды, а не лжи (Е. Евтушенко).
Аллойоза — стилистический приём, который заключается в развёрнутом сопоставлении двух характеристик предмета (в широком смысле) и подчёркивании несхожего в том, что предварительно определено как сходное. Аллойоза является разновидностью развёрнутой А.: Впрочем, «рыба-кит» всё же не рыба. Кит рождает одного китёнка — рыба мечет тысячи и даже миллионы икринок; кит вынужден время от времени всплывать, превращаясь в удобную мишень для гарпунной пушки, — рыба может уйти на глубину, недосягаемую для современных орудий лова (К. Константинов).
Амфитеза — одновременное утверждение двух противоположных явлений или признаков. Тем самым каждое явление или признак охватывается полностью: и стар, и мал; и черные, и белые; Делюся с умным и безумным (М. Лермонтов). Эффект амфитезы заключается в представлении всего множества явлений, называемых антонимами. Амфитеза часто представляет собой устойчивое словосочетание, состоящее из антонимов, соединённых союзом и: зимой и летом; вдоль и поперек; и день, и ночь.
Диатеза — приём, позволяющий более чётко изобразить промежуточное, среднее звено множества предметов, явлений, признаков: не белый, но и не так, чтобы чёрный. Есть сумерки души, несчастья след, когда ни мрака в ней, ни света нет (М. Лермонтов); В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод (Н. Гоголь).
Парадиастола — разновидность антитезы, построенная на дополнении контраста признаков их сходством. В таком случает антитезу составляют не антонимы, а синонимы: не глаза, а очи; Вы хотите сказать, что человечество ещё живо? Если вы и правы, то лишь отчасти. Разве можно назвать жизнью это существование с непременным букетом недомоганий, хворей и недугов? (Собеседник. 1993. № 4).
Синкризис (см.) — разновидность антитезы, состоящая из двух симметрично построенных словосочетаний или предложений, в каждом из которых имеется ряд компонентов, вступающих в антонимичные отношения: После дня тяжёлого, / Ох, завидовал я как: / Твой Святой Никола — во!/ Ну, а мой Иван — дурак! / Я придумал ход такой, / Чтоб заране причитать: Мне ж до Бога — далеко,/ А ему — рукой подать (В. Высоцкий). Ср. в примере: твой дурак — мой во\,мне далеко — ему рукой подать.
А. может выступать в роли композиционного приёма. К примеру, стихотворение Н. Некрасова «Размышления у парадного подъезда» заключает в себе контраст жизни сановника и мужиков. Антитетически соотносящиеся друг с другом сюжетные линии имеют, напр., романы «Анна Каренина» (Л. Толстой) и «Поднятая целина» (М. Шолохов).
А. может использоваться для создания иронии в том случае, если вторая её часть семантически не соответствует первой: В огороде бузина, а в Киеве — дядька. В данном случае высказывание формально сохраняет структуру А., интонацию противопоставления, противительный союз, но его компоненты не имеют антонимических отношений. Подобную разновидность антитезы иногда называют квазиантитезой.
Лит.: Аристотель. Риторика. Поэтика. М., 2000; Введенская Л.А. Стилистические фигуры, основанные на антонимах // Краткие очерки по русскому языку. Курск, 1966; Еленевская М.Н. Синонимия как средство выражения контраста и аналогии в афоризме // Лексическая семантика и фразеология. Л., 1987; КРРЭСС. М., 2003; Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М., 1997; Новиков Л.А. Антонимия в русском языке. М., 1983; Хазагеров Г.Г. Риторический словарь. М., 2009; ОРСРП. Ростов н/Д., 1999; Чмыхова Н.М., Баскакова Л.В. О речевых приёмах реализации контраста // Проблемы экспрессивной стилистики. Вып. 2. Ростов н/Д., 1992; Щербаков А.В. Приёмы контраста в текстах современных российских СМИ // Речевое общение и вопросы экологии русского языка: сб. науч. работ, посвящ. 80-летию А.П. Сковородникова. Красноярск, 2009.
А.В. Щербаков

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
970.10 кб

АБСОЛЮТНЫЙ СИНТЕЗ АБСОЛЮТНЫХ АНТИТЕЗ

Гневэк О.В.
Статья посвящена анализу научно-исследовательских достижений профессора кафедры психологии Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И.

Похожие термины:

  • Антитезис

    от гр. antithesis - противопоставление) -логическое суждение, противопоставляемое тезису.