ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич
(1881–1962) – педагог, психолог, философ. Родился в г. Проскурово на Украине. Внук священника. Защитил магистерскую диссертацию (1912) на тему «Психическая причинность». С 1915 г. профессор Киевского университета. В 1919 г. оказался в Белгороде, а в 1923 г. – в Праге, где преподавал в Русском институте педагогики. С 1927 г. в Париже. Написал труды по педагогике свободного воспитания, учебник педагогики для духовных учебных заведений. Его социальнопедагогические взгляды основываются на необходимости изучения среды (главного фактора в социализации личности) человека в процессе его познания: семьи, школы, народных традиций и обычаев, религиозной жизни.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич
(1881–1962) – православный педагог, психолог, богослов, философ, в 1919 г. был вынужден покинуть страну. Основные работы: «Принцип индивидуальности в психологии и педагогике», «Педагогика и психология», «Русская педагогика XX века» и др. Отстаивал ценность человеческой личности, призывал связывать воспитание с содержанием жизни ребенка, с тем, что составляет и определяет смысл его жизни. Построил собственную возрастную периодизацию, основанную на том, что каждый период связан с различной установкой в душе ребенка. Главнейшим принципом педагогики считал принцип индивидуальности. Дал свое понимание понятий «социальная педагогика» и «социальное воспитание». Выступал против сторонников свободного воспитания.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич
1881—1962) — православный педагог, психолог, богослов, философ, в 1919 г. вынужденный покинуть страну. Основные работы: «Принцип индивидуальности в психологии и педагогике», «Социальное воспитание, его задачи и пути», «О педагогическом интеллектуализме», «Психология детства», «Педагогика и психология», «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», «Русская педагогика XX века» и др. Отстаивал ценность человеческой личности, призывал связывать воспитание с содержанием жизни ребенка, с тем, что составляет и определяет смысл его жизни. Построил собственную возрастную периодизацию, основанную на том, что каждый период связан с различной установкой в душе ребенка. На всех возрастных этапах в процессе воспитания считал необходимым иметь эсхатологическую перспективу. «Нельзя жить так, как если бы не было смерти, но нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти». Признавая право ребенка на свой путь развития, главнейшим принципом педагогики считал принцип индивидуальности. Показал, что профессионализм учителя зависит не только от знаний и опыта, но прежде всего от любви к детям, веры в возможности и уникальность каждого ребенка. Без этого нет пед. интуиции, а следовательно, не будет и пед. мастерства. Дал свое понимание понятий «соц. педагогика» и «соц. воспитание». Выступал против сторонников свободного воспитания.

Источник: Педагогический словарь

Василий Васильевич Зеньковский
1881-1962) - философ, психолог, богослов, историк и теоретик образования. В 1919 г. эмигрировал в Югославию, затем в Прагу. Основатель Русского педагогического института в Праге, председатель Педагогического бюро по делам средней и низшей русской школы за границей, организатор общеэмигранстких педагогических съездов и совещаний, один из основателей Высшего русского педагогического института им. Я. А. Коменского. С 1927 г. в Париже. Профессор, зав. кафедрой философии Православного богословского института. В 1942 г. принял сан священника. В юности увлекался идеями Вл. Соловьева, затем пришел к христианкой антропологии. Обосновывал православную педагогику «духовного роста» в русле традиций русской религиозной философии. Оставаясь сторонником светского школьного образования, уделял значительное внимание религиозному воспитанию детей и православию как фактору национальной идентификации в условиях эмиграции. Смысл детства виделся им в «усвоении необходимого материала традиции, которое вводит дитя в современную жизнь, в ее искания и стремления, устои и обычаи». Сущность воспитания, по мнению Зеньковского, - в идее спасения души, а главная задача воспитания в том, чтобы помочь учащемуся найти себя, с помощью учителя научиться преображать свой «природный состав», направить на благо и воссоединить в себе наследственное, социальное и духовное начала. Основные сочинения: «О сравнительной психологии» (1897), «Психология детства» (1924), «Проблемы школьного воспитания в эмиграции» (1929), «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» (1934), «Русская педагогика в XX веке» (1960).

Источник: История образования и педагогической мысли

ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич
4(16) 7 1881, Проскуров. Подольской губ., ныне Украина — 58 1962, Париж], философ и богослов, теоретик и историк педагогики, обществ. деятель Окончил (1909) Киевский ун-т, с 1912 доцент, с 1915 проф. этого ун-та, преподавал также на высших жен курсах Дир Киевского Фребелевского ин-та дошк. воспитания Пред. Киевского религ. -филос. и Фребелевского об-в В 1919 мин культуры и вероисповеданий в пр-ве П П Скоропадского Эмигрировал в Югославию в 1920—22 проф. Белградского ун-та.
С 1922 в Праге Пред. Пед.бюро по делам ср и низшей рус. школы за границей (1923—27), организатор пед.съездов и совещаний Один из основателей Русского пед.ин-та им Я А Коменского, где заведовал кафедрой эксперим.и дет психологии (1923—26). Возглавлял (1923—60) Рус. студенч. христ. движение (РСХД) С 1927 проф. Свято-Сергиевского Православного богословского ин-та в Париже, вел курсы философии, богословия, педагогики и психологии, рук Религ. -пед.кабинетом (1927—58) В 1942 принял сан священника.
Взгляды 3 прошли сложную эволюцию Отринув юношеский атеизм, он вначале увлекся идеями Вл Соловьева и Л Лопатина, а затем пришел к христ. антропологии и философии В русле гуманистич. традиции рус. религ. философии обосновывал православную педагогику «духовного устроения» Как психолог 3 выполнил под рук Г И Челпанова исследование «Совр. состояние психофизиологич. проблемы» (опубл в 1912), в к-ром подверг критике эксперимент психологию и педагогику. Рассматривая проблемы психологии в тесной связи с педагогикой, 3 отстаивал идею целостности личности в единстве интеллектуального и эмоционального и единства воспитания и образования (приоритет отдавал воспитанию) Индивидуальность — по 3 — осн. ориентир воспитания и образования, но «правда индивидуализма» должна соотноситься с «правдой универсализма» личности.
Исследовал вопросы психологии детства, в т.ч. воздействие войны, революции, эмиграции на состояние дет души В основе периодизации детства — идея «иерархической конституции» личности на каждом этапе доминантой оказывается одна из ее страт (тело, душа, дух), соответственно меняется специфика развития, выбор задач и средств воспитания Гл. задачу видел в том, чтобы «помочь молодежи обрести самих себя»
3. утверждал, что человек не может быть понят вне его социальных связей и именно социальное воспитание призвано стать фактором развития потребности в солидарности, самодеятельности, активности. 3. считал нежелательным как привнесение в школу «элементов партийности», так и проникновение в души «яда антисоциальности». Среди факторов становления личности он рассматривал семью, школу, традиции, обычаи, родной язык, человечность, основы наук. Оставаясь сторонником светского шк образования, он уделял значит. внимание религ. воспитанию детей и православию как фактору нац идентификации в условиях эмиграции. Большое значение он придавал приходской жизни детей В парижский период проявилось стремление 3 к толкованию проблем педагогики с позиций православия Гл. идеей 3 становится «оцерковление жизни», глубокое духовное приобщение к ценностям христианства, особенно к воплощенным в иск-ве, философии, лит-ре 3 не был чужд идеям экуменизма Свою пед.концепцию 3 изложил в труде «Проблемы воспитания в свете христ. антропологии» (Париж, 1934, переизд в России в 1993)
3. создал направление рус. православной педагогики за рубежом (Л А Зандер, И А Лаговский, О С Четвериков и др. ) Цель школы определялась как помощь детям в их духовном росте После принятия священнического сана дальнейшая воспитат. концепция 3 концентрировалась как педагогика «духовного делания».
В кн. «История русской педагогики в XX в » (1960) одним из первых дал ее единый очерк, охватив проблематику рос. дореволюц и сов периодов и рус. зарубежья. В сов. пед.системах 3 отмечал филос. противоречивость, прагматизм, диктат коммунистич идеологии, превратившейся в разновидность «религиозной» Пед.воззрения 3 испытали влияние евразийства
Соч: Социальное воспитание, его задачи и пути, M, 1918, О пед.интеллектуализме, Рус. школа за рубежом, 1923, кн 4, Психология детства, Лейпциг, 1924, Курс общей психоло гии, Прага, 1925, Беседы с юношеством в вопросах пола, Париж, 1929, На пороге зрелости, Париж, 1929 Апологетика, Париж, 1959, История рус. философии, т 1—4, Л, 1991
Лит ВерховскийС, Отец В Зень-ковский, Новый журнал, Нью-Йорк, 1961, №70, Лосский H О, Отец В Зеньков-скии, в кн История рус. философии, M, 1991, Памяти о В Зеньковского, Париж, 1984, МальцеваВ М, В В Зеньковский о духовно-нравств. развитии личности, П, 1994, № 4 E Г Осовский, М В Богуславский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
120.10 кб

Василий Васильевич Зеньковский: религиозное переживание как основа психологии религии и идеи религио

Антонов Константин Михайлович, Колкунова Ксения Александровна
Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962), известный философ, богослов, педагог, рассматривается в данной статье как создатель одной из первых в России систем психологического анализа религии.