Жизненный путь
Жизненный путь
индивидуальное развитие человека от рождения до смерти.
Жизненный путь
наиболее широкое общенаучное понятие, описывающее прогресс индивидуального развития человека от рождения до смерти.
Жизненный путь
история формирования и развитая личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи а сверстника определенного поколения.
Источник: Педагогическая антропология. Словарь
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
наиболее широкое общенаучное понятие, описывающее прогресс индивидуального развития человека от рождения до смерти. Часто употребляется как синоним понятий «время жизни» и «жизненный цикл», однако их содержание различно.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
человека – это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Это – биография, но с наложенными на нее закономерностями, присущими определенной эпохе, определенному обществу определенному поколению. Например, если такое событие в биографии какого-то человека, как брак произошло в 40 лет лишь впервые, то оно оценивается как позднее, а брак в 16 лет – как раннее. То есть индивидуальность, уникальность конкретной личности в ее становлении может быть раскрыта только в форме жизненного пути, но не посредством простого описания. Напомним, что у первых поселенцев Северной Америки первый брак в 15 лет считался своевременным.
ПУТЬ ЖИЗНЕННЫЙ
понятие, научно представленное и концептуально обоснованное немецким психологом Ш.Бюлер. В отечественной психологии концепция П.ж. личности разработана С.Л.Рубинштейном в философско-психологическом ключе и Б.Г.Ананьевым – в контексте человекознания. С.Л.Рубинштейн по мере разработки проблемы П.ж. на протяжении 20-ти лет, ставит акцент на роли личности как субъекте своей жизни, ее сознательно строящей, не ограничивая трактовку личности ее абстрактной структурой, рассматривая ее во времени и пространстве– масштабе всей жизни. Концепция Б.Г.Ананьева, названная им «жизненным циклом», ценна стремлением соединить возрастную и социальную периодизацию жизни личности, исследовать закономерные комплексные связи развития разных психических функций, рассмотреть личность как систему, вписанную в социальную систему и системы социальных групп, своим эмпирическим характером и введением в поле зрения психологии и психологов проблем взрослой личности (поскольку большинство конкретных исследований личности, имели своим объектом личность ребенка), ее зрелости, достижения ее вершин своей жизни «акме», раскрытии индивидуальности как высшего уровня развития, и, наконец, включением (признанием) проблемы старости как закономерного этапа жизни человека, требующего своего изучения и осмысления (поскольку понятие геронтологии в отечественной науке практически отсутствовало).
Идеи Б.Г.Ананьева о личности взрослого, о «кульминации» и зрелости как особом ее качестве, об индивидуальности как высшем уровне развития личности акме как высших ее жизненных достижениях открыли перспективу возникновению современной комплексной научной дисциплины – акмеологии. Она интегрирует все понятия индивидуального уровня бытия человека – «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект», ставя своей задачей оптимизацию развития человека во всех качествах.
Проблема П.ж. продолжала разрабатываться учениками и сотрудниками С.Л.Рубинштейна. К.А.Абульхановой-Славской была представлена концепция субъекта П.ж. как организатора, регулятора своей жизни, разрешающего ее противоречия и развивающегося «по восходящей», структура П.ж., включающая жизненную позицию, линию, перспективу и смысл жизни, эмпирически исследована способность личности к организации времени жизни. Л.А.Анциферова рассмотрела круг проблем развития личности, картину жизни, стратегий совладания личности с трудными жизненными ситуациями, в том числе – ее старения.
Идеи Б.Г.Ананьева о личности взрослого, о «кульминации» и зрелости как особом ее качестве, об индивидуальности как высшем уровне развития личности акме как высших ее жизненных достижениях открыли перспективу возникновению современной комплексной научной дисциплины – акмеологии. Она интегрирует все понятия индивидуального уровня бытия человека – «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект», ставя своей задачей оптимизацию развития человека во всех качествах.
Проблема П.ж. продолжала разрабатываться учениками и сотрудниками С.Л.Рубинштейна. К.А.Абульхановой-Славской была представлена концепция субъекта П.ж. как организатора, регулятора своей жизни, разрешающего ее противоречия и развивающегося «по восходящей», структура П.ж., включающая жизненную позицию, линию, перспективу и смысл жизни, эмпирически исследована способность личности к организации времени жизни. Л.А.Анциферова рассмотрела круг проблем развития личности, картину жизни, стратегий совладания личности с трудными жизненными ситуациями, в том числе – ее старения.
Источник: Акмеологический словарь