ЖЕНСКИЕ ИНСТИТУТЫ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Женские институты
в России женские закрытые средние учебные заведения. Одним из первых женских институтов было общество воспитания благородных девиц, основанное в 1764 году по проекту И.И. Бецкого с отделением для девиц мещанского звания. Женские институты создавались как сословные (дворянские и мещанские) учебные заведения преимущественно для детей сирот и девочек из малообеспеченных семей и относились к Ведомству учреждений императрицы Марии. В женских институтутах дети были изолированы от окружающей жизни, родители подписывали обязательства не видеть детей до окончания курса.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ЖЕНСКИЕ ИНСТИТУТЫ
в России женские закрытые средние учебные заведения. Один из первых Ж.и. - Общество воспитания благородных девиц (Смольный институт), осн. в 1764 по проекту И.И. Бецкого с отделением для девиц мещанского звания (с 1765 Александровский институт). Ж.и. создавались как сословные (дворянские и мещанские) учебные заведения преимущественно для детей-сирот и девочек из малообеспеченных семей и относились к Ведомству учреждений императрицы Марии. В Ж.и. дети были изолированы от окружающей жизни, родители подписывали обязательства не видеть детей до окончания курса. В 19 в. сословный критерий потерял свое значение, претерпели изменения и правила строгой изоляции. С 1864 узаконено проведение дома каникул и праздников. В начале 20 в. имелся 31 Ж.и. (7500 воспитанниц). В Ж.и. зачислялись девочки 10- 13 лет на бесплатные вакансии и с 10- 16 лет на своекоштные. При поступлении требовалось знание молитв, умение читать, писать и считать. Ж.и. обеспечивали общее, религиозное и светское воспитание. В отличие от гимназий в Ж.и. наибольшее внимание уделялось изучению новых языков, искусству и домоводству. Девочки также получали педагогическую профессию (подготовка осуществлялась в пепиньерских классах, педагогических курсах, в музыкальных, рисовальных и чертежных классах). Лучшие ученицы зачислялись в придворную службу. За воспитание учениц в Ж.и. несли ответственность начальница и классные дамы (две на класс). См. также История образования в России, Женское образование

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЖЕНСКИЕ ИНСТИТУТЫ
в России жен. закрытые ср. уч. заведения. Ведут историю от основанного по проекту И. И. Бецкого (при непосредств. участии императрицы Екатерины II) Об-ва воспитания благородных девиц (Смольного ин-та; 1764) с отделением для девиц мещанского звания (Александровский институт; 1765). Ж. и, создавались как строго сословные (дворянские и мещанские) уч. заведения, преим. для сирот и девочек из малообеспеченных семей; относились к Ведомству учреждений императрицы Марии, За время существования (до 1917) претерпели мн. изменений в соответствии с эволюцией взглядов на женское образовать, оставаясь в числе лучших и наиб. престижных уч. заведений России. С нач. 19 в. принцип сословности не имел решающего значения: ходатайства о зачислении в ин-ты принимались от представителей всех слоев общества, кроме крепостных крестьян. С сер. 19 в. Ж. и, действовали в соответствии с общим Положением о Ж. и. (1846). Принцип строгой изолированности воспитанниц также претерпел изменения: если при Екатерине II родные подписывали обязательство не забирать дочерей до окончания курса и не иметь свиданий, то с 1864 узаконено проведение дома летних каникул и праздников, позднее и воскресных дней. В ряде губернских ин-тов дворянство, желая сохранить патриархальные традиции, ходатайствовало о поддержании неразрывной связи воспитанниц с семьей.
Всего к нач. 20 в. в столицах и провинции существовал 31 Ж. и, с 7500 мест для воспитанниц. Возраст для зачисления в младший (7-й) кл. 10—13 лет для бесплатных вакансий и 10—16 лет для своекоштных. При поступлении требовалось знание молитв, умение читать и писать по-русски (иногда по-французски), считать в пределах четырех действий арифметики. Бесплатно обучались сироты, малообеспеченные, дочери многодетных родителей и лиц, состоящих на гос. службе, статской или военной. Ответственность за воспитанниц возлагалась на начальницу и классных дам (по две на класс), дежуривших попеременно. Успехи проверялись на полугодовых и годовых экзаменах.
Ж. и, обеспечивали общее образование, религ.-нравств. и светское воспитание. Девочек готовили в основном к семейной жизни, а также к пед. деятельности в ин-тах, гимназиях и для работы гувернантками, домашними учительницами. Лучшие воспитанницы столичных Ж. и, определялись в придворную службу. В отличие от гимназий наиб. внимание в программах Ж. и, уделялось изучению новых языков, занятиям иск-вами и рукоделием, домоводству. Проф. подготовка осуществлялась на пепиньерских и пед. курсах, в муз., чертежных, рисовальных классах, а также на курсах преподавателей новых языков. В совершенствовании образования и программ Ж. и, Значит. роль сыграл К. Д. Ушинский. Деятельность мн. воспитанниц Ж. и, в земских и благотворит. к-тах, на фронтах 1-й мировой войны в качестве сестер милосердия получила широкую известность.
Лит.: Бецкой И. И., Устав воспитания 200 благородных девиц, учрежденный Ее Величеством Государыней императрицей Екатериной II, СПБ, 1768—692; Уч. заведения Ведомства учреждений императрицы Марии, СПБ, 1906. Н. В. Кеворкова.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
12.25 мб

Императрица Мария Федоровна и ее первый женский институт

Модзалевский Л.Н.
Читать PDF
205.80 кб

Женский Педагогический институт и революция 1905-1907 гг.

Груздева Елена Николаевна, Колосова Екатерина Матвеевна
Читать PDF
299.16 кб

Женский педагогический институт на рубеже эпох (1913-1917)

Груздева Елена Николаевна, Колосова Екатерина Матвеевна
Читать PDF
2.00 мб

Терапевты — ученики С. П. Боткина в женском медицинском институте

Федосеев Е. Б., Трофимов В. И., Крякунов К. Н.
Читать PDF
288.07 кб

Первый библиотекарь Женского педагогического института Елена Владимировна Гогель

Галасьева Галина Валентиновна
Статья посвящена первому библиотекарю Женского педагогического института Елене Владимировне Гогель.
Читать PDF
223.19 кб

Юлия Ивановна Фаусек и детская площадка по методу Монтессори при Женском педагогическом институте

Сороков Дмитрий Георгиевич
Судьба и педагогический опыт этой талантливой и героической женщины Юлии Ивановны Андрусовой-Фаусек в последние годы вызывает особый интерес исследователей истории отечественной науки.
Читать PDF
194.41 кб

Роль закрытых женских институтов мариинского Ведомства в установлении новых норм повседневной гигиен

Пономарева Варвара Витальевна
Работа основывается, прежде всего, на историко-антропологическом методе, исследующем повседневность социальных практик эпохи второй половины XIX в.
Читать PDF
247.90 кб

Казус «Предмета вещевого довольствия» в Мариинских женских институтах: Медицина против этикета. XIX

Пономарева Варвара Витальевна
В статье, основанной на неопубликованных архивных источниках, рассматривается история корсета в закрытых женских институтах Мариинского ведомства. С середины XIX в.
Читать PDF
274.88 кб

2012. 03. 030. Ренн К. А. Роль женских образовательных институтов в международном контексте. Renn K.

Климова С. М.
Читать PDF
95.47 кб

Из истории школьной формы. Женские институты в дореволюционной России (школьная форма в царской Росс

Савельева Ирина Николаевна, Упине Надежда Дмитриевна
В статье даются краткие сведения из истории женского образования в России. На примере Смольного института благородных девиц и других образовательных учреждений рассказывается о форменной одежде для учащихся.
Читать PDF
93.49 кб

Программа социализации воспитанниц в женских институтах Мариинского Ведомства (конец xix — начало XX

Пономарева Варвара Витальевна
В статье, написанной на основе изучения широкого круга источников, анализируется деятельность Ведомства учреждений императрицы Марии.
Читать PDF
298.73 кб

Становление института классного наставника в мужских и женских гимназиях России во второй половине X

Слепенкова Е.А., Щетинина Н.П.
В статье проводится историческая реконструкция первого этапа возникновения и развития института воспитателя в общеобразовательных школах России.
Читать PDF
552.64 кб

К вопросу об истории женского образования в Иркутске. Девичий институт - первое среднее учебное заве

Кузнецова Марина Валерьевна
Статья посвящена истории развития Девичьего института первого среднего учебного заведения для девочек в Восточной Сибири. Основана на архивных и мемуарных источниках.

Похожие термины:

  • ЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

    высшее учебное заведение Ведомства учреждений императрицы Марии. Осн. в 1903, С.-Петербург. В 1918 преобразован в 1-й Петроградский педагогический институт, в 1922 слит с Петроградским педагогическим инс