АФОРИЗМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АФОРИЗМ
греч. aphorismos) — изречение, выражающее в лаконичной, яркой форме обобщенную, законченную мысль. Афоризмы писали Эразм Роттердамский, Ф. Бэкон, Б. Паскаль, И.В. Гете.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Афоризм
лаконично высказанная мысль, совершенная по содержанию и форме, которая приобретает характер самодостаточного художественного образа-высказывания. Исторически сложилось так, что нередко А. становятся отдельные строки из художественных произведений писателей – при условии, что они «выходят за рамки» конкретного произведения, поднимаются на общечеловеческий уровень осмысления жизни. А. могут стать как поэтические строки («Ненавижу – люблю…» Катулла), так и прозаические («Но человек не создан для поражения» Э. Хемингуэя). Если строки из произведений писателя становятся А., они превращаются в своеобразную «визитную карточку» не только в литературе, но и в общекультурном просторе. Во время изучения художественных произведений осмысление А. помогает постижению морально- эстетического своеобразия личности и творчества писателя, оценить его вклад в сокровищницу творческих достижений человечества. Усвоение А. в их специфике развивает эстетический вкус школьников, обогащает их жизненный опыт, формирует положительные качества личности. В.Г.

Источник: Методика преподавания литературы.

АФОРИЗМ
это малый речевой жанр, краткое устойчивое выражение, в отточенной форме метко выражающее какую-л. глубокую законченную мысль.
Под А. обычно понимаются авторские изречения, нередко взятые из художественных или публицистических произведений. В силу своей смысловой завершённости они не теряют значимости без контекста, становятся самостоятельными. Их употребление говорит о высоком уровне речевой культуры. А. используются в качестве апелляции к авторитету, подтверждения слов говорящего. Они могут выполнять общедидактическую (воспитательную), познавательную, комментирующую, аксиологическую (оценочную), полемическую, комическую и др. функции.
Лаконичность и высокохудожественность формы А. достигается за счёт использования стилистических приёмов, напр., антитезы: Кто умеет — делает, кто не умеет — учит (Б. Шоу); Лучше быть свободным бедняком, чем богатым невольником. Конечно, люди хотят быть богатыми и свободными — и из-за этого подчас становятся бедными рабами (А. Камю), параллелизма: Где умирает надежда, там возникает пустота (Леонардо да Винчи); Чем кто умнее, тем он скромнее (Цицерон), хиазма: ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно (Конфуций); Легко в учении — тяжело в походе, тяжело в учении — легко в походе (А. Суворов), антиметаболы: Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве (К. Станиславский).
Разновидностью А., отличающейся открыто нравоучительным содержанием, является сентенция (Не судите, да не судимы будете). Сентенции моралистического содержания, облекающие логические или этические принципы, правила, нормы поведения в краткие формулы изъявительной или императивной модальности, называют максимами (На примерах учимся).
Среди А. выделяют также апоф(т)егму — изречение, близкое по содержанию к сентенции, но вписанное в конкретную ситуацию; гному — поучительно-философское изречение в стихотворной форме; Хрию (см.) — поучительный анекдот о каком-л. поступке великого человека.
А. направлен не столько на создание образа, сколько на формирование суждения, выявляющего какое-л. типическое явление действительности.
Лит.: КРРЭСС. М., 2003; Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н.Ярцева. М., 2001; Королькова А.В. Русская афористика в контексте фразеологии: АДД. Елец, 2006; Кулишкина О.Н. Русский афоризм XIX — нач. XX веков: эволюция и сферы влияния: АДД. Санкт-Петербург, 2004; Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М., 2003; Рехлова О.А. Афористика в газете // PP.2007. № 3; Geary J. The world in a phrase: a brief history of the aphorism. New York: Bloomsbury , 2005.
E.E. Ермакович

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
222.29 кб

СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГЛАГОЛОВ МЫШЛЕНИЯ В АФОРИЗМАX В.О. КЛЮЧЕВСКОГО

Хохлова Елена Валерьевна
В статье описаны особенности семантики глаголов мышления, выявлены ядро и периферия глаголов и глагольных сочетаний с семантикой мышления в афоризмах В.О. Ключевского
Читать PDF
1.35 мб

Применение наглядности и игровых форм работы при обучении русским афоризмам иностранных учащихся на

Карпеченкова Юлия Геннадьевна, Олейник Марина Анатольевна, Спиридонова Ольга Серафимовна
Настоящая статья посвящена особенностям работы над русскими афоризмами в иностранной аудитории, которые прочно вошли в историческую, духовную, языковую память народа и представляют собой интереснейший материал для изучения, а такж
Читать PDF
11.55 мб

Рефлексивно-феноменологическая практика преподавания в вузе: работа с эссе, метафорами, афоризмами,

Ниязбаева Наталья Николаевна
В статье представлен опыт рефлексивно-феноменологической практики преподавания в вузе.
Читать PDF
980.45 кб

Избранные афоризмы

Малышев М.А.
Читать PDF
269.01 кб

Педагогический потенциал французских афоризмов

Абасова Ренна Габибовна
Использование произведений устного народного творчества Франции, богатых моделями морального поведения, на занятиях по французскому языку может служить эффективным средством нравственного воспитания обучающихся и одновременно спос
Читать PDF
625.91 кб

Формирование лингвострановедческой компетенции иностранных учащихся на основе русских афоризмов

Карпеченкова Юлия Геннадьевна, Олейник Марина Анатольевна, Спиридонова Ольга Серафимовна
Статья посвящена описанию некоторых путей формирования лингвострановедческой компетенции иностранных учащихся на материале русских афоризмов: крылатых выражений, пословиц, поговорок и фразеологизмов.
Читать PDF
162.22 кб

Афоризмы А. П. Чехова в пространстве ценностного выбора учащихся (урок развития речи в 5-8 классах)

Терентьева Нина Павловна
В статье предложена методика проведения уроков развития речи по афоризмам А.П. Чехова, включающих учащихся в активный диалог с писателем, актуализирующих ценностное самоопределение читателей-школьников.

Похожие термины:

  • СЛОВАРИ АФОРИЗМОВ

    словари, содержащие подборку кратких изречений, в отточенной форме метко выражающих какую-л. глубокую законченную мысль (см. Афоризм). А. интересны заключённой в них мыслью и способом её выражения,