АНАЛИЗ УРОКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Найдено 1 определение
АНАЛИЗ УРОКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
контроль и оценка содержания, организации, методики проведения и результатов урока.Важным условием эффективности А.у. является его комплексность, т.е. оценка организации и методики проведения, а также анализ и оценка качества знаний и умений учащихся, приобретенных в результате урока.
Комплексный подход к А.у. означает также сочетание контроля деятельности преподавателя и оказания ему методической помощи в повышении эффективности урока.
Проводится обычно руководителями учебного заведения, преподавателями методической (предметной, цикловой) комиссии, методистами, членами методической (предметной, цикловой) комиссий, инспекторами.
А.у. теоретического обучения независимо от его цели и видов состоит из нескольких этапов, осуществляемых в определенной последовательности:
подготовка проверяющего к посещению урока; посещение и анализ хода и результатов урока;
педагогический анализ проведенного урока совместно с преподавателем.
Для А.у. теоретического обучения нет единой схемы, так как содержание его зависит от специфики предмета, уровня педагогического мастерства преподавателя, периода учебного процесса в учебной группе, педагогической цели.
А.у., как правило, начинается с определения его места в системе уроков по теме, разделу и формулировки темы урока – насколько она соответствует его содержанию.
При этом оценивается, насколько полно и четко сформулирована и доведена до учащихся цель урока.
Анализируя рациональность структуры урока, важно оценить также оптимальность количества времени, выделенного на каждый его структурный элемент.
Центральным в А.у. является оценка выбора и эффективности применения методов и приемов учебной работы преподавателя и учащихся на уроке, их сочетания. Выясняется, в какой степени используемые методы соответствуют цели и учебно-воспитательным задачам урока, содержанию учебного материала, степени его сложности и важности, уровню подготовленности учащихся; какие сочетания методов использованы и насколько они рациональны; в какой степени реализованы воспитывающие и развивающие функции методов; как используемые методы способствуют развитию мышления, памяти, речи учащихся, углублению интереса к изучаемому предмету; в какой степени методы преподавания стимулируют познавательную активность учащихся, формируют умения их самостоятельной учебной работы.
Важными компонентами педагогического А.у. являются оценка его воспитательного влияния на учащихся, анализ содержания, методики и организации контроля и оценки знаний и умений учащихся, содержания и процедуры выдачи учащимся домашних заданий.
Необходимым элементом педагогического А.у. является заключение о его результатах. Об этом судят по характеру и результатам деятельности учащихся при выполнении заданий при закреплении, текущем повторении и систематизации изученного на уроке материала, по качеству ответов учащихся на вопросы преподавателя, ведущего урок. Практикуется также краткий опрос учащихся проверяющим, выполнение ими миниконтрольных работ по его заданию, ознакомление с тетрадями учащихся и др.
Итоговая беседа руководителя с преподавателем с целью разбора и анализа проведенного урока проводится обычно в тот же день, когда проводится урок, по «свежим следам». При этом преподаватель делает самоанализ проведенного урока, а руководитель на основе сделанных по ходу урока записей и заметок дает его подробный анализ.
Он оценивает также стиль работы преподавателя, его педагогический такт, технику речи, глубину знания предмета; организованность проведения занятий; интерес, активность, дисциплинированность учащихся. А.у. включает также оценку внешнихусловий и обстановки проведения занятий, обеспеченность наглядными пособиями, техническими средствами обучения, дидактическими материалами, наличие необходимого оборудования, инструментов, приборов; состояние рабочих мест преподавателя и учащихся; санитарно-гигиенические условия проведения занятий.
Итоговая беседа проходит в исключительно доброжелательной обстановке, в атмосфере доверия и взаимопонимания.
Заключительное оформление результатов А.у. руководитель делает в журнале посещений и анализов уроков преподавателя. Основу записи составляет краткий письменный анализ положительных и негативных сторон посещенного урока и конкретные рекомендации и советы руководителя преподавателю о путях повышения качества уроков и устранения отмеченных недостатков.
Лит.: Соколов А.Г. Управление деятельностью среднего профтехучилища. – М., 1983; Портнов М.Л. Труд руководителя школы. – М., 1984.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.