ЖАЛОБА

Найдено 1 определение
ЖАЛОБА
речевой жанр обыденного и делового общения. Ж. отличает смысловая сложность, предполагающая наличие трёх компонентов: информативного (рассказ о событии, поступке, положении дел), оценочного (негативная оценка описываемого) и императивного (намёк/просьба изменить положение дел, наказать за поступок). Этим он противопоставляется другим речевым жанрам с доминированием одного из смысловых компонентов.
В современной речевой практике широко известна прежде всего деловая Ж. — документ, описание и конкретные образцы которого содержатся в юридической литературе (словарях и справочниках, интернет-сайтах). Автором деловой Ж. может быть частное лицо или организация (юридическое лицо). Её адресатом — лицо или инстанция с полномочиями, необходимыми для исполнения требуемых мер. Содержание Ж. включает информативный (изложение сути события или ситуации) и императивный компонент, который фиксируется формулой «Прошу принять меры». Оценочный момент (а Ж. предполагает безусловно негативно оцениваемое событие/ситуацию) выражается прилагательными типа неправомерный, незаконный и под. Этим жанром активно владеют адвокаты, люди с юридическим образованием. Людей, пишущих Ж. в инстанции, называют жалобщиками. Для фиксации Ж. в разных учреждениях существуют книги жалоб и предложений. Эта разновидность Ж. сближается с такими юридическими документами, как претензия, заявление, иск (обращение в суд).
В обыденной речи Ж. представлена разновидностями, которые отличаются преимущественным выдвижением на первый план одного из смысловых компонентов: сообщения, или оценки, или просьбы; поэтому их можно обозначить как информативные, оценочные и императивные Ж.
Информативная Ж.бытует в детской речи: А Серёжка снег ест!, А она опять обливается!. События в таких случаях принадлежат сфере третьего лица, автор может и не быть пострадавшим. Коммуникативная цель жанра — проинформировать адресата, не исключая, конечно, печальных последствий для «героя» жалобы.
Во взрослом общении она узаконена в общении пациента с врачом, начинающего беседу с вопроса На что жалуетесь? и предполагающего услышать информацию о самочувствии собеседника. Слово Ж. фигурирует в медицинских документах, в этом значении его можно считать медицинским термином.
Инициативная информативная Ж. о событиях и фактах из жизни третьего лица, заведомо негативных в восприятии и подаче автора, именуется донос, при этом, как известно, автор может быть анонимным.
Оценочная Ж. имеет в виду вызвать сочувствие, сострадание у адресата, именно такая его реакция считается успешным осуществлением жанра. Оцениваемое событие принадлежит личной сфере автора — это его неприятности, его проблемы: Совсем со здоровьем стало плохо; Начальство без конца придирается. Склонность к жалобам такого рода расценивается как особый тип речевого поведения, которое, помимо глагола жаловаться, описывается предикатами сетовать, плакаться, плакаться в жилетку. Ср.: Скажу прямо, у меня почти не было, а теперь и вовсе нет проблем с прохождением сценариев и пьес. Мне не на что жаловаться (В. Мережко).
Императивная Ж.призвана вызывать действия, направленные на изменения ситуации или наказание виновных: Ваши дети расшумелись, невозможно работать, утихомирьте их. Эта разновидность Ж. послужила первичным жанром для деловой Ж., сложившейся в рамках требований к юридическим документам.
В художественной речи вторичные речевые жанры, ориентированные на Ж., известны в лирической поэзии, напр., «Жалоба турка» М. Лермонтова.
В теории литературы используются книжные наименования Ж. — ламентация (от латинского lamentatio — ‘плач, рыдание’) и иеремиада (по имени ветхозаветного пророка Иеремии, оплакавшего разрушение Иерусалима вавилонянами; «Плач Иеремии» входит в Ветхий завет). Ж. служит названием литературных, чаще поэтических, произведений, жанра в сентиментализме, музыкального жанра (католическая церковная музыка).
Лит.: Емельянова И.А. Речевой жанр «жалоба» в различных типах дискурса в английском языке: КД. Астрахань, 2004; КРРЭСС. М., 2003, 2007; Энциклопедия юриста. М., 2005.
Т В. Шмелёва

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено схем по теме — 1