АКМЕОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

Найдено 1 определение
АКМЕОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
научное направление, объектом которого является человек- специалист, профессионал в динамике его саморазвития и самосовершенствования в процессе профессиональной деятельности и жизни.
Предмет А.т.д. составляют условия и закономерности реализации творческого потенциала специалиста, достижения им вершин профессионального мастерства.
Таким образом, главным компонентом профессионального мастерства является способность к творческой, продуктивной деятельности, к творчеству в избранной области.
Учеными выделены четыре основных этапа в структуре творчества.Этап I – осознание, постановка, формулирование проблемы, выявление основополагающих противоречий, выражающих ее сущность.
Этап II – нахождение принципа решения проблемы, задачи, формирование опорной гипотезы, идеи, замысла.
Этап III – обоснование и развитие найденного решения, его теоретическая, конструкторская и технологическая разработка; конкретизация и доказательство гипотезы; конструкторская разработка идеи, доведение до определенного технического или организационного решения. К этому этапу часто относят разработку плана экспериментальной проверки гипотезы, практической реализации изобретения и т.д.
Этап IV – собственно практическая проверка гипотезы, реализация проекта, изобретения, его представление.
Безусловно, описанная структура процесса творчества отражает лишь основные этапы, в каждом из них можно выделить несколько фаз, но, тем не менее, данная модель может служить основой при исследовании умственных способностей: чем выше коэффициент интеллектуальности, тем выше творческая отдача человека. Однако оказалось, что творческая продуктивность и величина этого коэффициента не всегда коррелированы, т.е. объем знаний не является достаточным условием креативности, не менее важна архитектура внутренних барьеров и стереотипов личности. Поэтому одна из задач формирования творческой личности – развитие умения нестандартно мыслить, преодолевать психологические барьеры и стереотипы. Другим условием является мотивация, желание и умение эффективно работать в избранной области. Как раз формирование необходимых интеллектуальных умений – одна из основных задач образования. Касаясь проблем профессиональной подготовки, следует учитывать недостатки сложившейся системы образования. Не секрет, что в вузах готовят довольно много технически грамотных исполнителей и значительно меньше – талантливых, оригинально мыслящих специалистов. До сих пор наибольшее внимание уделялось насыщению обучаемых специальными знаниями и основами технологии воплощения организационных и конструкторских решений, а не развитию общего творческого потенциала личности. В последнее время акцент все увереннее переносится в сторону развивающего образования, основной целью которого является формирование творческой личности, приспособленной к продуктивной деятельности в профессиональной области, способной к саморазвитию, самообразованию, адаптации к изменяющимся условиям технологического общества. В соответствии с этой целью важно каким-то образом задать требования к индивидуальному развитию выпускника вуза. Важнейшим из них является определенный уровень креативности интеллекта, позволяющий осуществлять продуктивную творческую деятельность в профессиональной сфере. К показателям креативности интеллекта могут быть отнесены:
способности к синтезу нового, к генерации идей и использованию нестандартных способов деятельности;
высокий уровень базовых знаний, отвечающий требованиям компетентности, развитая интуиция, фантазия, богатое воображение;
оригинальная и эффективная организация мышления, высокий уровень гармоничности интеллектуальных операций, обусловленных деятельностью левого и правого полушарий мозга;
способность преодолевать психологическую инерцию и стереотипы мышления.
К сожалению, современные школьные и вузовские программы не ориентированы на развитие именно этих интеллектуальных качеств, их основная цель дать определенный объем знаний, который постоянно увеличивается. В то же время известно, что недостаток знаний зачастую является мощным стимулятором творческой деятельности. С другой стороны, груз прочно усвоенных знаний формирует в сознании человека целый ряд профессиональных стереотипов и психологических барьеров, приводящих к консерватизму, невосприимчивости к инновациям. Это еще раз подчеркивает важность принципа необходимой достаточности обязательных знаний, приобретаемых в процессе развивающего образования. Другое дело, что виды, структура, динамика этих знаний должны отвечать сформулированным выше требованиям. Следовательно, в структуреучебного процесса должны быть предусмотрены соответствующие блоки, модули, технологии, методические приемы, обеспечивающие решение этой задачи. Важную роль играет психологическое сопровождение образовательного процесса, главной целью которого является изучение особенностей личности обучаемых, формирование индивидуальных образовательных траекторий, помощь в развитии сильных сторон интеллекта, гармонизация личности.
Несмотря на то, что в природе творчества остается еще много непознанного, обусловленного уникальностью творческого акта, характером особых состояний вдохновения, инсайта озарения, сегодня становится очевидным, что творческие навыки можно и нужно развивать. Не каждого можно побудить к высшим достижениям, но творческими способностями наделено поразительно много людей, которых можно научить эффективнее применять свой талант в профессиональной деятельности.
Лит.: Кузьмина Н. В. Предмет акмеологии. – СПб., 1995; Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. – М., 1989; Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. – М., 1979; Субетто А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония. – М., 1992; Лук А.Н. Психология творчества. – М., 1978.
А.В. Долматов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.