АКТИВ УЧЕНИЧЕСКИЙ

Найдено 1 определение
АКТИВ УЧЕНИЧЕСКИЙ
(от лат. асtivus – деятельный) – наиболее деятельные учащиеся, играющие ведущую роль в жизни и работе детского коллектива. Воспитание А. у., расширение круга активистов составляет одну из важных задач педагогического коллектива. Формирование А. у. в период, когда коллектив еще не сложился и учащиеся недостаточно знают друг друга, возлагает особую ответственность на педагога. Чтобы помочь при выборах органов ученического самоуправления и распределении поручений, нужно изучить личные качества учащихся. Если это возможно, то лучше познакомиться с ними до начала учебного года. Существенную помощь могут оказать преподаватели, мастера, ранее работавшие с этими учащимися. Повседневно бывая с учащимися, общаясь с ними не только на уроке, педагог может выявить наиболее активных и авторитетных учащихся.Если педагог без достаточного к тому основания рекомендует учащегося в органы ученического коллектива, то это подрывает авторитет его самого. Учащиеся, случайно оказавшиеся в роли «активистов», вызывают разочарование ученического коллектива и осложняют работу педагога. В незавидном положении оказывается и сам «активист»: лишенный поддержки учащихся, чувствуя свою неподготовленность и не имея склонностей к исполнению данного ему поручения, он утрачивает веру в свои силы. Иногда достаточно сменить характер поручения, чтобы «пассивный активист» стал деятельным и активным.
После того как А.у. создан, необходимо, как указывал А.С. Макаренко, чаще его собирать, беседовать о делах и перспективах, находить с ним решение текущих вопросов.
Систематически работая над формированием и воспитанием А. у., добиваются успешного решения одной из наиболее трудных педагогических проблем – воспитания подлинной самодеятельности и активности всех учащихся. Деление на «активных» и «пассивных» становится менее резким, каждый учащийся в той или иной степени принимает участие в жизни коллектива. Простая исполнительность уступает место сознательному и деятельному отношению к выполнению общественных поручений.
Под руководством самих учащихся первичные ученические коллективы (классы, группы, кружки и т.д.) становятся более зрелыми и деятельными. Опека уступает место все более тонкой и умной педагогической «режиссуре». Активная работа органов самоуправления помогает преодолеть общественную пассивность некоторых учащихся, разновозрастный состав этих органов позволяет младшим учиться в ходе совместной работы у своих старших товарищей.
Если общественная деятельность ограничивается лишь рамками А.у., то это обрекает значительную часть ученического коллектива на пассивность, приводит к непомерной перегрузке А.у., к возникновению т.н. незаменимых активистов. Особого внимания заслуживают практика массовых поручений, чередование руководства и подчинения в коллективе. К активу, как справедливо утверждал А.С. Макаренко, «...необходимо предъявлять постоянные большие деловые и дисциплинарные требования... Пониженные требования к активу и незаслуженные привилегии, как и всякое неоправданное потребление, приводят к загниванию актива».
Опыт лучших ПУ свидетельствует о больших возможностях правильно воспитанного и хорошо организованного актива. А.у. выступает здесь умелым руководителем собраний, субботников, смотров художественной самодеятельности, спортивных соревнований и т. д.
Некоторые группы работают без классных руководителей. Их функции выполняют учащиеся активисты. Такое доверие руководства ПУ – свидетельство высокой зрелости А.у.
Лит.: Макаренко А.С. Избр. пед. произв., 2-е изд. – М., 1956.
М.Б. Ценципер

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
340.51 кб

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННО-АКТИВНЫХ ШКОЛ И УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Реморенко И.М.
В статье рассмотрен исторический аспект развития деятельности общественно-активных школ, отражены основные проблемы педагогического, ученического самоуправления. Описаны истоки педагогического и ученического самоуправления школой.