Жизнь
ЖИЗНЬ
процесс реализации информации, приобретенной в условиях предшествующего состояния.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Жизнь
др.-рус.) – это процесс телесно-душевно-духовного становления человека от рождения до смерти. Жизнь человека умещается в 7 возрастов: младенец, дитя, отрок, юноша, муж, средовик, старик. Жизнь – это упорядоченное развитие организма во всех его потенциальных возможностях. Не зря она характеризуется с самых различных сторон: как индивидуальная, коллективная и общественная; как прошлая, повседневная, текущая и будущая; как культурная и практическая, трудовая; как добродетельная и безнравственная; как духовная и бездуховная; как гармоничная и противоречивая и т.д. Существует редко употребляемое понятие «жизнеемкость», означающее количество и значимость проживаемых и переживаемых человеком событий за какой-то период своей жизни. Различают также понятие «жизненность», характеризующее устойчивость занятых человеком жизненных позиций, адаптивность человека к среде. Когда-то, в древние времена жизнь на Руси называли «животом», включая сюда не только самого живого человека, но и его богатство, имущество. Согласно христианскому учению со смертью кончается лишь земной путь человека и начинается вечная жизнь его души. Жизнь всегда индивидуальна, это состояние индивида, как житие отдельной личности. С точки зрения образования человека его жизнь – это вечный процесс учения как движения к Истине.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ЖИЗНЬ (БЫТИЕ)
как предмет педагогической антропологии, жизнь – это духовное бытие человека. При этом, говоря о духовном, имеют в виду прежде всего нравственный строй человека, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной жизни, следовать идеалам истины, добра и красоты. В философско-психологической литературе духовное бытие человека связывают с общественным и творчески созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью в мир культуры. Духовная жизнь всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности духовность проявляется в потребности и способности человека познавать мир, самого себя и свое место в мире, в стремлении создавать новые формы общественной жизни в соответствии с познанными, законами человеческой природы. С общекультурной точки зрения духовность есть идеальный комплекс норм, которые противостоят субъекту и обществу не как данность, а как заданность и требование. Духовное бытие существует там, где начинается освобождение человека от чужой и, главное, своей собственной самости. При этом свобода есть инструмент, но не содержание духовности: т.е. быть свободным еще не означает быть духовным, но нельзя стать духовным, не обретя свободы.
Жизнь
1) одна из форм (принято подчеркивать – высшая форма) существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Ж. – особая форма состояния и движения материи, характеризуемая зеркальной асимметрией аминокислот и сахаров, обменом веществ, гомеостазом, раздражимостью, самовоспроизведением, системным самоуправлением, саморазвитием, приспособляемостью к среде, подвижностью, физической и функциональной дискретностью отдельных индивидов или их общественных конгломератов (пчелы, муравьи, термиты, кораллы и др.), исключительным разнообразием форм (число которых оценивается разными авторами от 1 – 1,5 до 5 млн.) при общем физикохимическом единстве живого вещества биосферы Земли (возможно, и всей Вселенной). Высшей формой развития Ж. стала биосоциальная форма ее в виде человека и человечества. Ж. человека протекает в двух взаимосвязанных измерениях – биологическом и социальном. В биологическом отношении Ж. можно рассматривать как цепь следующих событий: рождение ® рост ® созревание ® старение ® смерть. Ж. от рождения до смерти складывается из отдельных отрезков – младенчество, детство, подростковый возраст, юность, молодость, зрелый возраст (зрелость), пожилой возраст, старость; 2) самоподдержание, самовоспроизведение и саморазвитие больших систем-1, 2, элементарно состоящих из сложных органических молекул, происходящее в результате обмена веществ-1 внутри этих молекул и между ними, а одновременно с внешней средой на основе затраты получаемой извне энергии и информации. Ж. зародилась на Земле не менее 3,75 млрд. лет назад (при существовании планеты 4,6 млрд.лет) или 4,6 млрд. лет назад (при общей вероятной длительности существования Земли около 5,5 млрд. лет).
"ЖИЗНЬ"
аналог игр «Джаз» и «Съедобное- несъедобное».
О г. Петухово во вт. пол. 1980-х гг.: «“Съедобное – не съедобное”… А ещё игра по такому же принципу называлась “Жизнь”. Ведущий кидал мяч, перечисляя, например: какое будет твое имя; на каком имени ему случится поймать мяч, то имя ему и присваивалось, основные вопросы были такими: твоё имя, имя твоей жены, сколько у вас будет детей, где вы будете жить, где у вас будет свадьба, где будешь работать ты или где будет работать твоя жена и т. д. Это уже зависело от фантазии ведущего» (510).
О конце 1980-х – нач. 1990-х гг.: «“Жизнь” (“Джаз”). Все участники сидят на лавочке. Ведущий по очереди кидает им мячик. Первый вопрос: “Как тебя зовут?” Ведущий называет разные имена, не обязательно женские, старается, чтобы участник поймал мячик со смешным именем: Фёкла, Каштанка, Марфа… Если имя не нравится, участник отбрасывает мяч. Если звучит слово “жизнь” или “джаз” (у всех по-разному называется эта игра), то нужно обязательно поймать мяч, так как участник сам сможет выбрать себе имя. Ну а если не поймал, то имя тебе выбирает ведущий, чаще всего смешное. Следующие вопросы: “Как его зовут?”; “Сколько тебе лет?”; “Сколько ему лет?”; “Во сколько лет выйдешь замуж?”; “Фамилия?”; “Сколько у вас детей?”; “Девочки или мальчики?”; “Как их зовут?”; “В какой стране живёте?”; “Сколько денег?”; “Какой дом?”; “В чём выходила замуж?”; “Где была свадьба?” Это обязательные вопросы, остальные придумывал ведущий. Самые популярные имена были из сериалов, сказок, мультфильмов. Женские: Идэн, Келли, Джулия, Ребекка, Андреа, Настенька, Марьюшка… Мужские: Круз, Мейсон, Ник, Балу (это был мультик про медведей), Дима… Часто обижались и ревели, если поймали плохое имя, поэтому перегадывали» (604).
О г. Петухово во вт. пол. 1980-х гг.: «“Съедобное – не съедобное”… А ещё игра по такому же принципу называлась “Жизнь”. Ведущий кидал мяч, перечисляя, например: какое будет твое имя; на каком имени ему случится поймать мяч, то имя ему и присваивалось, основные вопросы были такими: твоё имя, имя твоей жены, сколько у вас будет детей, где вы будете жить, где у вас будет свадьба, где будешь работать ты или где будет работать твоя жена и т. д. Это уже зависело от фантазии ведущего» (510).
О конце 1980-х – нач. 1990-х гг.: «“Жизнь” (“Джаз”). Все участники сидят на лавочке. Ведущий по очереди кидает им мячик. Первый вопрос: “Как тебя зовут?” Ведущий называет разные имена, не обязательно женские, старается, чтобы участник поймал мячик со смешным именем: Фёкла, Каштанка, Марфа… Если имя не нравится, участник отбрасывает мяч. Если звучит слово “жизнь” или “джаз” (у всех по-разному называется эта игра), то нужно обязательно поймать мяч, так как участник сам сможет выбрать себе имя. Ну а если не поймал, то имя тебе выбирает ведущий, чаще всего смешное. Следующие вопросы: “Как его зовут?”; “Сколько тебе лет?”; “Сколько ему лет?”; “Во сколько лет выйдешь замуж?”; “Фамилия?”; “Сколько у вас детей?”; “Девочки или мальчики?”; “Как их зовут?”; “В какой стране живёте?”; “Сколько денег?”; “Какой дом?”; “В чём выходила замуж?”; “Где была свадьба?” Это обязательные вопросы, остальные придумывал ведущий. Самые популярные имена были из сериалов, сказок, мультфильмов. Женские: Идэн, Келли, Джулия, Ребекка, Андреа, Настенька, Марьюшка… Мужские: Круз, Мейсон, Ник, Балу (это был мультик про медведей), Дима… Часто обижались и ревели, если поймали плохое имя, поэтому перегадывали» (604).
Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.