Анализаторы

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АНАЛИЗАТОР
(греч. analisis - разложение) - система нервных аппаратов, воспринимающих раздражения из внешней и внутренней среды организма, осуществляющая их анализ и синтез - физиологическая основа ощущений. А. состоит из трех частей: периферического (рецептор), проводящих путей), центрального конца анализатора - соответствующего участка коры больших полушарий головного мозга. (См.: Нервы черепно-мозговые).

Источник: Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии.

Анализаторы
от греч. analysis — расчленение, разложение) — нервные механизмы, с помощью которых осуществляются восприятие и анализ раздражений из внешней и внутренней среды организма. Каждый А. состоит из воспринимающего раздражения прибора рецептора, проводящего пути и центрального отдела) головного мозга. К А. относятся все органы чувст (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания), а также специальные рецепторы, расположенные во внутрен них органах и мышцах.

Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь

АНАЛИЗАТОР
(от греч. analysis – разложение, расчленение). Термин, введенный И. П. Павловым, для обозначения целостного нервного механизма, осуществляющего прием и анализ сенсорной информации. Орган, обеспечивающий образование ощущений и восприятий. Состоит из трех частей: периферического рецептора, проводящих путей и центрального участка коры головного мозга. Различают А. слуховой, зрительный, обонятельный, вкусовой, осязательный, кинестетический (двигательный). На занятиях по языку особенно велика роль зрительного и слухового А., обеспечивающих чувственное восприятие явлений окружающего мира и переход к представлениям и понятиям, а также речевую практику с опорой на воспринятые явления и предметы.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Анализатор
нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Осуществляет прием и анализ сенсорной информации определенной модальности. Анализатор состоит из трех частей: 1) периферический отдел - рецепторы, преобразующие определенный вид энергии в нервный процесс; 2) проводящие пути - афферентные, по которым возбуждение, возникшее в рецепторе, передается к вышележащим центрам нервной системы, и эфферентные, по которым импульсы из вышележащих центров, особенно из коры больших полушарий головного мозга, передаются к нижним уровням Анализатора, в том числе к рецепторам, и регулируют их активность; 3) корковые проекционные зоны. Термин введен И.П. Павловым.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

Анализатор
сложная анатомо-физиологическая система, обеспечивающая восприятие, анализ и синтез раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Понятие А. введено И.П. Павловым в 1909 г. Функционирование А. в норме обеспечивает целесообразную реакцию организма на изменение условий, что способствует его приспособлению к окружающему миру и поддержанию равновесия внутренней среды. В зависимости от модальности воспринимаемых и анализируемых стимулов различают зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный А. Каждый А. состоит из трех отделов: периферического воспринимающего прибора (рецептора), проводящих путей и коркового центра. Анализ раздражителей начинается на периферии: каждый рецептор реагирует на определенный вид энергии; анализ продолжается во вставочных нейронах проводящих путей (так, на уровне нейронов зрительного А., расположенных в промежуточном мозге, возможно различение местоположения и цвета предметов). В высших центрах А. – в коре больших полушарий головного мозга – осуществляется тонкий дифференцированный анализ раздражителей. Повреждение любого из отделов А. в результате действия различных вредоносных факторов приводит к нарушениям процессов высшей нервной деятельности и обусловливает аномальное протекание психофизического развития.

Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.

АНАЛИЗАТОР
(гр. аnalysis – разложение, расчленение) — сложная анатомо-физиологическая система, обеспечивающая восприятие и анализ раздражений, воспринимаемых организмом из внешней и внутренней среды. Биологическая роль А. заключается в обеспечении целесообразной реакции организма на изменение условий, что способствует наиболее целесообразному приспособлению его к окружающим условиям и сохранению постоянства внутренней среды организма (гомеостаза). В зависимости от модальности воспринимаемых раздражений различают зрительный, слуховой, осязательный, обонятельный и вкусовой А. В современной науке выделяют двигательный А. в качестве самостоятельного. Каждый А. состоит из трех отделов: периферического воспринимающего (рецепторного), проводящих путей и центрального отдела в коре головного мозга. К воспринимающим отделам А. относят все органы чувств (зрение, слух, осязание, обоняние и вкус) и специальные рецепторные образования в органах, тканях, суставах, сосудах и мышцах. Анализ раздражений начинается на периферии: каждый вид рецепторов реагирует на определенный вид энергии; анализ продолжается во вставочных нейронах проводящих путей. В высших центрах А. (в коре больших полушарий головного мозга) осуществляется тонкий, дифференцированный анализ сложных, меняющихся раздражений. Повреждение любого из отделов А. или всего анализатора в целом в результате воздействия каких-либо вредоносных факторов приводит к нарушениям процессов высшей нервной деятельности и обусловливает аномальное протекание психофизического развития.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
261.84 кб

Значение зрительного анализатора при обучении детей пению

Чернов Даниил Евгеньевич, Чернова Людмила Владимировна
Рассматривается проблема взаимодействия слухового и зрительного анализатора в процессе певческой деятельности. Показывается значение зрительного контроля при обучении детей пению.
Читать PDF
241.64 кб

Развитие личности при нарушениях зрительного анализатора

Кузнецов Алексей Петрович
Статья посвящена анализу развития личности при нарушениях зрительного анализатора. Рассматривается эстетическое, физическое, трудовое воспитание играет важную роль в формировании личности с нарушениями зрительного анализатора.
Читать PDF
1.60 мб

Туризм как средство развития детей с нарушением зрительного анализатора

Грищенко Ольга Михайловна, Голикова Елена Михайловна, Агеева Галина Фёдоровна
Представлены результаты исследования развития двигательных способностей детей с нарушением зрительного анализатора, с применением арсенала средств оздоровительного туризма.
Читать PDF
860.02 кб

Автоматизация звуков на логопедических занятиях посредством активизации трех видов анализаторов в со

Лежнина Н.П.
Статья посвящена проблеме повышения эффективности автоматизации звукопроизношения у детей дошкольного возраста, посещающих логопункт детского образовательного учреждения (ДОУ).

Похожие термины:

  • Анализаторы участвующие в процессе чтения

    зрительный, слуховой, речеслуховой, речедвигательный, тактильный; специфические структуры нервной системы, основная функция которых состоит в восприятии информации и формировании соответствующ
  • Зрительный анализатор

    сложная нервно-рецепторная система человека и животных, осуществляющая восприятие и анализ зрительных раздражений. З.а. служит важнейшим источником формирования представлений о внешнем мире. З.а
  • АНАЛИЗАТОР РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЙ

    (гр. аnalysis – разложение, расчленение и речь) — анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ информации от органов речи, в частности от мышц, изменяющий напряжение и положение органов дыхания, гол
  • АНАЛИЗАТОР СЛУХОВОЙ

    (гр. analysis – разложение, расчленение и слух) — анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ звуковых раздражений и формирующий слуховые ощущения и образы.
  • АНАЛИЗАТОР СОХРАННЫЙ

    (гр. analysis – разложение, расчленение) — анализатор, обеспечивающий возможность получения информации, необходимой и достаточной для принятия решения в конкретных условиях окружающей среды.
  • Кожный анализатор

    [гр. analysis – разложение, расчленение] – совокупность анатомо-физиологических механизмов, обеспечивающих восприятие, анализ и синтез механических, термических, химических и других раздражений, пос