АЛАЛИЯ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АЛАЛИЯ
отсутствие или ограничение речи у детей вследствие недоразвития или поражения речевых зон головного мозга [81, c. 31].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Алалия
[а… + гр. lalia – речь] – отсутствие или ограничение речи вследствие недоразвития или поражения речевых зон головного мозга.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

АЛАЛИЯ
(от греч. немой) - отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первичной сохранности умственных способностей. Чаще всего возникает при повреждении речевых областей больших полушарий головного мозга во время родов или травм, перенесенных ребенком в доречевой период жизни.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Алалия
отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранности возможностей умственного развития. Обычно причинами А. бывают повреждения речевых зон коры головного мозга, возникающие во время родов, мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни.

Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.

Алалия
от греч. а — отрицательная частица, lalia — речь) — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга (центр Брока, центр Вернике) во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Различают моторную, сенсорную алалии; существуют и другие систематизации. При моторной А. в значительной мере сохраняется понимание обиходной речи. Сенсорная А. характеризуется несформированностью понимания речи при сохранном элементарном слухе. Случаи сенсорной А. встречаются редко. Большое значение имеют правильная диагностика А., ограничение от нее сходных с ней состояний интеллектуальной недостаточности и снижения слуха.

Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь

АЛАЛИЯ
(греч. а- без, не + lalia – речь) - отсутствие (или недоразвитие) активной речи или ее восприятия у детей с нормальным элементарным слухом и первично сохранным интеллектуальным развитием, проявляющееся в общем речевом недоразвитии (см.: Недоразвитие речи общее). Причины А. - ранние повреждения (во внутриутробном периоде или на ранних этапах развития) речевых областей больших полушарий головного мозга, при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни; тяжелые степени А. выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.

Источник: Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии.

АЛАЛИЯ
от греч. a - отрицательная частица и lolew - говорю) отсутствие или системное недоразвитие речи у детей с нормальным физическим слухом. А. обусловлена органическим поражением или незрелостью речевых зон коры головного мозга. Различают моторную (нарушена деятельность речедвигательного анализатора) и сенсорную (нарушена деятельность речеслухового анализатора) формы. Существуют различные подходы к классификации А. в зависимости от симптоматики и структуры речевого дефекта. А. характеризуется грубым недоразвитием всех компонентов речевой системы и приводит к выраженным вторичным отклонениям высших психических функций. Устраняется в результате длительного систематического коррекционно-развивающего обучения в логопедическом детском саду, специальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи V вида. — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, обусловленное поражением или недоразвитием речевых областей больших полушарий головного мозга вследствие родовых травм, мозговых заболеваний или травм, перенесенным ребенком в доречевой период. Выделяют алалию моторную (нарушение экспрессивной стороны речи) и сенсорную (недоразвитие понимания речи). (Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитиции и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. - М., 2002. )

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

АЛАЛИЯ
(гр. а – приставка со знач. отрицания и lalia – речь) — отсутствие или системное недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, обусловленное органическим поражением или недоразвитием речевых областей, расположенных в коре головного мозга, наступившее до трех лет.
Причинами, вызывающими данные нарушения, являются: воспалительные и травматические поражения головного мозга, обменные нарушения в период внутриутробного развития, родовые травмы, заболевания и травмы, перенесенные ребенком в доречевой период.
Различают А. моторную и сенсорную.
А. моторная – системное недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамма-тическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи; в основе А. м. лежит расстройство или недоразвитие аналитикосинтетической деятельности речедвигательного анализатора; причина – поражение коркового конца речедвигательного анализатора (центр Брока) и его проводящих путей.
А. сенсорная – системное недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший физический слух и сохранные способности к развитию активной речи; причиной А. с. является поражение коркового конца слухоречевого анализатора (центр Вернике) и его проводящих путей.
Случаи сенсорной А. встречаются достаточно редко.
Большое значение имеет правильная дифференциальная диагностика А., отграничение ее от вторичных нарушений речевого развития при умственной отсталости и тугоухости. Тяжелая степень А. проявляется в полном отсутствии речи или наличии только лепетных обрывков слов. В более легких случаях наблюдается речь, характеризующаяся ограниченностью словарного запаса, аграмматизмом, затруднениями в освоении чтения и письма.
Коррекционная работа осуществляется на основе онтогенетического принципа, предусматривающего последовательное и систематическое развитие всех сторон речи с учетом взаимодействия фонетики, лексики и грамматики.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
356.98 кб

Формирование грамматических моделей в экспрессивной речи у детей с алалией

Горчакова Алла Михайловна, Чаладзе Елена Автандиловна
Статья посвящена наиболее актуальной для логопедии проблеме: формированию речи у детей с системным речевым недоразвитием.
Читать PDF
324.18 кб

Значение сенсорного воспитания в работе с детьми, страдающими алалией

Лынская М. И.
В статье раскрываются некоторые механизмы диагностики и коррекции алалии с позиций психофизиологического и психолингвистического подходов.
Читать PDF
326.93 кб

Разработка дифференциальных условий обучения и воспитания детей с алалией

Артемова Ева Эдуардовна, Малахова Ирина Викторовна
Статья посвящена проблеме разработки дифференциальных условий обучения детей с алалией. В основу дифференциации положен принцип учета ведущей сенсорной модальности ребенка. Приведены различные приемы работы с неговорящими детьми.
Читать PDF
246.90 кб

Практические рекомендации пo составлению адаптированных текстов для детей с моторной алалией

Карапетян Сирануш Геворковна
В статье представлены практические рекомендации по составлению и подбору текстов для детей с моторной алалией. Представлены методические рекомендации для повышения эффективности логопедической работы с детьми с моторной алалией.
Читать PDF
327.16 кб

Психологические проблемы, возникающие при интеграции детей-алаликов дошкольного возраста в среду гов

А.А. Жеребцова
Читать PDF
1.18 мб

Особенности коррекционной работы с дошкольниками с моторной алалией после кохлеарной имплантации

Непомнящих Оксана Игоревна
В статье раскрываются особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с моторной алалией после кохлеарной имплантации. Описывается практический опыт работы с данной группой детей.
Читать PDF
552.11 кб

Формирование языкового механизма у детей с экспрессивной (моторной) алалией через коммуникативные си

Горчакова Алла Михайловна, Чаладзе Елена Автандиловна
Статья посвящена наиболее актуальной для логопедии проблеме: формированию речи у детей с экспрессивной (моторной) алалией.
Читать PDF
191.62 кб

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с моторной алалией

З. А. Репина, Ё. С. Щербакова
Представлен анализ результатов экспериментального исследования сформированное™ психологической базы речи, моторной сферы, артикуляционных предпосылок к формированию речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.
Читать PDF
4.73 мб

Индивидуализация содержания логопедической работы при моторной алалии с учетом неречевых нарушений

Мустаева Елена Рафаэльевна
В статье представлены результаты изучения речевого, моторного и когнитивного развития детей четырехлетнего возраста с общим недоразвитием речи на фоне моторной алалии в условиях дошкольных образовательных учреждений компенсирующег
Читать PDF
566.36 кб

Преодоление экспрессивной алалии у детей на начальном этапе логопедической работы

Горчакова Алла Михайловна, Чаладзе Елена Автандиловна
Статья посвящена наиболее актуальной для логопедии проблеме: формированию речи у детей с системным речевым недоразвитием.
Читать PDF
439.72 кб

К вопросу изучения алалии как дизонтогенеза речевого развития

Артемова Ева Эдуардовна, Басова Анастасия Александровна
Эта статья посвящена проблеме изучения алалии как дизонтогенеза речевого развития. Приведены классификации алалии разных авторов с точки зрения различных подходов (клинического, психолингвистического, психологического).
Читать PDF
415.69 кб

К вопросу об актуальности разработки биоадекватной методики коррекции алалии на основе современных п

Лынская Марианна Ильинична
В статье рассматриваются современные представления о патогенезе и механизмах алалии на основе актуальных междисциплинарных представлений о структуре речемыслительной деятельности, обосновывается эффективность включения метода сенс
Читать PDF
0.00 байт

О самых распространенных ошибках логопедов при коррекции алалии

Сизова Ольга Борисовна
В статье обобщен опыт более чем 20-летней практической работы с детьми и результаты обсуждений с коллегами-логопедами наиболее сложных аспектов коррекции алалии.
Читать PDF
922.70 кб

Особенности иппотерапии при моторной алалии

Лукина Марина Валентиновна, Жулина Елена Викторовна
В статье занятия иппотерапией предлагаются как дополнительная форма решения речевых проблем, вызванных речедвигательными нарушениями при моторной алалии.
Читать PDF
0.00 байт

Методика коррекционной работы с детьми - алаликами младшего дошкольного возраста

Алимпиева Ольга Михайловна
Статья описывает методику коррекционной работы учителя-логопеда с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста на основе объединения подходов Эй-БиЭй терапии и обучения навыкам глобального чтения.

Похожие термины:

  • АЛАЛИЯ МОТОРНАЯ

    (a. motoria; лат. motorius - двигательный) - А., характеризующаяся нарушениями экспрессивной стороны речи (аграмматизм, недостаточность речевой продукции или полное ее отсутствие) при относительной сохранн
  • АЛАЛИЯ МОТОРНО-ПРЕМОТОРНАЯ

    А. с преобладанием лексико-грамматических и лексико-семантических расстройств, трудностей построения связной речи. В основе нарушения структуры слова и фразы лежат трудности переключения, повыш
  • АЛАЛИЯ МОТОРНО-ЗАДНЕЦЕНТРАЛЬНАЯ

    А. с преобладанием фонетико-фонематических расстройств, смешением звуков, поиском их артикуляции обусловленных явлениями апраксии (см.: Апраксия) на почве поражения заднецентральных речевых обла
  • АЛАЛИЯ ОПТИЧЕСКАЯ

    (лат. optikus - зрительный) - редкая форма А., проявляющаяся в недостаточности развития номинативного словаря (см.: Словарь номинативный),префиксального словообразования, образования преддожных констр
  • АЛАЛИЯ СЕНСОРНАЯ

    (a. sensoria; лат. sensorius – чувствительный) - А., проявляющаяся в нарушении понимания речи, фонематическом недоразвитии при сохранности элементарных слуховых восприятий. Наблюдается разрыв между смыслом
  • АЛАЛИЯ СМЕШАННАЯ

    А., характеризующаяся сочетанием отдельных проявлений моторной и сенсорной А. с преобладанием одного из этих синдромов. См.: Алалия тотальная.
  • АЛАЛИЯ ТОТАЛЬНАЯ

    (лат. totalis – всеобщий) - сочетание моторной и сенсорной А., при котором полностью нарушена активная речь и ее восприятие.