АБАЙ КУНАНБАЕВ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АБАЙ КУНАНБАЕВ (1845-1904)
казахский поэт-просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы. В стихах, поэмах ("Масгуд", 1887; "Сказание об Азиме"; "Искандер") и прозаических "Словах назидания" (в рус. пер., 2 изд., 1982) высказывал просветительские идеи; образование народа связывал с обучением юношей и девушек в русских школах. Переводил произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова и др.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

АБАЙ КУНАНБАЕВ
29.7(10.8).1845, Чингизские Горы, ныне с. Караул Абайского р-на Семипалатинской обл., — 23.6 (6.7). 1904, там же], казах. поэт-просветитель, родоначальник новой письменной казах. лит-ры. Учился в медресе в Семипалатинске, самостоятельно изучил перс, язык. На формирование его мировоззрения оказали влияние гуманистич. идеи Низами, Навои и др., взгляды рус. демократов. А. К. получил известность среди казахов как знаток нар. жизни, обычаев, судейских решений по тяжбам и др., как автор мн. сатирич. стихов, к-рые заучивались казах. молодежью. В стихах и прозаич. «Словах назидания» высказал просветительские идеи.
Причину большинства пороков казах. общества А. К. видел в невежестве, к-рое распространяется из-за отсутствия правильно организованного обучения детей. Существовавшие в Семипалатинской области неск. правительств, школ-пансионатов для казахов не обеспечивали образование детей кочевников. Надежды на просвещение народа А. К. связывал с обучением юношей и девушек в рус. школах. В обучение рекомендовал включать общие элементарные знания, сведения о культуре Востока и Запада, казах. и рус. народов. Он предлагал обучать детей и молодежь как родному, так и русскому языкам, видя в этом ключ к осмыслению мира и нац. культур и путь к равноправному положению казахов среди др. народов. По убеждению А. К., широкое общее образование развивает ум, волю, мировоззрение человека, способствует его устремленности к истине и справедливости. А. К. поощрял серьезное отношение молодежи к учению, самостоят. овладение навыками, полезными в повседневной жизни.
В произв. А. К. большое внимание уделено нравств. и трудовому воспитанию молодежи, решающую роль в к-ром он отводил семье, гл. обр. положит. примеру родителей и старших родственников. В нравств. совершенствовании человека А. К. особое значение придавал поэзии и музыке. По А. К., благородство человека зависит от развитости чувства прекрасного. А. К. перевел на казах. яз. стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, басни И. А. Крылова. Идеи рус.-казах. культурного сотрудничества, высказанные А. К., оказали Значит. влияние на обществ. мысль в Казахстане. Произв. А. К. впервые изданы на казах. яз. в Петербурге в 1909.
Соч.: на казах. яз. — Поли, собр. соч., т. 1 — 2, А.-А., 1977; в рус. пер. — Избр., М., 1981; Слова назидания. А.-А., 1982.
Лит.: Тажибаев Т. Т., Филос., психол. и пед. взгляды Абая Кунанбаева, А.-А., 1957; А у эз о в М. О., Абай Кунанбаев. Ст. и иссл., [А.-А., 1967]; Сомбаев А. И., Просветитель-демократ Абай Кунанбаев, СП, 1970, №8; Шаймерденова К. Пед. взгляды Абая Кунанбаева, А.-А., 1990.
Г. М. Храпченков.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия