документ письменного инструктирования, четкое предписание о наиболее целесообразном выполнении действий с учетом реальных условий, приводящих кратчайшим путем к желаемому результату.
В производственном обучении применяются два основных типа А.у.: алгоритм действия и алгоритм поиска.
Алгоритм действия – это фактически инструкционно-технологическая карта, представленная в алгоритмической форме. В нем определяется заранее намеченная последовательность действий учащегося, характерная для реальных учебно- производственных или производственных условий. Применение таких А.у. (алгоритмических предписаний) позволяет учащимся лучше и быстрее овладеть рациональной технологией выполнения работы, развивает их технологическое мышление, приучает к производственной самостоятельности и дисциплине.В алгоритмах поиска выделяются основные показатели состояния процесса и в порядке значимости – возможные отклонения этих показателей от нормы. Указываются наиболее вероятные причины возникновения нарушений, признаки их обнаружения, действия, которые в соответствующих ситуациях необходимо выполнить. Если эти действия не приводят к ликвидации нарушений, то указываются возможные причины нарушения и действия, которые нужно выполнять в этом случае, и т.д. до тех пор, пока не выявится истинная причина нарушения, и система, процесс не приводится в нормальное состояние.
Лит.: Якуба Ю.А. Словарь основных терминов профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения. – М., 1996; Якуба Ю.А. Справочник мастера производственного обучения. – М., 1998.
В.А. Скакун, Ю.А. Якуба
933.69 кб
Применение генетического алгоритма для оптимизации учебного плана
Представлен алгоритм оптимизации учебного плана в рамках компетентностного подхода.