АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Найдено 1 определение
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Преподаватель постоянно должен помнить о том, что в процессе профессиональной деятельности изменяется не только личность учащегося, но и личность самого преподавателя, а свою практическую деятельность рассматривать как средство самосовершенствования, как систему упражнений по саморазвитию.
Процесс самоизменений состоит из нескольких циклов, каждый из которых включает цепь последовательных действий: осознание своего недостатка, желание избавиться от него, анализ причин, его вызывающих, выбор средств и методов. Затем следует исполнение намеченного, когда реальные педагогические и образовательные действия используются как средство. Наконец, осуществляя самонаблюдение, преподаватель фиксирует ход и результаты своих усилий по самоизменению, т.е. осуществляет контроль и оценку.
Таким образом, под профессиональным самовоспитанием преподавателя подразумевается сознательная работа над совершенствованием своей личности как профессионала.
Движущей силой и источником профессионального самовоспитания преподавателя является потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Среди наиболее существенных объективных причин, порождающих эту потребность, следует назвать требования, предъявляемые к преподавателю руководителями учебного заведения, коллегами, учащимися, студентами и их родителями. Если в вузе, техникуме, лицее и др. сложитсястиль высокой требовательности к личности преподавателя и качеству его работы, то это станет первейшим условием, побуждающим к самовоспитанию.
Таким образом, в акмеологии в качестве важнейшего фактора самодвижения к вершинам жизни и профессионализма деятельности рассматриваются: наличие (или отсутствие) творческой атмосферы в коллективе (субъективно-объективный фактор), цели, которые коллектив перед собой ставит; результаты, к которым стремится; парциальные результаты, которых достигает; технологии, с помощью которых их оценивает.
Субъективные факторы достижения вершин заключены в самом субъекте творческой деятельности, в частности мотивах. Отсюда акмеологические аспекты мотивации профессиональной деятельности преподавателей представляют особый интерес. Понятие «акме» изначально связано с зенитом в жизни индивидуума, личности. Вероятно, поэтому акмеологическая методология организаций, учреждений, педагогических коллективов несет в себе определенную персонификацию, очеловечивание различных социальных образований. Речь идет не о пресловутой биологизации социальных явлений и процессов, а о направлении научного исследования от личности к социуму.
Мотивационная сфера личности многогранна. Определяющей в ней является мотивация профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность выступает не только как социально важное объективное явление, но и как субъективная, личностная ценность. Овладеть ею, стать субъектом профессионального педагогического творчества
– вот основное направление активности преподавателя.
В свою очередь, учебно-воспитательная успешность учебного заведения является производной от квалификации преподавателей, их деловых и моральных качеств, т.е. от того, насколько мотивационная структура личности каждого преподавателя отвечает потребностям педагогического коллектива, а также микросоциума. Выяснение существенности и интенсивности корреляционных связей между степенью профессиональной подготовки, уровнем самооценки, уровнем социальных притязаний преподавателя определенного педагогического коллектива и максимальной степенью его эффективности позволяет составить реальную прогностическую модель оптимального педагогического коллектива, а также разработать кодекс-прототип преподавателя.
Через профессиональное состояние психолого-социологического спектра педагогического коллектива возможно моделирование динамики функционального состояния этого микросоциума, определение его акмеологической фазы и создание условий для продления этой фазы.
Таким образом, существуют разные пути профессионального самосовершенствования. Это происходит тогда, когда молодой преподаватель видит напряженный творческий труд своих коллег и стиль жизни учебного заведения в целом, критические замечания и прямые требования руководителей к работе преподавателя, когда мотивация возникает как следствие социальных качеств личности преподавателя: чувства ответственности, профессионального долга и чести, здорового профессионального самолюбия и т.д.
Мотивом самовоспитания преподавателя может быть и желание получить лестный отзыв, награду, повышение в должности.
Деятельность любого педагога, в том числе и преподавателя, осуществляется в условиях профессиональных норм и правил, которые можно рассматривать в качестве системы ограничений и предписаний. В связи с этим преподаватель находится перед выбором того, что является в его деятельности ценностно более значимым: соблюдение консервативных норм, его собственная карьера, престиж в глазах начальства или коллег, учащихся или студентов; являются ли главными сами учащиеся, студенты, их будущая судьба, уровень их готовности к самостоятельному решению задач, которые поставит перед ним следующая педагогическая и образовательная система. Выбор главных стратегий деятельности и обусловливает тип направленности. В акмеологии выделяются: 1) истинно педагогическая; 2) формально-педагогическая; 3) ложно педагогическая направленность деятельности.
Истинно педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации преподавателя на формирование личности учащегося, студента средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося, студента в знании.К формально-педагогической относится направленность, связанная с потребностью соблюдения норм и правил педагогической деятельности, зафиксированных в учебных планах, программах, учебниках, инструкциях. Следование им заслоняет собой учащихся, их возможности и потребности. Казалось бы, внешне все есть, а результаты подчас плачевные. За данным типом направленности скрывается формально-бюрократический стиль руководства, парализующий творческие элементы в деятельности преподавателя.
Ложно педагогической является направленность на самого себя: свое самочувствие, свое самовыражение, свое состояние, свою карьеру. Несмотря на то, что с данным типом направленности есть много интересных, эмоциональных, выразительных, эрудированных преподавателей, истинно продуктивных среди них мало.
Таким образом, особенно важно, чтобы мотивы самовоспитания не стали самоцелью. Как подчеркивал С.Л. Рубинштейн, «кто непосредственно занят самоусовершенствованием как прямой целью своих забот и действий, тот обычно менее всего достигает этой цели.
Самым плодотворным является труд, в буквальном смысле самозабвенный. Человеку нужно достигать самоусовершенствования, но стремиться он должен прежде всего не к тому, чтобы сделать хорошим лично себя, а к тому, чтобы сделать что-то объективно хорошее в жизни: именно так, не возясь с собой, человек в самом деле совершенствуется».
Устойчивые мотивы профессионального самовоспитания включаются в состав педагогических убеждений преподавателя. К.Д. Ушинский, который изучал и восхищался достижениями народной педагогики, народными «мастерами» и «мастерицами», их подвижничеством и упорством в достижении цели – воспитании и обучении детей, писал о роли педагогических убеждений: «Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности».
Современный преподаватель постоянно утверждается в том, что его педагогические убеждения – основа его действий. Выработка убеждений – результат не только обучения, но прежде всего индивидуального опыта и психолого-педагогического самообразования. Особую роль при этом играет коллектив учебного заведения. В этой связи большой интерес представляет моделирование вершин индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, связанной с решением профессиональных задач.
Таким образом, предметом акмеологии является моделирование вершин индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, связанной с решением профессиональных задач. Выявленные модели используются в качестве важнейших акмеологических технологий обучения профессиональной деятельности, совершенствования, коррекции и реорганизации деятельности зрелых специалистов.
Лит.: Аксеновская Л.Н. Организационная культура и «акме»-концепция» // Акмеология: организационная, управленческая, личностная: Сб. науч. статей. – Саратов, 1996; Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. – М., 1986; Кузьмин Е.С. Вопросы социальной психологии руководства. – Л., 1978; Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавания и мастера производственного обучения. – М., 1990; Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. – СПб., 1995.
Н.А. Данилов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.