оформляют основные противоречия между внешней и внутренней детерминацией личности, субъекта, между личностной и социально-профессиональной детерминациями, между заданностью, алгоритмизированностью, критериальностью всех ее векторов и саморегуляций, саморазвитием, самосовершенствованием субъекта. А. м. п. решаются введенным в систему методологии акмеологии принципом «оптимальности» в реализации ее направленности на практические достижения. А. м. п. отражают также тенденции и противоречия развития акмеологии, ее становления, обретения самостоятельности.
Выделяют следующие А. м. п.:
1) взаимоотношения акмеологии с другими науками. Методология акмеологии – конструктивная смысловая система, определяющая как критерии дифференциации от других наук, так и целевые, смысловые критерии использования в ней положений других наук в специфическом качестве;
2) законы и закономерности акмеологии. На основе общих критериев определения законов в науке и в частности, в психологии, в акмеологии выделены следующие характеристики законов:
- проективно-целевые, моделирующие, ценностные;
- предполагающие интеграцию объективного и субъективного, внешнего и внутреннего;
- критериальные – дающие систему критериев диагностического исследования, акмеологических средств и целевой эффективности;
- социоантропологические, т.е. раскрывающие этапы превращения природного качества человека в социально-личностное;
- раскрывающие взаимосвязи онтологически разных реальностей, многопараметральные;
- частные законы моделирования;
- законы-тенденции;
- законы-алгоритмы – инвариантные способы деятельности: конструктивные, оптимальные и вариативно-стратегические;
3) закономерности в акмеологии:
- определяют смыслоцелевую систему, становящуюся предметом каждого конкретного исследования, включающую: готовность, оптимизацию управленческой деятельности, потенциал или рефлексивно-иновационный метод его развития; остальные составляющие системы выступают в роли средств, условий и факторов, обеспечивающих решение задачи развития, оптимизации, совершенствования;
- выявленные исследователями и заложенные в классификацию разных видов деятельности, дифференцированных по разным основаниям (человек-природа, человек-человек и т.д.) или в определение ее ведущих характеристик, таких как надежность, энергозатратность, устойчивость и т.д.;
4) интерпретация проблемы развития в акмеологии. Конструктивный подход к человеку есть утверждение целевого, прогрессивного, восходящего характера развития во всех сферах его жизнедеятельности, минимизация препятствующих ему факторов и оптимизация данного процесса акмеологическими средствами.