ЖЕНСКИЕ гимназии Министерства народного просвещения

Найдено 1 определение
ЖЕНСКИЕ гимназии Министерства народного просвещения
вид государственных женских гимназий. В 1858 году было утверждено Положение о женских училищах ведомства мин-ва нар. просвещения. Они создавались как непривилегированные всесословные общеобразоват. учеб. заведения, предназначенные в основном для городского населения «среднего достатка». В 1870 году жен. училища переименовываются в «женские гимназии» и получают свой устав. В гимназию принимали девочек 9–12 лет, умеющих читать, писать, считать. Ношение формы для гимназисток всех классов было обязательным. Одежда гимназисток включала форменное платье, как правило, зеленого или коричневого цвета, и фартук (передник). По будням полагалось носить черный фартук, а по торж. и праздничным дням – белый. Обучение в них было семилетним, восьмой класс был педагогическим. После семи классов воспитанницы получали аттестат учительницы нач. школы, по окончании восьми – домашней учительницы, окончившим с медалью – домаш. наставницы. После окончания восьми классов можно было поступить без экзаменов на платные Высшие женские курсы. «Из всех типов сред. учеб. заведений, финансировавшихся казной, в наиболее неблагоприятном положении находились женские министерские гимназии. Да и само это финансирование носило довольно условный характер. В 1910 г. на содержание действовавших в стране 700 женских гимназий, подведомственных Минву нар. просвещения, было израсходовано около 11 млн. рублей, из которых казна дала лишь 870 тыс. рублей. Остальную сумму составляли обществ. средства, причем на первом месте стояла плата родителей за обучение. Таким образом, и в начале XX в. жен. сред. школа развивалась в России преимущественно как общественная. Внутренний строй жен. гимназий определялся “Положением” 1870 г., действовавшим без существенных изменений вплоть до 1917 г. Женские гимназии состояли из семи основных классов с годичным для каждого класса курсом обучения. При гимназиях могли организовываться и дополнительные, восьмые классы как с одногодичным, так и с двухгодичным курсом обучения, предназначавшиеся для подготовки выпускниц к пед. деят-сти. Предметы преподавания в жен. гимназиях делились на обязат. и необязательные. К обязательным относились: закон божий, русский язык (грамматика и знакомство с важнейшими произв.-ми словесности), арифметика с приложением к счетоводству и основания геометрии, география всеобщая и русская, история, главнейшие понятия из естественной истории и физики с присовокуплением сведений, относящихся к домашнему хозяйству и гигиене, чистописание, рукоделье, гимнастика. В числе необязат. предметов были фр. и нем. языки, рисование, музыка, пение, танцы. Уже одно перечисление изучавшихся в жен. гимназиях предметов свидетельствовало об их неполноценности по сравнению с муж. гимназиями. Значит. облегченностью отличались и программы учеб. дисциплин жен. гимназий. Эти различия офиц. педагогика объясняла необх-стью учета “особенностей женской природы”» (Очерки, 1991, 114–115). Курс обучения в жен. гимназии Мин-ва нар. просвещения был несколько выше, чем в Мариинских жен. гимназиях. Поскольку все жен. гимназии Мин-ва нар. просв. были платными, обучение в них стоило сравнительно дорого, постепенно жен. гимназии стали привилегир. учеб. заведениями. Дочери менее состоятельных родителей посещали жен. прогимназии. Ист.: Константинов, 1956, 9–10, 20, 21, 30; Латышина, 1998, 336.

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.