ЗАУЧИВАНИЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЗАУЧИВАНИЕ
организованное повторение информации с целью запоминания [80, c. 173].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ЗАУЧИВАНИЕ
Вид работы по усвоению знаний, заключающийся в сознательном закреплении в памяти учебного материала для последующего воспроизведения и применения на практике.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ЗАУЧИВАНИЕ
деятельность, направленная на удержание учебного (или иного) материала в памяти. Этим делом приходится заниматься не только учащимся, но и профессионалам. Так, актер должен «учить роль», содержащую иной раз пространные монологи; хороший дирижер тот, у которого, в частности, «не голова в партитуре, а партитура в голове», да и педагог не захочет быть дурным примером для учащихся и вести занятие или лекцию «по бумажке»; юристу неплохо знать очень многие формулировки законов «на зубок»; продавец, контролер-кассир, администратор торгового зала в магазине должны помнить уйму тонкостей, касающихся и цен, и потребительских качеств товаров.
Подобное можно сказать решительно о любом работнике, и начатый ряд примеров можно бесконечно продолжать.
Разумеется, не все, что человек помнит, он преднамеренно заучил. В психологии различают произвольное (преднамеренное) и непроизвольное запоминание, причем последнее может быть весьма эффективным (см. Запоминание). Заинтересованно действуя с тем или иным предметным материалом, решая повседневные задачи, человек как бы невольно, без специальных усилий и без «зазубривания» начинает знать, «твердо помнить» все больше и больше. Учащиеся, решая учебные задачи, не только учатся мыслить, но попутно (хотя и не обязательно преднамеренно, т.е. без специального заучивания) обогащают свою память. Более того, надо заметить, что вопреки известной пословице («повторение – мать учения») повторение не является самым важным и даже необходимым условием удержания материала в памяти. Жизненно важные обстоятельства, сведения, связанные с заметным подъемом чувств, могут запоминаться с одного раза и хоть на всю жизнь (например, было бы странно, если бы парень и девушка, договариваясь о часе свидания, делали бы заметки об этом в своих записных книжках или «зубрили» бы эту информацию).Но заучивать (преднамеренно запоминать) некоторые материалы все же приходится. Существует даже особая область знания и практики – мнемотехника (или мнемоника – от древнегреч. mnemonikon – искусство запоминания). Например, можно мысленно связать последовательные части запоминаемого материала (скажем, предстоящего доклада) с хорошо известными предметами, образами (скажем, с последовательным – слева направо
– расположением предметов в своей комнате, на письменном столе, во дворе и пр.). Поскольку эти предметы вы помните прочно, то мысленно переходя от одного к другому, вы без особого труда вспомните и то, что к ним мысленно «пристегнули», готовясь к докладу; в результате вы ничто существенное не забудете, не упустите, выступая «без шпаргалки» (шпаргалка у вас как бы в голове).
На основе исследований закономерностей памяти и, в частности, запоминания рекомендуют следующее (например, при подготовке учащегося к уроку или в аналогичных ситуациях) – составить план заучиваемого материала, озаглавить его основные части, блоки (или снабдить мысленными пиктограммами, «картинками»), соотнести, сравнить с уже известным материалом. Бессмысленный материал (например, для некоторых людей таковым являются телефонные номера, численные данные и пр.) можно попытаться как-то хотя бы искусственно, пусть даже с запоминающимися нелепостями и юмором, осмыслить, перегруппировать (например, телефон 245–07–73 можно «осмыслить» так – «почти четверть века» + «полвека» + «желанный возраст» + «тройка мне за такое изобретение», т.е. 24–50–77–3; хоть и нелепо, длинно, но зато точно «застревает» в памяти) (см. Память).
Лит.: Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека: Учебно-методическое пособие. –М., 1985; Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно. – Минск, 1985; Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986; Корсакова Н.К., Корсаков И.А. Организация запоминания и тренировка памяти. Рациональные принципы повторения заучиваемого материала: Памятка преподавателю // Учителям и родителям о психологии подростка. – М., 1990; Ляудис В.Я. Память в процессе развития. – М., 1976; Смирнов А.А. Психология запоминания. – М.; Л., 1948; Смирнов А.А. Значение целенаправленности при заучивании // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1980.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Похожие термины:

  • Обучение путем заучивания

    обучение, при котором все знания поступают обучаемому в явном виде, из внешнего источника; при этом от обучаемого требуется их запоминание и представление (на оценивание обучающим) в том виде, в ко