АГРАММАТИЗМ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АГРАММАТИЗМ
(греч. а- без, не + grammata - чтение, письмо) нарушение способности к грамматически правильному построе- нию фразы и употреблению грамматических форм слова. А. возни- кает обычно в связи с афазией или алалией.

Источник: Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии.

АГРАММАТИЗМ
(от греч. agrammatos – нечленораздельный). Ошибки в грамматическом построении речи и в понимании значения грамматических конструкций, выражающих, например, семантические отношения с помощью флексий (книга сестры), порядка слов и др.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

АГРАММАТИЗМ
от лат. agrarnmatismus — неграмотный) — нарушение речи, выражающееся в неумении пользоваться грамматическим строем языка. У детей с нарушенной речью аграмматизм проявляется в недоразвитости грамматического строя; у взрослых — выражается в утрате умения грамматически правильно изменять слова и строить предложения или в непонимании значения грамматических форм. Термином «аграмматизм» характеризуется также своеобразие грамматического оформления речи у глухонемых и тугоухих. В процессе обучения данный недостаток может быть устранен.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

АГРАММАТИЗМ
(гр. agrammatos – нечленораздельный) — нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности; при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, «телеграфный стиль» и пр. А. возникает обычно в связи с афазией или алалией.
А. импрессивный – непонимание значения грамматических форм в воспринимаемой устной речи и (или) при чтении.
А. экспрессивный – неумение грамматически правильно изменять слова и строить предложения в своей активной устной и (или) письменной речи.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

АГРАММАТИЗМ
общее нарушение грамматического строя речи, проявляющееся в неумении грамматически правильно изменять слова и строить предложения (экспрессивный А.), а также в непонимании значения грамматических форм (импрессивный А.). При А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, падеже, "телеграфный стиль" и пр. А. отмечается обычно в связи с алалией, афазией, умственной отсталостью. (Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитиции и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. - М., 2002. )

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Аграмматизм
от греч. agrarnmatos — нечленораздельный) — ошибки в грамматическом оформлении активной речи (экспрессивный А.) и в понимании значения грамматических конструкций (импрессивный А). А. — общее нарушение грамматического строя речи, может проявляться как в устной, так и в письменной речи; степень и формы недоразвития или нарушения взаимосвязанных звеньев, грамматического строя речи зависят от причин, вызвавших его. У детей А. как проявление недоразвития грамматического строя речи в разных формах наблюдается при алалиях; у взрослых — как нарушение сформированного грамматического строя речи при афазиях (см.). Педагогическая работа по преодолению А. строится с учетом причин, вызвавших его, и осуществляется как одна из сторон работы по восстановлению нарушенных речевых Систем и общего развития речи.

Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
385.68 кб

Аграмматизмы в устной и письменной речи учащихся младших классов с задержкой психического развития (

Даньковская Янина Юрьевна
В статье раскрываются современные представления о механизмах и проявлениях аграмматической дисграфии у учащихся младших классов. Выделяются предпосылки, обеспечивающие формирование грамматических обобщений.
Читать PDF
351.06 кб

Состояние словообразования существительных у детей с аграмматической дисграфией

Китаева Н. Н., Полякова А. В.

Похожие термины:

  • АГРАММАТИЗМ ЭКСПРЕССИВНЫЙ

    (лат. expressio - выражение) – нарушение употребления грамматических средств языка, выражающееся в неумении (или невозможности) грамматически правильно изменять слова и строить предложения в своей ак
  • АГРАММАТИЗМ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ

    (греч. physis - природа + logos – учение) - функциональный аграмматизм периода развития речи детей. Обычно преодолевается к 4-му году жизни.
  • АГРАММАТИЗМ ИМПРЕССИВНЫЙ

    (лат. impressio - впечатле- ние, направленность вовнутрь) – нарушение понимания граммати- ческих средств языка (в воспринимаемой устной речи и (или) при чтении).
  • АГРАММАТИЗМ ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ

    (rpеч. pathos - болезнь + logos - учение, в данном случае болезненный, измененный) - затянувшийся во времени вследствие задержки развития (при умственной отсталости, ЗПР, речевом недоразвитии, тугоухости, не
  • АГРАММАТИЗМ ПРИОБРЕТЕНЫЙ

    симптом афатического расстройства, которое происходит вследствие распада логико- грамматической структуры речи.
  • ДИСЛЕКСИЯ АГРАММАТИЧЕСКАЯ

    (греч. а- не, без + grammata - чтение, письмо) - вид нарушения чтения, обусловленный недоразвитием грамматического строя речи.