АГНОЗИЯ
АГНОЗИЯ
частичная или полная потеря способности различать предметы с помощью зрения, слуха и осязания в результате поражения мозга.
АГНОЗИЯ
нарушение правильного восприятия, вызванное поражением мозга; различают агнозии зрительные, тактильные и слуховые [82, c. 7].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
АГНОЗИЯ
от греч. agnosia, а — отрицание и gnosis — знание) — частичная или полная потеря способности различать предметы с помощью зрения, слуха и осязания, обычно в результате поражения мозга; проявления агнозии могут быть компенсированы специальными дидактическими приемами.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
АГНОЗИЯ
логопедический термин, означающий расстройство функции гнозиса или предметного восприятия. Различают зрительные, тактильные, слуховые. (Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитиции и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. - М., 2002. -333)
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
АГНОЗИЯ
(греч. а - без, не + gnosis — познание) - неспособность узнавать, понимать при сохранности органов чувств и сохранности сознания, наблюдающаяся при поражении определенных отделов коры больших полушарий головного мозга; различают А.: акустическую (слуховая), апперцептивную (форма оптической), вкусовую, зрительную (оптическая), обонятельную, осязательную (тактильная), пальцевую, пространственную, симультанную (зрительное отсутствие восприятие целого).
Источник: Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии.
Агнозия
[а… + гр. gnōsis – знание] – нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга и ближайших подкорковых структур. А. связана с поражением вторичных (проекционноассоциационных) отделов коры головного мозга, входящих в состав коркового уровня анализаторных систем. Поражение первичных (проекционных) отделов коры вызывает лишь элементарные расстройства чувствительности (нарушение сенсорных зрительных функций, болевой и тактильной чувствительности, снижение слуха). При поражении вторичных отделов коры больших полушарий элементарная чувствительность у человека сохраняется, однако он утрачивает способность к анализу и синтезу поступающей информации, что приводит к нарушению различных видов восприятия. Различают несколько основных видов А.: зрительные, тактильные, слуховые.
Агнозйя
от греч. а — отрицательная частица, gnosis — познание) — нарушение процессов узнавания, наступающее нередко при поражении высших отделов коры головного мозга. Наблюдается зрительная, слуховая, тактильная и другие виды А. Так, зрительная А. возникает при поражении затылочных отделов коры головного мозга. А. проявляется в том, что человек, не теряя остроты зрения, при сохранении элементарной чувствительности и сознания оказывается не в состоянии узнать предмет при зрительном восприятии или осмыслить картину в целом, а воспринимает лишь их фрагменты. Слуховая (акустическая) А. возникает при поражении височных отделов головного мозга, выражается в потере способности узнавать предметы по характерным для них звукам: часы по тиканью, колокол по звону, собаку по лаю и т. д. Слух при этом может быть сохранен или ослаблен настолько незначительно, что это не объясняет возникновение А. Понимание речи при слуховой А. также нарушено. При тактильной А. больной с закрытыми глазами не может узнать на ощупь знакомый предмет, несмотря на сохранение чувствительности. Открыв глаза, он тотчас же узнает предмет. Такая форма А. обнаруживается при поражении теменной области мозга. Агностические расстройства в комплексе с другими симптомами имеют большое значение для определения местонахождения очага болезни. Лечение основного заболевания и специальные приемы обучения могут компенсировать дефекты восприятия при А.
Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь
АГНОЗИЯ
(гр. а – приставка со знач. отрицания и gnosis – знание) — нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга и ближайших подкорковых структур. А. связана с поражением вторичных (проекционно-ассоциационных) отделов коры головного мозга, входящих в состав коркового уровня анализаторных систем. Поражение первичных (проекционных) отделов коры вызывает лишь элементарные расстройства чувствительности (нарушение сенсорных зрительных функций, болевой и тактильной чувствительности, снижение слуха). При поражении вторичных отделов коры больших полушарий элементарная чувствительность у человека сохраняется, однако он утрачивает способность к анализу и синтезу поступающей информации, что приводит к нарушению процессов опознания в разных модальностях.
Различают несколько основных видов А.: зрительные, тактильные, слуховые.
Зрительные А. возникают при поражении вторичных отделов затылочной коры. Они проявляются в том, что человек – при достаточной сохранности остроты зрения – не может узнать предметы и их изображения (предметная А.), различить пространственные признаки объектов, основные пространственные координаты (пространственная А.), у него нарушается процесс опознания лиц при сохранности восприятия предметов и их изображений (А. на лица, или прозопагнозия), нарушается способность классифицировать цвета при сохранности цветового зрения (цветовая А.), утрачивается способность различать буквы (буквенная А.) (этот вид А. лежит в основе одной из форм нарушения чтения), резко сокращается объем одновременно воспринимаемых объектов (симультанная А.). Характер зрительных А. определяется стороной поражения и локализацией очага в пределах вторичных корковых полей затылочных отделов больших полушарий и прилегающих к ним теменных и височных областей. Тактильные А. возникают при поражении вторичных корковых полей теменной доли левого или правого полушария и проявляются в виде расстройства опознания предметов на ощупь (астереогнозия) или в нарушении узнавания частей своего тела, нарушении схемы тела (соматоагнозия).
Слуховые А. возникают при поражении вторичных корковых полей височной доли. При поражении височной коры левого полушария слуховая или слухоречевая А. проявляется в виде нарушения фонематического слуха, т. е. нарушения способности различать звуки речи, что приводит к расстройству речи; при поражении височной коры правого полушария (у правшей) возникает собственно слуховая А. – невозможность узнавания знакомых немузыкальных звуков и шумов (напр.: лая собак, скрипа шагов, шума дождя и т. п.) или амузия – невозможность узнавания знакомых мелодий, расстройство музыкального слуха.
Различают несколько основных видов А.: зрительные, тактильные, слуховые.
Зрительные А. возникают при поражении вторичных отделов затылочной коры. Они проявляются в том, что человек – при достаточной сохранности остроты зрения – не может узнать предметы и их изображения (предметная А.), различить пространственные признаки объектов, основные пространственные координаты (пространственная А.), у него нарушается процесс опознания лиц при сохранности восприятия предметов и их изображений (А. на лица, или прозопагнозия), нарушается способность классифицировать цвета при сохранности цветового зрения (цветовая А.), утрачивается способность различать буквы (буквенная А.) (этот вид А. лежит в основе одной из форм нарушения чтения), резко сокращается объем одновременно воспринимаемых объектов (симультанная А.). Характер зрительных А. определяется стороной поражения и локализацией очага в пределах вторичных корковых полей затылочных отделов больших полушарий и прилегающих к ним теменных и височных областей. Тактильные А. возникают при поражении вторичных корковых полей теменной доли левого или правого полушария и проявляются в виде расстройства опознания предметов на ощупь (астереогнозия) или в нарушении узнавания частей своего тела, нарушении схемы тела (соматоагнозия).
Слуховые А. возникают при поражении вторичных корковых полей височной доли. При поражении височной коры левого полушария слуховая или слухоречевая А. проявляется в виде нарушения фонематического слуха, т. е. нарушения способности различать звуки речи, что приводит к расстройству речи; при поражении височной коры правого полушария (у правшей) возникает собственно слуховая А. – невозможность узнавания знакомых немузыкальных звуков и шумов (напр.: лая собак, скрипа шагов, шума дождя и т. п.) или амузия – невозможность узнавания знакомых мелодий, расстройство музыкального слуха.