Зрелость
Зрелость (взрослость)
возраст между молодостью и старостью; период, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности.
ЗРЕЛОСТЬ
(ВЗРОСЛОСТЬ) – возраст между молодостью и старостью; период, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей индивида. Исследователи выделяют следующие характеристики зрелой личности: развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к активному участию в жизни общества и к эффективному использованию своих знаний и способностей, к психологической близости с другим человеком, к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к наиболее полной самореализации.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Зрелость
так называется общее состояние человека, у которого предельно высоко развиты все его качества и структура в соответствии с нормой для конца данного периода его жизнедеятельности. Наиболее принятые нормы периодизации относят достижение зрелости к периоду завершения юности и начала старения организма. Однако, есть опыт более широкого применения понятия по отношению к завершению каждого возрастного этапа. Зрелость как процесс включает в себя стадии: молодость, расцвет, собственно зрелость. Можно говорить о зрелости сформированности личности в целом, а также отдельных ее качеств. Бывают случаи преждевременной зрелости, сокращения сроков ее достижения.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Зрелость
(взрослость) – 1) состояние организма, достигшего полного развития; 2) достижение опытности, мастерства; 3) наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности. Хронологические рамки периода З. достаточно условны и определяются моментом завершения юности и началом периода старения (см. Возраст, Старость). Имеются попытки разделения З. на отдельные стадии (молодость, расцвет, собственно зрелость и др.). Критерии оценки биологической зрелости, интеллектуальной зрелости и функционального состояния: · Уровень биологической зрелости: 1) по количеству постоянных зубов – у дошкольников и младших школьников; 2) по вторичным половым признакам (по В.Г. Властовскому) – у средних и старших школьников –. · Уровень функционального состояния: 1) по времени задержки дыхания (проба Штанге и Генчи); 2) по ортостатической пробе; 3) по нагрузочной пробе (20 приседаний или 30 подскоков за 30 с); 4) «двойное произведение» в покое – ЧССх АД сист. 1005) общая работоспособность (с помощью степ-теста или велоэнергометрии PWC 150– 170 – по Л.И. Абросимовой). · Степень интеллектуальной зрелости (рассчитывается с помощью интеллектуального коэффициента IQ): у ребенка, например, расчет ведется по параметрам – кругозор, запас конкретных знаний, произвольная форма памяти, мышление, воображение, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Интеллектуальная готовность предполагает также формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу.