АКСЕЛЕРАЦИЯ, акцелерация

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Акселерация акцелерация
[лат. acceleratio – ускорение] – 1) резкое убыстрение полового созревания, увеличение роста и скорости его нарастания у детей и подростков, отмечаемое со второй половины XIX в. и особенно в последние десятилетия, а также общее увеличение роста и массы (веса) людей по сравнению с предшествующими поколениями. Так, первое удвоение массы тела ныне происходит в возрасте 4–5, а не 5–6 мес, как раньше. Смена молочных зубов постоянными начинается не в 6–7, а в 5–6 лет. Окончание роста наступает у девушек в 16–17 лет, юношей в 18–19 лет (прежде соответственно к 20–22 и 22–25 годам). Единой причины А. не существует. Играет роль улучшение питания, уменьшение заболеваемости инфекционными болезнями в детском возрасте и т.п. Однако ряд авторов связывают процесс А. также с изменениями напряженности магнитного поля Земли и электромагнитными загрязнениями. Основой для такого предположения служит явление А.-2; 2) увеличение размеров и массы тела мн. видов животных в период падения напряженности магнитного поля планеты (и, наоборот, снижение этих показателей при возрастании напряженности магнитного момента Земли); последний раз максимум напряженности глобального магнитного поля наблюдался в средние века, когда регистрировались минимумы размеров многих видов животных и, очевидно, людей; 3) ускорение формирования отдельных частей зародыша на определенной стадии его развития, напр., раннее развитие ротового аппарата у рыб и бесхвостых амфибий (обеспечивающее им питание после исчерпания запасов желтка в яйце).

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

АКСЕЛЕРАЦИЯ, акцелерация
от лат. acceleratio — ускорение), ускорение темпов роста и физич. развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. При сопоставлении результатов антропометрич. обследований, проведенных в нач. 20 в. сданными 30-х гг. 19 в. было установлено, что в 20 в. процесс А. охватил население всех экономически развитых стран.
Признаки А. отмечаются уже на стадии внутриутробного развития. Так, за последние 70—80 лет длина тела новорожденного увеличилась в среднем на 1 см, масса — на 100—300 г. Значит. изменения в темпах роста и развития наблюдаются у грудных детей: удвоение массы тела, происходившее ранее между 5-м и 6-м мес жизни, теперь наблюдается в 4 мес, окружность груди ребенка становится больше окружности головы не в 6 мес, а в 2- 5 мес. Дети раньше начинают держать голову, в более раннем возрасте у них зарастает родничок и прорезываются молочные зубы. С возрастом темпы А. растут: длина тела 4—7-летнех детей за каждое десятилетие в среднем увеличивается на 1,5 см, масса тела — на 0,5 кг, 13—15-летних школьников соотв. на 2,5см и на 2 кг. Как показывают наблюдения, проводимые с 30-х гг., существенных различий в темпах А. детей разных национальностей не обнаружено. Гор. дети подвержены А. в большей степени, чем сельские, но и эти различия уменьшаются. Наблюдаемое у детей и подростков во всех странах более раннее (на 2—3 года) окостенение скелета способствует резкому торможению, а затем и прекращению роста тела в длину. У совр. девушек процесс роста завершается в 16—17 лет, а у юношей — в 18—19 лет. Тем не менее отмечается увеличение длины тела взрослых людей (напр., совр. мужчины 20—25 лет стали выше на 6—8 см), что объясняется более интенсивным ростом тела у детей. Ускоряется половое созревание подростков. По сравнению с девочками 19 в. у совр. девочек половое созревание начинается на 3 года раньше (первые менструации появляются в среднем примерно в 12,5—13 лет). А. проявляется также и др. морфофункциональными изменениями — более сильным развитием мышечной системы, увеличением силы мышц, жизненной емкости легких и др. У совр. детей отмечается более раннее созревание психомоторных функций, о чем свидетельствуют, напр., более высокие для каждого возраста ср. показатели их физич. подготовленности и Значит. «омоложение» спорт, рекордов в большинстве видов спорта. С нач. 20 в. произошло ускорение физич. развития детей не менее чем на 2 года.
Вопрос. о степени синхронности ускорения физич. и психич. развития совр. детей изучен недостаточно. Однако наблюдается увеличение разрыва между более ранней физич. зрелостью детей и уровнем их интеллектуального и социального развития.
Существует ряд гипотез, объясняющих причины возникновения А. Вероятнее всего, ускорение онтогенетич. развития человека происходит под влиянием целого комплекса резко меняющихся социально-экон. условий жизни, в первую очередь питания, а также нек-рых генотипич. изменений, возникающих в результате активизации в 20 в. процессов миграции и смешения населения.
Кроме А. во времени (сравнение с предшествующими поколениями) существует А. внутри одного поколения (внутригруп-повая), характеризующаяся теми же морфофункциональными показателями. Внутри одной возрастной группы выявлено ок. 8% детей, отличающихся ускоренным развитием, и примерно столько же детей, для к-рых характерна Значит. задержка физич. развития. Различия по биол. возрасту между ними, выявляющиеся уже в дошк. возрасте, к 5—8-му кл. достигают 2—3 лет. Т. о., единая для данного возраста норма уч. нагрузки, особенно физической, оказывается недостаточной для одних учащихся и чрезмерной для других, что должен учитывать педагог.
Лит.: 3 е л ц е p А., Причины и формы проявления ускоренного роста детей, [пер. с нем., М. — Берлин, 1968]; К а р с а с в-ская Т. В., Социальная и биол. обусловленность изменений в физич. развитии человека, Л., 1970; Властовский В. Г., Акцелерация роста и развития детей. Эпохальная и внутригрупповая, М., 1976.
В. Г. Властовский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия