АГРАФИЯ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АГРАФИЯ
нарушения письма, возникающие при различных расстройствах речи [66, c. 9; 82, c. 7].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Аграфия
[а... + гр. graphō – пишу] – мед. расстройство или полная потеря способности к письму (ср. алексия); наблюдается при некоторых заболеваниях головного мозга.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Аграфия
(от греч. а – приставка с значением отсутствия + пишу) –нарушение письма, при котором ученик не может овладеть навыком соединять буквы в слоги, слова; также наблюдается перестановка и пропуск букв и слогов, искажение слов.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Аграфия
нарушения письма, возникающие при различных расстройствах речи. Проявляются либо в полной утрате способности писать, либо в грубом искажении слов, пропусках слогов и букв, неспособности соединять буквы и слоги в слова и т. д.

Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.

АГРАФИЯ
от греч. а — отрицание и grapho — пишу) — нарушения письма, возникающие при различных расстройствах речи. Проявляется либо в полной утрате способности писать, либо в грубом искажении слов, пропусках слогов и букв, неспособности соединять буквы и слоги в слова и пр. Аграфия у взрослых обычно связана с поражением коры головного мозга, у детей нередко является следствием косноязычия, С детьми, страдающими аграфией, проводятся логопедические занятия, в результате которых этот дефект устраняется.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Аграфия
от греч. а — отрицат. частица и лат. grapho — пишу) — невозможность письма или потеря этого навыка вследствие недоразвития или нарушения психофизиологических процессов, обеспечивающих закономерную связь звукового и письменного аспектов речевой деятельности. Заключается в неосознании букв как графем, неумении соединять их в слова при сохранности интеллекта и отсутствии расстройства координации движений руки или кисти. Возникает при поражении задних отделов средней лобной извилины в доминантном полушарии.

Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь

АГРАФИЯ
полная несформированность письма или распад навыка письма (у взрослых) при глубоких поражениях мозга. — полная неспособность овладеть основами письма или потеря этого навыка. Заключается в неосознании букв как графем, неумении соединять их в слова. Возможность списывания часто сохраняется. Является обычно следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга. (Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитиции и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. - М., 2002. ) См. также Письмо

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

АГРАФИЯ
(греч. а- - без, не + graphõ – пишу) - нарушение письма, возникающее в результате поражения некоторых отделов коры головного мозга. Выступает либо симптомом афатического расстройства (при поражении височных отделов коры головного мозга, нижних отделов постцентральной области коры, нижних отделов премоторной области коры доминантного по речи полушария мозга), либо результатом поражения зрительно- пространственных (теменно-затылочных) областей, либо двигательных отделов коры головного мозга, приводящих к застойным возбуждениям в двигательной сфере с излишними движениями в письме. А. проявляется либо в полной неспособности овладеть процессом письма либо в потере этого навыка; А. заключается в неосознании букв как графем, неумении соединять их в слова; возможность списывания при аграфии, как правило, сохраняется; аграфия обычно является следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга.

Источник: Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии.

АГРАФИЯ
(гр. а – приставка со знач. отрицания и лат. grapho – пишу) — нарушения письма, возникающие при различных расстройствах речи. Проявляются либо в полной утрате способности писать, либо в грубом искажении слов, пропусках слогов и букв, неспособности соединять буквы и слоги в слова и т. д.
А. у детей – одно из проявлений алалии – следствие общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга. Нередко А. у детей обнаруживается при расстройствах речи, связанных с отклонениями в овладении звуковым составом слова, с нарушением звукового анализа слов.
А. у взрослых – одно из проявлений афазии. В этих случаях форма А. зависит от локализации поражения мозга и особенностей афазии. При поражении коры левой височной области (у правшей) А. связана либо с нарушением фонематического слуха, либо с дефектами слухоречевой памяти. При сохранном списывании с текста и сохранности графических стереотипов (подпись, написание знакомых слов, цифр и т. п.) нарушается письмо под диктовку и самостоятельное письмо. В легких случаях пациенты смешивают звуки, близкие по фонематическим признакам, затрудняются при выделении звуков в словах, сходных по звучанию; в тяжелых случаях письмо становится для пациентов полностью недоступным. При поражении коры нижних отделов левой постцентральной области мозга (у правшей) А. бывает связана с нарушением кинестезической основы речевого акта. Пациенты ошибаются при написании звуков, близких по артикуляции (напр.: д, л, и), и слабо артикулируемых звуков (гласных). Исключение внешней артикуляции еще более затрудняет письмо.
При поражении коры нижних отделов левой премоторной области мозга (у правшей) А. возникает вследствие нарушения динамической организации речевого акта. Страдает общая «кинетическая мелодия» письма. Правильно воспроизводя отдельные буквы и даже слоги, пациенты затрудняются при написании целого слова: возникают персеверации, трудности переключения с одного слога (или буквы) на др., что нарушает весь процесс письма. При поражении теменнозатылочных отделов коры левого полушария мозга А. входит в синдром зрительных гностических расстройств. Возникают трудности перешифровки фонем в пространственно организованные графемы. Пространственно ориентированные элементы букв искажаются и пишутся зеркально. Эти дефекты проявляются в самостоятельном письме, письме под диктовку, при списывании текста. Иногда (чаще при поражении затылочно-височных отделов коры левого полушария мозга у правшей) пациенты вообще не могут написать графему, соответствующую тому или иному звуку; зрительные образы букв распадаются; изображенные пациентами буквы не имеют никакого сходства с требуемыми. Такое нарушение письма получило название оптической А. Специальную форму А. составляют нарушения письма, возникающие при поражении лобных долей мозга, когда письмо страдает, как и др. виды произвольной целенаправленной психической деятельности. В таких случаях в наибольшей степени нарушается самостоятельное активное письмо вследствие дефектов замысла, программирования письма и контроля за процессом написания букв.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

Похожие термины:

  • АГРАФИЯ ПЕРВИЧНАЯ

    А., проявляющаяся в трудностях написания букв.
  • АГРАФИЯ ВТОРИЧНАЯ

    А. в результате речевых дефектов, проявляющаяся в затруднениях при самостоятельном письме при сохранности писать отдельные буквы и копировать их.