АБЗАЦ
АБЗАЦ
структурный, законченный по смыслу элемент текста.
АБЗАЦ
(от нем. Absatz). 1. Отступ вправо в начале строки (красная строка). 2. Отрезок письменного или печатного текста от одной красной строки до другой, обычно заключающий в себе сверхфразовое единство или его часть. А. является средством логико-композиционного членения текста, поэтому при работе с текстом на использование А. следует обращать особое внимание.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
АБЗАЦ
нем. Absatz — уступ) — единица текста, представляющая собой, как правило, единство тематически объединенных предложений, в одном из которых указывается тема или главная мысль А. Наличие тематического или концептуального предложения в каждом А. важно как для пишущего, так и для читающего. Такое предложение позволяет пишущему или говорящему ясно определить тему (см.: тематическое предложение абзаца) и строго придерживаться ее при развитии в других предложениях, а читателю или слушателю оно помогает определить предмет речи и удерживать его в памяти до тех пор, пока он не сменится другим предметом речи. Когда мы пишем, мы должны начинать каждый А, несколько отступая от основной линии, с которой начинаются строчки. Это привлекает читателя и показывает ему, что происходит переход от одной мысли или темы к другой. Правильно построенный А. должен удовлетворять следующим требованиям: 1. В А. должна излагаться только одна тема. В него должно бытьвключено все, что необходимо для развития темы, намеченной втематическом предложении, и не должно быть ничего, что не относится к этой теме. В художественных текстах тема А. может получить выражение не в одном, а в нескольких предложениях. Если в А. нет «своего» тематического предложения, то это значит, что он является «обеспечением» темы или идеи, получивших отражение в предшествующей части текста. 2. Расположение предложений внутри А. должно быть проду манным. Для читателя должна быть ясна связь каждого предложенияс тематическим предложением А., и каждое предложение должноподготавливать читателя к восприятию следующего предложения. 3. Предложения внутри А. должны быть расположены таким об разом, чтобы самое главное предложение было выдвинуто на первый план. Начало и конец А. в наибольшей мере способны подчеркнуть выраженную мысль. Поэтому следует стремиться выразитьглавную мысль в начале или конце А. Лит.: Зарубина К Д. К вопросу о лингвистических единицах текста // Синтаксис текста / Под ред. Г. А. Золотовой. — М., 1979; Зарубина Н. Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. — М., 1981; Севбо И. П. Структура связного текста и автоматизация реферирования. — М., 1969; Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика. — М., 1973; Солганик Г. Я. Стилистика текста. — М., 1997. В.Н. Мещеряков
АБЗАЦ
(от нем. absatz — ‘раздел, часть текста’) — 1. Отступ вправо в начале первой строки; 2. Часть текста между двумя такими отступами. А. во втором значении не имеет особой структуры помимо синтаксической. Это может быть прозаическая строфа, фрагмент (несколько строф), отдельное предложение и т.д. Поэтому рационально использовать этот термин только в первом значении.
Как своеобразный знак препинания А. выполняет в тексте несколько функций.
1) А. углубляет предшествующую точку и открывает совершенно новый ход мысли (Л.В. Щерба), т.е. оформляет начало новой мысли и в то же время сигнализирует об окончании предшествующей.
2) А. выполняет в тексте экспрессивно-выделительную функцию. Выделение в А. отдельного предложения — распространённый приём публицистической и художественной речи. Обычно выделяются важные в композиционном и смысловом отношении предложения, часто зачины и концовки прозаических строф. Ср., напр., конец «Пиковой дамы» А.С. Пушкина:
Герман сошел с ума. Он сидит в Обуховской больнице в 17-м нумере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..».
Лизавета Ивановна вышла замуж за очень любезного молодого человека; он где-то служит и имеет порядочное состояние: он сын бывшего управителя у старой графини. У Лизаветы Ивановны воспитывается бедная родственница.
Томский произведен в ротмистры и женится на княжне Полине.
3) Важнейшая функция А. — графическое выделение, оформление композиционно-синтаксических единиц текста: прозаических строф, фрагментов. Абзацное членение проясняет структуру текста. Отсутствие А. сделало бы текст трудно воспринимаемым. В стилистически нейтральной речи правилом является совпадение прозаических строф и А. Однако нередко абзацное членение текста не совпадает с его композиционно-синтаксическим членением. В этом случае А. выполняет функцию смысловой и стилистической членимости, выступающей как усложнение и дополнение его композиционно-синтаксической структуры. При этом А. может расчленять прозаическую строфу, выделяя одно или два предложения, или, напротив, объединять несколько прозаических строф. Объединение прозаических строф подчеркивает целостность фрагмента, тесную связь между прозаическими строфами. Расчленение одной прозаической строфы на предложения-А. имеет разное стилистическое назначение. В зависимости от контекста и др. факторов оно может придавать изложению импрессионистический или афористический характер, может выражать динамику, быструю мену событий, действий, фактов, может быть приметой индивидуальной манеры писателя.
4) А. участвует в ритмическом членении текста, которое тесно связано со смысловым ритмом. Ритмическое членение создается абзацными паузами, которые длиннее, глубже паузы, образуемой точкой. Дробное членение прозаической строфы на А. ведёт к прерывистому ритму. Ровный, плавный, спокойный ритм дают обычно строфы-А. Объединение же нескольких прозаических строф в одном А. заставляет ускоренно читать весь отрывок, т.к. паузы между точками короче.
Членение на А. — существенная сторона любого текста, связанная с его стилем, смысловым ритмом произведения.
Лит.: Матезиус В. Язык и стиль // Пражский лингвистический кружок. М., 1967; Сильман Т.П. Проблемы синтаксической стилистики. М.—Л., 1967; Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М., 2006.
Г.Я. Солганик
Как своеобразный знак препинания А. выполняет в тексте несколько функций.
1) А. углубляет предшествующую точку и открывает совершенно новый ход мысли (Л.В. Щерба), т.е. оформляет начало новой мысли и в то же время сигнализирует об окончании предшествующей.
2) А. выполняет в тексте экспрессивно-выделительную функцию. Выделение в А. отдельного предложения — распространённый приём публицистической и художественной речи. Обычно выделяются важные в композиционном и смысловом отношении предложения, часто зачины и концовки прозаических строф. Ср., напр., конец «Пиковой дамы» А.С. Пушкина:
Герман сошел с ума. Он сидит в Обуховской больнице в 17-м нумере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..».
Лизавета Ивановна вышла замуж за очень любезного молодого человека; он где-то служит и имеет порядочное состояние: он сын бывшего управителя у старой графини. У Лизаветы Ивановны воспитывается бедная родственница.
Томский произведен в ротмистры и женится на княжне Полине.
3) Важнейшая функция А. — графическое выделение, оформление композиционно-синтаксических единиц текста: прозаических строф, фрагментов. Абзацное членение проясняет структуру текста. Отсутствие А. сделало бы текст трудно воспринимаемым. В стилистически нейтральной речи правилом является совпадение прозаических строф и А. Однако нередко абзацное членение текста не совпадает с его композиционно-синтаксическим членением. В этом случае А. выполняет функцию смысловой и стилистической членимости, выступающей как усложнение и дополнение его композиционно-синтаксической структуры. При этом А. может расчленять прозаическую строфу, выделяя одно или два предложения, или, напротив, объединять несколько прозаических строф. Объединение прозаических строф подчеркивает целостность фрагмента, тесную связь между прозаическими строфами. Расчленение одной прозаической строфы на предложения-А. имеет разное стилистическое назначение. В зависимости от контекста и др. факторов оно может придавать изложению импрессионистический или афористический характер, может выражать динамику, быструю мену событий, действий, фактов, может быть приметой индивидуальной манеры писателя.
4) А. участвует в ритмическом членении текста, которое тесно связано со смысловым ритмом. Ритмическое членение создается абзацными паузами, которые длиннее, глубже паузы, образуемой точкой. Дробное членение прозаической строфы на А. ведёт к прерывистому ритму. Ровный, плавный, спокойный ритм дают обычно строфы-А. Объединение же нескольких прозаических строф в одном А. заставляет ускоренно читать весь отрывок, т.к. паузы между точками короче.
Членение на А. — существенная сторона любого текста, связанная с его стилем, смысловым ритмом произведения.
Лит.: Матезиус В. Язык и стиль // Пражский лингвистический кружок. М., 1967; Сильман Т.П. Проблемы синтаксической стилистики. М.—Л., 1967; Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М., 2006.
Г.Я. Солганик
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.