ЖИРАР Жан Батист

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЖИРАР Жан Батист
1765-1850) — швейцарский педагог, деятель в области начального образования. В 1781 окончил иезуитскую школу и вступил в Орден францисканцев (принял имя Грегуар). Выступал за введение обязательного и бесплатного начального обучения (проект системы образования в Швейцарии, 1799). Свои идеи воплотил в практике школ Фрибура (1807-23 и с 1834) и Люцерна (1824- 1834). По образцу учебных заведений Ж. в Италии, Испании и других странах организовывались школы "жирардины". За "Воспитательный курс обучения родному языку в школе и семье" (т. 1- 6, 1845-48) Ж. присуждена специальная премия Французской академии.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЖИРАР Жан Батист
17.12. 1765, Фрибур, Швейцария, — 6.3.1850, там же), щвейц. педагог и деятель нар. образования. В 1781 окончил иезуитскую школу и вступил в орден францисканцев (принял имя Грегуара). Затем в школах францисканского ордена в Швейцарии и Германии изучал лат., греч., нем. языки, теологию и философию, увлекался математикой и естеств. науками. Познакомился с трудами И. Канта и Ж. Ж. Руссо. Возвратившись в Швейцарию, преподавал лат. яз., философию, был архивариусом, кюре при правительстве в Берне. Разрабатывал гл. обр. вопросы обучения и воспитания в нач. школе; в центр обучения ставил родной язык, считая его важнейшим средством воспитания. В своих трудах отстаивал идею развивающего обучения. В 1799 представил проект организации системы образования в Швейцарии, в к-ром предлагал ввести обязат. и бесплатное нач. школьное обучение. С 1804 директор нач. школ с франц. яз. для мальчиков, в 1807—23 возглавлял шк. дело во Фрибуре, где ввел обязат. нач. образование. Применял в школах метод взаимного обучения, организовал подготовку учителей, разработал уч. планы и программы, написал учебники арифметики и родного языка для нач. школ, книги для чтения. Высоко оценивал деятельность И. Г. Песталоцци, знал его лично и во многом разделял его пед. взгляды. В 1824—34 преподавал философию в Люцерпе, руководил там жен. школой, участвовал в разработке шк. законов ряда кантонов. С 1834 вновь во Фрибуре. Опубликовал свои гл. пед. труды: «De lenseignement regulier de la langue maternelle», 1844 («О правильном обучении родному языку в школах и семьях»), «Cours educatif de la langue meternelle a lusage des ecoles et des familles», v. 1—6, 1845—48 («Bocпитат. курс обучения родному языку в школе и семье») — за эту работу Франц. академия присудила ему спец. премию.
Труды Ж. были переведены на мн. языки и оказали влияние на разработку методики преподавания родных языков в европ. странах. По образцу школ Ж. организовались школы («жирардины») в Италии, Испании и др. странах.
Соч.: Editions du centenaire, ed. par E. Pfulg et E. Egger, v. 1—7, Fribourg, 1948—55.
Лит.: Г с Ф., История образования и воспитания, пер. с франц., М., 1912, с. 304- 336; D a g u et A., Le реге Girard et son temps, t. 1—2, P., 1896; Compayre G., Le pere Girard et leducation par la langue maternelle, P., 1906; Eg g e r E., G. Girard, ein Schweizer Volksschulpadagoge, Luzern, 1948. Ю. С. Алферов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия