ЖАН ПОЛЬ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЖАН ПОЛЬ (1763-1825)
немецкий писатель, педагог. Один из популярных романистов своего времени. Во мн. произведениях Ж.П. проблемы воспитания занимают центральное место. Осн. пафосом его произведений была идея внутренней свободы личности, ее совершенствования, независимо от внешних ограничений.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЖАН ПОЛЬ
Jean Paul) (псевд.; наст. имя и фам. Иоганн Пауль Фридрих Рихтер, Richter) (21 3 1763, Вунзи-дель, Бавария, — 14 11.1825, Байрейт, там же), нем. писатель, педагог. Учился в Лейпцигском ун-те (1781—84), был домашним учителем, преподавал в нач. школе. В молодости испытал значит. слияние Ж. Ж. Руссо. Один из популярных романистов своего времени. Во мн. чроизв. Ж. П. проблемы воспитания занимают центр. место. Писатель передавал эту проблематику в символически преломленных образах, органично сочетая мн. традиционные поэтич. мотивы и создавая подчеркнуто «экспериментальные» ситуации воспитания. В романе «Титан» (т. 1—4, 1800—03) Ж. II продолжил традицию т. н. княжеского зерцала (наставления государю) и трансформировал ее будущий князь воспиты вался как «человек вообще», становясь всесторонне развитой личностью, причем Ж. П. акцентировал именно духовный опыт личности, способность сопереживать с др людьми. Пед. концепция Ж. П. основывалась на этой идее, выраженной и в пед. трактате «Левана, или Учение о воспитании »(издан в 1807, рус. пер фрагментов 1830, 1940, 1973). Осн. пафосом произв. Ж. П. была идея внутр. свободы личности, ее совершенствования, неза висимо от внеш. ограничений. Пед.эксперименты кон. 18 в. (И. Б. Базедов и др.) он воспринимал как насильственные Следуя И. Г. Гердеру, полагал, что человек в процессе воспитания призван реализовать свою человеческую сущность. Для этого воспитатель, «человек, освободившийся от пут природы, необходимости», «высвобождает идеального человека, скрытого в каждом ребенке». Воспитат. идеал видел в крепкой духом и телом личности, способной к великодушию и высокому энтузиазму. Осн. пути к достижению этого идеала — жизнерадостность и дружелюбие воспитания. Образ и дела воспитания запечатлеваются в поведении целых поколений, а с каждым из новых поколений «начинается заново всемирная история». Считал, что человечество не может обрести свободы, не достигнув высокого духовного развития. Пед.идеи Ж II получили распространение в ий пол. 19 в., в т. ч. в России.
Соч.: Werke hrsg von № Miller Bd l- 6, Munch, 1959—63, Levana nebst padagogi sehen Stucken hrsg von K Lange, Langen-salza 1866, в рус. пер — Левана [Отрыв ки], в кн Хрестоматия по истории педагогики т 2 ч 1 М 1940, то же в кн Идеи эстетич. воспитания, т 2 М 1973, Пригото вит школа эстетики, М, 1981
Лит Munch W J Paul, der Verfasser der «Levana» B 1907, Rosch H Das padagogische Konzept J M Sailers und J P F Richters [Munch], 1970 (Diss). А В Михайлов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия