Защита психологическая

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Психологическая защита
механизм бессознательного ограждения человеком своего внутреннего мира от травмирующих переживаний.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Защита психологическая
явление, связанное со стремлением человека не допустить в сознание травмирующие личность переживания.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
неосознаваемые психические процессы, направленные на поддержание у человека высокой оценки и создание внутреннего психол. комфорта, на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Свойственна всем людям и считается нормальным явлением здоровой психики, если не становится избыточной и болезненно заостренной.

Источник: Педагогический словарь

Защита психологическая
специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Функцией З.п. является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. К защитным механизмам относятся вытеснение, проекция, рационализация, регресс, замещение, сублимация. Каждый из механизмов может быть эффективен до тех пор, пока он не становится препятствием на пути к личностному росту.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
некая совокупность бессознательных действий, направленных на восстановление нарушенного психического баланса и сохранение состояния адаптированности к условиям среды. Являясь нормальным механизмом здоровой психики, ее полезный эффект состоит в том, что человек обретает способность к осуществлению намеченного плана действий, несмотря на возможные трудности. Вредный эффект возникает в результате неадекватной (избыточной, болезненно обостренной) психологической защиты, когда человек оказывается закрытым не только для критики, но и для самокритики, когда он вопреки очевидным фактам, пребывает в искренней уверенности, что его сложности возникают гдето вовне, по воле других людей.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Защита психологическая
специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, возникающего из-за попадания человека в конфликтную ситуацию. Эта система ограждает сознание от негативных, травмирующих личность переживаний при помощи специфических защитных механизмов: подавления, отрицания, проекции, идентификации, регрессии, изоляции, рационализации, конверсии и пр. З.п. выступает как одно из проявлений взаимодействия военнослужащих с окружением, в ситуациях возможного или действительного неуспеха деятельности и реализации потребности быть полноценной личностью. Результатом ее работы является прекращение импульсов, провоцирующих чувство тревоги.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА
система регуляторных механизмов, служащих устранению или сведению до минимума негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта; реализуется в форме специфических приемов переработки информации, которые позволяют сохранять достаточный уровень самоуважения в условиях эмоционального конфликта. Механизм психологической защиты связан с реорганизацией системы внутренних ценностей личности, изменением иерархии этой системы, направленной на снижение уровня субъективной значимости соответствующего переживания с тем, чтобы свести к минимуму психологически травмирующие моменты. К механизмам психологической защиты обычно относят отрицание, вытеснение, проекцию, идентификацию, рационализацию, замещение, отчуждение и др.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
функциональное образование в психике человека, возникающее в ответ на более или менее выраженную психическую травму и обеспечивающее некоторое сохранение внутреннего психологического комфорта (эмоциональной уравновешенности, сознания своей полноценности и т.п.). Термин «психическая травма» мы понимаем здесь в широком смысле, т.е. не обязательно как непременно болезнетворное (в медицинском смысле) воздействие, но как обстоятельство, выводящее человека из душевного равновесия. Это может быть информационная перегрузка в учебной деятельности, слишком резкое педагогическое порицание, стойкое непризнание в группе, оскорбление, та или иная форма реального или воображаемого неуспеха в жизни и деятельности и т.п. З.п. – это процесс и результат более или менее сознательного или стихийного, спонтанного переживания и «изживания» психической травмы. В функции З.п. может, например, выступать как бы автоматическое забывание («вытеснение» из сознания) некоторых неприятных обстоятельств, людей, искажение представлений о событиях и их причинах, мысленное обесценивание психотравмирующих обстоятельств (например, ярких успехов других людей, соперников), вымыслы («нас возвышающий обман», выражаясь словами поэта), приписывание событиям, людям несуществующих признаков, уход «с головой» в другую деятельность, отвлекающую от неприятных переживаний илиобеспечивающую успех для поддержания потребной самооценки и т.п. Например, учащийся, которому не удается добиться признания в качестве «хорошего ученика» в учебной группе (и тем самым удовлетворить важную человеческую потребность в одобрении, похвале окружающих) находит утешение, состояние внутреннего комфорта в полукриминальной (девиантной) группе сверстников, которые развлекаются тем, что по вечерам бьют стекла мерзлой картошкой в жилых домах (наш «непризнанный» здесь приобрел высокий статус «меткого стрелка»).
З.п. может иметь не обязательно негативный оттенок, как в приведенном выше примере. Скажем, переосмысление притязаний на успех и выработка реалистического плана работы над собой тоже может рассматриваться как механизм З.п. (ученик, положим, признал, что сейчас нет оснований рассчитывать на позицию «хорошего ученика», но наметил план устранения «пробелов» в своей подготовке, рассчитанный на несколько месяцев; этот образ его деятельного будущего тоже может рассматриваться как средство психологической «обороны» от неприятных переживаний, связанных с неудовлетворяющим его в данный момент положением в учебной группе). В некоторых случаях нагромождение разного рода стихийно сложившихся психологических защит приводит к сильным деформациям личности человека (к появлению, например, лживости, высокомерия и т.п.) вплоть до состояний, требующих серьезного педагогического, психотерапевтического вмешательства (см. Адаптационный синдром).
В полезной функции З.п. могут выступать и некоторые профессиональные «заповеди», нормы профессиональной морали, убеждения. В особенности это касается тех случаев, когда работа специалиста не случайно связана с обстоятельствами и событиями, имеющими для большинства людей психотравмирующее значение (например, медицинскому работнику, служителю культа приходится чаще, чем многим другим людям, сталкиваться с фактами смерти людей; инженеру по технике безопасности – с производственными авариями, увечьями; юристу – с тяжкими преступлениями, суровыми приговорами и средствами их исполнения и т.п.). В каждом случае здесь в ходе профессиональной подготовки выстраиваются целые системы убеждений, доводов, моральных оправданий и самоуспокаивающих соображений, позволяющих людям сохранять в их нелегкой работе необходимое душевное равновесие.
Лит.: Бассин Ф.В., Бурлакова М.К., Волков В.Н. Проблема психологической защиты // Психологический журнал. 1988. № 3; Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. № 4; Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис, функционирование, диагностика. – М., 1996.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
103.98 кб

Психологический механизм защиты

Журов Петр Викторович
Объектом исследования является психика человека, предметом же является чувственно-эмоциональная сфера личности. Заключение содержит основные выводы и предложения, направленные на снижение уровня напряжения человека.
Читать PDF
3.00 мб

Психологическая защита сотрудников ОВД

Т.Н.Кильмашкина
Читать PDF
150.95 кб

Нужна ли лидеру психологическая защита?

Грачев Георгий Васильевич
Информационно-психологическая безопасность личности рассматривается как состояние защищенности от воздействий, способных против воли и желания человека изменять его прихические состояния и психологические характеристики, модифицир
Читать PDF
297.39 кб

Типы отношений и психологические защиты

Михайлова Валентина Платоновна, Корытченкова Надежда Ивановна, Матюшенко Любовь Михайловна, Осипова Татьяна Юрьевна
В статье рассматривается вопрос о связи психологических защит с типом отношений. Наибольшее количество связей с ними имеют недоверчивый, покорно-застенчивый и зависимо-послушный типы.
Читать PDF
547.24 кб

Механизмы психологических защит и толерантность

Протасова Ирина Николаевна
В статье категория толерантности рассматривается с точки зрения ее неоднозначности, многозначности, дискуссионности. Обосновываются трудности практики проявления толерантности в педагогической деятельности.
Читать PDF
422.29 кб

Виды психологической защиты у девиантных подростков

Антилогова Лариса Николаевна, Рассудова Л. А.
В статье описывается феномен психологической защиты в подростковом возрасте, раскрываются особенности проявления и функционирования психологической защиты у девиантных подростков.
Читать PDF
148.52 кб

Социальная тревожность в контексте психологических защит

Булатова Т. А., Черных Е. И.
В статье рассматривается проблема социальной тревожности в среде молодых людей (студентов) образовательного учреждения через изучение механизмов психологических защит, участвующих в сохранении психологического гомеостаза.
Читать PDF
396.80 кб

Специфика психологической защиты в подростковом возрасте

Соловьева Анна Владимировна
Подростковый возраст это возраст быстрых физических, когнитивных и социальных перемен, обуславливающих дисбаланс всей психической структуры личности подростка.
Читать PDF
348.58 кб

Приемы психологической защиты дезадаптированных подростков

Борисова Н. П.
Читать PDF
375.66 кб

Психологические защиты педагогов общеобразовательной школы

Малярчук Наталья Николаевна
В статье рассматриваются механизмы и парадоксальность формирования психологической защиты, приводится описание основных видов психологических защит педагогов.
Читать PDF
318.64 кб

Философские аспекты Я-концепции: корни психологических защит

Русяева Ирина Александровна
Цель данной статьи: проанализировать и классифицировать основные существующие в философии подходы к изучению Я-концепции. Метод или методология проведения работы теоретический анализ философской литературы.
Читать PDF
274.00 кб

Психологические аспекты выполнения задач биологической защиты

Барышев Александр Александрович, Королев Борис Алексеевич, Меньшов Александр Витальевич, Смирнов Сергей Николаевич, Шарова Лариса Геннадьевна, Кудрявцев Евгений Юрьевич
Читать PDF
232.60 кб

Индивидуально-психологические механизмы защиты учащихся лицея

Подольская Ирина Владимировна, Чермянин Сергей Викторович
В статье рассматриваются взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей учащихся и типа психологической защиты.
Читать PDF
186.09 кб

Психологическая защита и совладание: защитная система личности

Лапкина Елена Валерьевна
В статье приводится анализ современных взглядов на организацию психологической защиты и совладания личности.
Читать PDF
420.91 кб

Условия конструктивного развития психологических защит ребенка

Русяева Ирина Александровна
Целью работы является выявление и описание факторов конструктивного развития психологических защит ребенка в онтогенезе.