АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 1 определение
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
(АТО) – это системный метод обучения будущих специалистов проектированию, созданию и частичной проверке высокопродуктивных моделей авторских систем деятельности (АСД). Проект АСД студента – это теоретическая и экспериментальная модель его будущей деятельности, которую он проектирует сам под руководством преподавателя на основе сравнительного наблюдения, анализа и оценки высоко-, средне- и малопродуктивных реальных систем деятельности преподавателей именно в той специальности и профессии, которую он осваивает в данном профессиональном учебном заведении. АТО, направленные на стимулирование саморазвития студентов, характеризуются тем, что в них образовательная система «развертывается» от первого лица: самостоятельное предвидение конечных результатов; пути их достижения, определение и форма предъявления системы знаний – задач обучаемым и стимулирование их творчества в поисках наиболее продуктивных и экономных решений.
В качестве причин возникновения и разработки проблем в области конструирования и проектирования акмеологических технологий образования выделим следующие:– необходимость внедрить системный подход в образование взрослых людей;
– потребность реализовать личностно-развивающее обучение взрослых;
– возможность исключить малоэффективные (в том числе вербальные) способы передачи знаний;
– потребность методологического обоснования проектирования и моделирования технологической цепочки способов взаимодействия участников образовательного процесса, гарантирующих образовательные результаты, состоящие в создании и развитии АСД или ее элементов.
Концептуальной основой понимания сути АТО является акмеологическая теория учебно- профессиональной деятельности ее субъектов. Априори речь идет о выявлении закономерностей, факторов и условий развития обучаемых и стимулировании его средствами образования. Апостериори – о главной цели, стоящей перед любой образовательной системой и обусловленной подготовкой взрослого человека к самообразованию, самообучению, саморазвитию, самосовершенствованию и самосозреванию через систему обучения, являющимся главной движущей силой восхождения к своей вершине.
АТО базируются на специфическом методе акмеологии как науки. Речь идет о сравнительном методе исследования разных уровней продуктивности профессиональной деятельности и выявлении существенных признаков высшего уровня. При помощи этого метода преподаватель организует самостоятельное наблюдение студентами разных моделей профессиональной деятельности, самостоятельный анализ ими этих моделей, самостоятельный поиск и выявление причин того, что удалось или не удалось в деятельности различных специалистов, а следовательно, стимулирует принятие решения о степени эффективности функционирования той или иной модели профессиональной деятельности.
Для этого преподаватель предоставляет в руки студентов акмеологические методы исследования уровня эффективности результатов деятельности учителей, критерии этой эффективности и показатели развития субъектов образовательного процесса. С помощью этого акмеологического инструмента исследований профессионально-педагогической деятельности студент сам выявляет закономерности, условия и факторы, стимулирующие и препятствующие эффективному взаимодействию участников образовательного процесса. Студент находит наиболее приемлемые для себя формы и способы эффективной профессиональной деятельности и принимает творческие решения относительно того, что, почему и как необходимо взять в свою АСД. Именно таким образом у студента формируется и развивается опыт принятия творческих решений проблем проектирования, моделирования, частичной апробации и коррекции собственной АСД, а также опыт работы над своим профессиональным сознанием и профессиональной позицией.
АТО отличаются от педагогических технологий тем, что они ориентированы на зрелого человека, обладающего более выраженной мотивацией к собственному обучению и развитию. Такая мотивация подкрепляется сознательным выбором области своего профессионального и личностного совершенствования. В качестве стимулов, обеспечивающих сознательный выбор, могут быть социальная необходимость (необходимость быть конкурентоспособным на рынке труда) и потребность достичь необходимого уровня значимости своей личности для себя и для других. Эти и другие причины обусловливают активную позицию субъекта (объекта) в образовательном процессе и готовность к сотрудничеству и взаимодействию с преподавателем.
Следствием этого не может не явиться успех в овладении профессионализмом, а значит, и повышение удовлетворенности собой, своей деятельностью, что и будет одним из главных стимулов профессионального и личностного саморазвития. Именно это и является целью АТО, а результаты функционирования АТО должны быть получены уже на ступени специальной подготовки в профессиональном учебном заведении, в том числе и в вузе, в виде авторских моделей, проектов будущей собственной профессиональной деятельности каждого студента. Все модели будут носить неповторимые, индивидуальные особенности, обусловленные психофизиологическими, личностными и индивидуальными особенностями студента – будущего профессионала. Разрабатывая модели в сотрудничестве с преподавателями ВУЗа, учителями-практиками, методистами в видекурсовых работ, дипломных проектов, студент обосновывает и защищает их как собственную АСД, гарантирующую достижение высоких профессиональных результатов в будущей профессиональной деятельности, критерии проверки качества которой должны быть представлены в этой АСД. Частичную проверку, апробацию создаваемой модели АСД студент – будущий профессионал осуществляет уже во время учебы в вузе: как на семинарских, практических, лабораторных занятиях, тренингах, на консультациях с преподавателями и т.д., так и на производственной практике. В процессе исследования результатов апробации АСД студент принимает решение о коррекции отдельных элементов в ее модели для дальнейшего совершенствования и повышения меры продуктивности создаваемой модели.
Основу признаков для классификации акмеологических технологий составляют:
1) возрастной фактор: 18–25 лет, 26–40 лет, 41–50 лет, 51 и старше (они меняются в зависимости от возраста как преподавателя, так и студента);
2) направление развития (по Б.Б. Ананьеву): индивид – личность – субъект деятельности – индивидуальность (стержень – от творческого потенциала к творческой готовности);
3) форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная;
4) уровень продуктивности деятельности преподавателя (по Н.В.Кузьминой): репродуктивный, адаптивный, локально-моделирующий знания, системно-моделирующий знания, системно-моделирующий деятельность;
5) уровень учебно-познавательной деятельности обучаемых: воспроизведение, частичный поиск, творческий поиск;
6) процессуальные характеристики деятельности обучаемых: моделирование, проектирование, конструирование и др.
Лит.: Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии / Учебное пособие – М., 1995; Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. – М., 1993; Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. – Шуя, 1995; Кузьмина Н.В . Профессионализм деятельности преподавателя. – М., 1989; Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя. – М., 1990; Основы общей и прикладной акмеологии / Учебное пособие. – М., 1995; Степанова Е.И. Психология взрослых и основа акмеологии. – СПб., 1995.
М.В. Колотилова, Е.А. Шмелева

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.