ЗАРЯДКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЗАРЯДКА
утренняя гигиеническая гимнастика), регулярное выполнение комплексов физич. упражнений, направленное на укрепление здоровья и повышение настроения учащихся.
3. после сна повышает функциональную активность разл. органов и приводит ЦНС в деятельное состояние. 3. — одно из ведущих средств уменьшения негативного воздействия гиподинамии (малоподвижности) у детей и подростков.
Выработка постоянной привычки к 3. во многом зависит от умения и желания родителей и старших членов семьи личным примером увлечь и заинтересовать ребенка утренними занятиями физич. культурой, а также от пропаганды физич. воспитания в шк. коллективах. Дети с большим удовольствием занимаются 3. с использованием спец. инвентаря: гимнастич. палки, мяча, скакалки, отягощений разного веса, элементов домашнего спорт, комплекса. Упражнения рекомендуется выполнять в чистой, проветренной комнате (в легкой одежде, босиком на коврике) или на открытом воздухе (в спорт, костюме и обуви). Очень важно следить за дыханием: при наклонах — выдох, при выпрямлении — вдох. Во время бега и прыжков дышать необходимо через рот. После 3. полезно принять водные процедуры.
3. целесообразно заниматься в соответствии с комплексами, предлагаемыми по радио и телевидению, в спорт, прессе, предварительно посоветовавшись с учителем физкультуры в школе, врачом. Родители вместе с детьми, старшеклассники могут самостоятельно составить комплекс. Упражнения должны следовать от простого к сложному, от легкого (по нагрузке) к трудному с учетом возрастных, физич. и половых особенностей ребенка. В каждый комплекс продолжительностью 10—15 мин рекомендуется включить 7—10 упражнений (каждое повторяется 6—8 раз). Желательно, чтобы комплекс выполнялся примерно в течение 10 дней, а потом сменялся. Последовательность упражнений может быть такой: 1 — потягивание с движениями рук (вверх, в стороны, назад); 2 — ходьба на месте и с перемещениями; 3 — круговые движения и махи руками, отведение рук в стороны; 4 — наклоны и повороты туловища; 5 — приседания, выпады, маховые движения ногами; 6 — сгибание и разгибание рук; 7 — повороты, сгибание и разгибание туловища, маховые движения руками и ногами; 8 — сгибание и разгибание ног и туловища в положении лежа, стоя или сидя; 9 — прыжки, бег; 10 — ходьба с постепенным замедлением. В 3. можно включить неск. упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости, формирование осанки.
Утреннюю 3. в домашних условиях хорошо дополняет гимнастика перед уч. занятиями в школе, на переменах, включающая простые упражнения, направленные на развитие разл. мышечных групп. Комплекс разучивается на уроках физкультуры, сменять его следует не реже одного раза в месяц, лучше через каждые 2 нед. Продолжительность зарядки 6—7 мин, в младших классах 5—6 мин. Проводить гимнастику желательно на открытом воздухе, а в плохую погоду в коридорах и рекреациях, но не в классных комнатах. У учащихся создается хороший эмоциональный настрой, если 3. сопровождается музыкой.
Литеб. инструктивно-метод. мат-лов по физич. воспитанию, М., 1984; X p и п-кова А. Г. Ко лесов Д. В., Гигиена и здоровье, M.; Козлов В. И. Утренняя зарядка, М., 1985. М — Д. Рипа.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ЗАРЯДКА
физические упражнения с оздоровительной целью; упражнения для развития мускулатуры и ловкости. Утренняя зарядка. Нет информации о том, делало ли сколько-нибудь значительное число детей зарядку, но призывы к выполнению её и изображения делающих её детей часто встречались в книгах 1950-х – 1960-х гг. В детской литературе сложился своего рода культ утренней гимнастики. «Бьют часы: / Вставать пора. / Ровно семь часов утра. / Папа встал, и мама встала… / Встала Оля / – Всё в порядке! – / Папа Оле говорит: / “Становись-ка на зарядку, / Ну, живее, / Раз, / Два, / Три!...” / Оля с папою шагает / Под весёлый марш Москвы. / Марш кончается. / Зарядка: / Руки в стороны, / Присядка, / Бег на месте, / А потом – / Мыло, / Щетка с порошком / И вода / Под краном гладким. / Лей в ладошки, Не жалей! / От воды / И от зарядки / Будешь выглядеть бодрей» (Гольдберг, 1959, 5–6). Из песни: «Все привыкли мы к порядку, / Утром делаем зарядку…» (Высотская, 1961, 60). Зарядка перед занятиями в школе.
О 1941–1945 гг.: «Несмотря на тяжелое время, школы не переставали проводить перед занятиями физ. зарядку. К тем, кто от неё отлынивал, принимались строгие меры. В одной школе, например, опоздавших на зарядку “регистрировали” в специальном журнале, в другой – фамилии опоздавших заносились в особый журнал, а троекратное опоздание на зарядку грозило снижением балла по поведению» (Андреевский, 2003, 357).
О мужской школе в 1945 году: «1945 год. В мужской средней школе 1 сентября появились новые старшеклассники, крепкие, подтянутые ребята, в линялых военных гимнастерках, заправленных под офицерский ремень. Некоторые – при орденах и медалях. Обычно один из них перед уроками проводил утреннюю зарядку, опаздывать или отлынивать от которой было рискованно, так как от новых старшеклассников легко можно было “схлопотать”. Но в основном они относились к нам хорошо» (Мироненко, 2004, 4).
О мужской школе в 1945–1947 гг.: «В восемь – впуск в школу. В восемь открываются её двери, в восемь включается школьное радио, в восемь появляется директор и, заложив руки назад, встречает учащихся. Полине Анатольевне нравилась эта традиция, установленная, вернее, восстановленная, после войны… В восемь часов семнадцать минут по всем этажам раздаётся передаваемая по радио команда: “На зарядку, стройся!” Начинается зарядка – длинные ряды мальчиков приседают и поднимаются, разводят руки, раскачиваются направо и налево. Полина Антоновна помнила, скольких трудов стоило ввести эту зарядку после войны, зато её новый, собранный из разных школ класс принял её почти с самого начала как что-то незыблемое. Таким же твёрдо установленным порядком всё шло и в этот день. Так же прошёл впуск в школу, зарядка. Начались уроки» (Медынский, [1954] 1963, 153).
О конце 1950-х гг.: «В школах гигиеническая гимнастика проводится в виде физзарядки до уроков и физкультминуток во время уроков» (ПС, 1960–1, 263).
О селе Красная Звезда Шадринского района в 1993– 1994 гг.: «Общешкольная зарядка была введена в нашей школе в 2002 г., т.е. когда я училась в 10 классе (мне было 16 лет). Зарядка проводилась за 10 минут до начала занятий учителем физкультуры. Затем уже учениками старших классов» (011). См. также: Гимнастика, Гимнастика перед занятиями в школе.

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
225.08 кб

Речевая зарядка на уроках французского языка

Базулина Елена Борисовна
Статья раскрывает роль речевой зарядки в формировании и развитии собственной речевой деятельности на иностранном языке, в развитии памяти, внимания, воображения, мышления.

Похожие термины:

  • Зарядка, утренняя гимнастика

    комплекс физических упражнений. проделываемых сразу же после сна. Цель утренней гимнастики -«встряхнуть» организм, дать работу мышцам, создать ощущение бодрости, силы, повысить общий жизненный то
  • ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА

    Этап урока (обычно начальный), который предназначается для формирования и совершенствования слухопроизносительных навыков учащихся. Ф. з. помогает переключиться на изучаемый язык, обеспечивает н
  • РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА

    Совокупность игровых упражнений, которые предназначаются для активизации речевого общения на уроке, создания мотива для речевой деятельности, например, активизации вопросно-ответного взаимодей