АЙЗЕНК Ханс Юрген

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АЙЗЕНК ХАНС ЮРГЕН
(р. в 1916 г.), английский психолог, профессор Лондонского университета с 1955 г. В выдвинутой им концепции личности в качестве основных ее характеристик выступают экстраверсия и интроверсия (направленность индивида вовне или внутрь, проявляющаяся в его мироощущении и поведении). Также считает, что умственная одаренность человека в решающей степени (на 80%) обусловлена наследственностью и может быть измерена с помощью тестов. Ряд работ посвящен политической психологии, психотерапии, психологии пола.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

АЙЗЕНК ХАНС ЮРГЕН
1916- 1997) английский психолог. Директор психологического отделения Госпиталя Модсли в Лондоне (с 1946), профессор Лондонского университета (с 1955). В выдвинутой А. концепции личности в качестве основных ее характеристик выступают экстраверсия и интраверсия (направленность индивида вовне или внутрь, проявляющаяся в его мироощущении и поведении). По А., в их основе лежат врожденные особенности нервной системы, в частности баланс между процессами возбуждения и торможения. За пределами концепции А. остаются мировоззрение, идеалы, ценности и пр.; личность, по А., - явление психобиологическое. Большое влияние на практику оценки способностей учащихся оказали исследования А. по психодиагностике.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

АЙЗЕНК Ханс Юрген
р. 16.3. 1916, Берлин), англ. психолог. Ученик и последователь С. Берта. Окончил Лондонский ун-т (1938). Директор психол. отделения Госпиталя Модели в Лондоне (с 1946), проф. Лондонского ун-та (с 1955).
В выдвинутой А. концепции личности в качестве основных ее характеристик выступают экстраверсия и интраверсия (направленность индивида вовне или внутрь, проявляющаяся в его мироощущении и поведении). По А., в их основе лежат врожденные особенности нервной системы, в частности баланс между процессами возбуждения и торможения. Этим определяется и социальный характер личности, напр. склонность к преступности. Др. важной чертой личности А. считает невротизм (степень эмоциональной стабильности). За пределами его концепции остаются мировоззрение, идеалы, ценности и т. п.; личность, по А., — явление психобиологическое.
Большое влияние на практику оценки способностей учащихся в англ. школе оказали исследования А. по психодиагностике. Он полагает, что умственная одаренность человека в решающей степени (на 80%) обусловлена наследственностью и может быть измерена с помощью тестов. Не обращаясь к качеств, анализу умственной деятельности, осн. характеристикой интеллекта считает скорость протекания мыслит, процессов. Позиция А. вызывает критику отеч. и заруб. психологов.
Ряд работ А. посвящен полит. психологии, психотерапии, психологии пола. С о ч.: Dimensions of Personality, L., 1947; The structure of human Personality, L., 1971; The biological basis of Personality, Spring-field, 1970; Race, intelligence and education, L., 1971; The structure and raeasurement qf intelligence, B., 1979; Personality and indi-vidual differences, L.-N. Y., 1985 (соавт.); в рус. пер.» Проверьте свои способности, M. .
Лит.: Эксперим. психология, ред.-сост. П. Фресс, Ж. Пиаже, пер. с франц., в. 5, М., 1975; Лолер Д ж., Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм, пе, р. с англ., М., 1982.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия