АЛЕКСИЯ
Алексия
(от греч. – отрицат. приставка и слово)-нарушение способности читать, которое возникает вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
АЛЕКСИЯ
(от греч. a... – не + lexis – слово). Расстройство речи, выражающееся в неспособности овладения навыками чтения. Возникает при поражении коры головного мозга.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
АЛЕКСИЯ
(греч. а- не + lexis - речь, слово) - расстройство чтения, обусловленное нарушением понимания и узнавания текста, проявляющееся полной неспособностью или потерей способности овладения процессом чтения.
Источник: Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии.
АЛЕКСИЯ
греч. а—отрицание и lexis — слово) — потеря способности чтения в результате поражения речевых центров головного мозга; часто сочетается с нарушением речи (афазией) и потерей способности писать (аграфией).
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Алексия
нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения. В зависимости от области поражения коры больших полушарий различают несколько форм А.
Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.
Алексия
(от а… + гр. lexis – слово) – характерная для умственно отсталых детей невозможность освоить процесс чтения; благодаря логопедическим занятиям проявления алексии могут быть послаблены [25]. Важно учитывать в процессе инклюзивного образования. А.С.
Источник: Методика преподавания литературы.
Алексия
от греч. а — отрицательная частица, lexis — слово, речь) — полная неспособность овладения процессом чтения или потеря этой способности вследствие органического поражения головного мозга (угловой извилины левой нижней теменной дольки), а также вследствие несформированности различных компонентов речевой системы.
Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь
Алексия
[а… + гр. lexis – слово] – потеря способности читать вследствие очагового поражения головного мозга; часто сочетается с потерей способности писать (аграфией) и нарушением речи (афазией). В зависимости от области поражения коры больших полушарий различают несколько форм А. Грубые затруднения в овладении процессом чтения у детей составляютспециальную форму А., которая является одним из проявлений алалии, т.е. следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга. Данная форма А. обусловлена недоразвитием фонематической стороны речи, неполноценностью звукового анализа и синтеза, нарушениями звуковой структуры слова, что влечет за собой затруднения в овладении не только чтением, но и письмом.
АЛЕКСИЯ
от греч. a - отрицательная частица и lexis - слово) — расстройство речи, выражающееся в неспособности овладения навыками чтения. Возникает при поражении коры головного мозга, в частности как проявление алалии или афазии. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько форм А. (оптическая, литеральная, вербальная и пр.). — полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения из-за ограниченного поражения левой затылочной доли головного мозга. Заключается в неузнавании букв как графем, в неумении сочетать их в слова. А. часто проявляется параллельно с аграфией. (Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитиции и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. - М., 2002. )
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
АЛЕКСИЯ
(гр. а – приставка со знач. отрицания и lexis – слово) — нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения. В зависимости от области поражения коры больших полушарий различают несколько форм А.
При поражении коры затылочных долей мозга возникает оптическая А., которая может проявляться либо в виде не узнавания отдельных букв (литеральная оптическая А.), либо в виде не узнавания целых слов (вербальная оптическая А.) вследствие нарушения зрительного восприятия. Возможна односторонняя оптическая А., когда пациент игнорирует половину текста (чаще левую) и не замечает своего дефекта, что, как правило, возникает при поражении затылочнотеменных отделов правого полушария.
При поражении коры височной области левого полушария (у правшей) возникает слуховая (височная) А. как одно из проявлений сенсорной афазии. Данная форма А. является следствием нарушения фонематического слуха, звукобуквенного анализа слов. У пациентов, страдающих слуховой А., наблюдается «угадывающее чтение».
При поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария (у правшей) возникает связанная с нарушениями кинестезической основы речевого акта кинестезическая (афферентная) моторная А. как проявление афферентной моторной афазии. Чтение становится дезавтоматизированным, появляются трудности перешифровки букв в соответствующие артикулемы. Поражение нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей) приводит к возникновению кинетической (эфферентной) моторной А., входящей в синдром эфферентной моторной афазии.
Трудности чтения связаны здесь с нарушением кинетической, сукцессивной организации речевого акта. При правильном узнавании и произношении отдельных букв у пациента нарушается процесс слияния букв в слоги или слогов в слово, страдает процесс переключения от одного слога или слова к др., возникают речевые персеверации.
При поражении коры лобных долей мозга возникает форма А., связанная с нарушением регулирующих механизмов, избирательности всех психических процессов, в т. ч. и чтения, что проявляется в нарушениях целенаправленного характера чтения, отключении внимания, его патологической инертности, угадывающем чтении и т. п.
Серьезные затруднения в овладении процессом чтения у детей составляют специальную форму А, которая является одним из следствий алалии, т. е. следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга. Она обусловлена недоразвитием фонематической стороны речи, неполноценностью звукового анализа и синтеза, нарушениями звуковой структуры слова, что влечет за собой затруднения в овладении не только чтением, но и письмом.
При поражении коры затылочных долей мозга возникает оптическая А., которая может проявляться либо в виде не узнавания отдельных букв (литеральная оптическая А.), либо в виде не узнавания целых слов (вербальная оптическая А.) вследствие нарушения зрительного восприятия. Возможна односторонняя оптическая А., когда пациент игнорирует половину текста (чаще левую) и не замечает своего дефекта, что, как правило, возникает при поражении затылочнотеменных отделов правого полушария.
При поражении коры височной области левого полушария (у правшей) возникает слуховая (височная) А. как одно из проявлений сенсорной афазии. Данная форма А. является следствием нарушения фонематического слуха, звукобуквенного анализа слов. У пациентов, страдающих слуховой А., наблюдается «угадывающее чтение».
При поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария (у правшей) возникает связанная с нарушениями кинестезической основы речевого акта кинестезическая (афферентная) моторная А. как проявление афферентной моторной афазии. Чтение становится дезавтоматизированным, появляются трудности перешифровки букв в соответствующие артикулемы. Поражение нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей) приводит к возникновению кинетической (эфферентной) моторной А., входящей в синдром эфферентной моторной афазии.
Трудности чтения связаны здесь с нарушением кинетической, сукцессивной организации речевого акта. При правильном узнавании и произношении отдельных букв у пациента нарушается процесс слияния букв в слоги или слогов в слово, страдает процесс переключения от одного слога или слова к др., возникают речевые персеверации.
При поражении коры лобных долей мозга возникает форма А., связанная с нарушением регулирующих механизмов, избирательности всех психических процессов, в т. ч. и чтения, что проявляется в нарушениях целенаправленного характера чтения, отключении внимания, его патологической инертности, угадывающем чтении и т. п.
Серьезные затруднения в овладении процессом чтения у детей составляют специальную форму А, которая является одним из следствий алалии, т. е. следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга. Она обусловлена недоразвитием фонематической стороны речи, неполноценностью звукового анализа и синтеза, нарушениями звуковой структуры слова, что влечет за собой затруднения в овладении не только чтением, но и письмом.