ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Источник: Основы андрагогики. Терминологический словарь-справочник для студентов
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Источник: Глоссарий современного образования.
З.о. возникло в дореволюционной России, и ставило перед собой ограниченную задачу – обучать элементарной грамоте взрослое население, не получившее в свое время начального образования. Новая политика Советского государства в области образования приобретала исключительное значение в связи с привлечением широких народных масс к укреплению нового строя. На местах развернулась большая работа по открытию различных типов школ для взрослых. Основными формами школьной работы среди взрослых и подростков являлись: элементарные школы для взрослых, школы повышенного типа, школы для подростков, чтение лекций и беседы.
Заочному и вечернему образованию в нашей стране всегда уделялось особое значение. Так, в постановлении Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 30 августа 1954 г. № 1863 «О мерах по улучшению вечернего и заочного высшего и среднего специального образования» говорилось:
предоставить право министерствам и ведомствам, имеющим заочные средние специальные учебные заведения, открывать в отдаленных местностях учебно-консультационные пункты при наличии не менее 150 учащихся-заочников;
обязать руководителей предприятий и учреждений создать для учащихся-заочников необходимые условия для непрерывной и нормальной работы;
обязать министерства и ведомства укомплектовать необходимым количеством учебников и учебных пособий библиотеки предприятий, при которых существуют вечерние и заочные факультеты, учебно-консультационные пункты, отделения и филиалы;
предоставить право Министерству высшего образования устанавливать сроки приема студентов в заочные высшие и средние специальные учебные заведения.
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 сентября 1966 г. № 729 «О порядке подготовки специалистов по вечерней и заочной системе обучения» говорилось о разработке перечня специальностей, по которым может осуществляться обучение по вечерней и заочной формам, а также о преимущественном праве поступления в высшие и средние специальные учебные заведения для обучения без отрыва от производства. В постановлении Совета Министров СССР от 15 июня 1981 г. № 552 «О дальнейшем совершенствовании подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием без отрыва от производства» говорилось о недостатках в этой системе подготовки и намечались конкретные меры по развитию системы вечернего и заочного обучения. Приказом Гособразования СССР от 6 мая 1989 г. № 394 «О разработке учебныхпланов по вечерней и заочной формам обучения для средних специальных учебных заведений» были определены положения и нормативы по предметам общественно- политического и общеобразовательного циклов для безотрывной формы обучения, а также порядок разработки учебно-методической документации. В новом Государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования определены минимум содержания и уровень подготовки выпускников независимо от формы обучения.
Целью создания в стране сети заочных образовательных учреждений среднего профессионального образования, филиалов, отделений учебно-консультационных пунктов было обеспечение широких возможностей для получения образования и повышения квалификации, укрепления связи образования с производством. Система заочного обучения как важное звено непрерывного образования, призвано повышать образовательный, профессиональный и культурный уровень населения; удовлетворять потребности личности и экономики в квалифицированных специалистах; обеспечивать повышение квалификации и переподготовку кадров специалистов среднего звена.
Существующая унифицированная система подготовки специалистов без отрыва от производства далека от ориентации на развитие личности. Поэтому необходимы коренные изменения, которые предполагают решение ряда задач. Среди них: выявление способностей и склонностей, сформированных потребностей и интересов личности; определение достигнутого личностью уровня общего и профессионального развития; выбор приемлемого для личности варианта обучения; обеспечение подготовки специалиста в оптимально короткие сроки с использованием наиболее эффективных методов и средств обучения. В целях повышения эффективности обучения, создания условий для ускоренного прохождения курса подготовки необходимо вводить интегрированные дисциплины, причем в учебном году их не должно изучаться более
трех-четырех. Студентам необходимо предоставить широкие возможности для выполнения различного рода творческих работ, досрочной сдачи зачетов и экзаменов. Смещение обучения в сторону самостоятельной творческой работы студентов повысит роль консультирования, что потребует от преподавателей более высокого уровня профессиональной подготовки. Демократизация образования обусловлена необходимостью расширения прав обучающихся без отрыва от производства. Студент-заочник должен иметь право прервать учебу, восстановиться, перейти с одного учебного плана на другой, выбрать удобные для себя формы и методы учебной работы.
В условиях рыночной экономики должна существенно измениться социальная направленность вечернего и заочного обучения. Если раньше вечернее и заочное обучение практически мало что давало человеку в его социальном устройстве, т.е. выпускники вечерних и заочных техникумов (отделений) в большинстве своем оставались на прежних рабочих местах, то новые условия в экономике поставят перед заочным и вечерним образованием и новые задачи, решение которых позволило бы найти выпускнику на рынке труда более квалифицированную работу, улучшить свои жизненные позиции.
Заочные учебные заведения должны стать центрами переподготовки, переквалификации и повышения квалификации работников, высвобождаемых в результате введения рыночных отношений и рынка труда.
Лит.: Ломакина Т.Ю., Новиков П.Н., Фирсов Г.А. Проблемы перестройки вечернего и заочного обучения // Материалы Всесоюзного совещания-семинара работников вечерних и заочных средних специальных учебных заведений. – М., 1992.
Т.Ю. Ломакина
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
Система 3. о. формируется и развивается на основе специально созданных метод. центров — заочных школ, курсов, заочных отделений высш. и ср. спец. уч. заведений. Такие центры организуют разработку уч. планов, программ, метод. лит-ры и др. пособий, осуществляют текущий контроль за уч. деятельностью заочников, ведут прием экзаменов.
В дореволюционной России единственной формой заочного получения образования, признанной гос-вом, был экстернат. В 90-х гг. 19 в. экстерны чаще всего держали экзамены за курсы четырех или шести классов гимназии, четырех и пяти классов реального уч-ща, а также за курсы ист.-филол. и юрид. ф-тов ун-тов. Прохождение курса экстерном не предполагало метод. помощи со стороны уч. заведения, что делало такое получение образования доступным ограниченному кругу лиц. Первыми в России метод. центрами для лиц, занимавшихся самообразованием, стали Комиссия по организации домашнего чтения (осн. 1893) при Об-ве распространения техн. знаний (Москва) и Отдел для содействия самообразованию (1894) при К-те пед. музея воен.-уч. заведений (Петербург), к-рые рассылали желающим программы для чтения, рефераты, тексты лекций, организовывали письм. и устные консультации. Моск. программы обучения были построены на основе вузовских уч. курсов.
После установления сов. власти уже в нач. 20-х гг. открылись многочисл. заочные курсы при отд. вузах: 2-м МГУ, С.-х. академии им. К. А. Тимирязева, Механич. ин-те им. М. В. Ломоносова и др., впоследствии (во 2-й пол. 20-х гг.) — заочные отделения. В 1929 коллегия Наркомпроса РСФСР определила принципы и организац. основы 3. о. в высш. и ср. спец. уч. заведениях. Предусматривалось создание специализир. заочных ин-тов, расширение сети заочных отделений вузов. Созданы вузы, ставшие специализир. центрами подготовки кадров без отрыва от произ-ва: Ленингр. индустр. ин-т (1929, ныне Сев.-Зап. заочный политехн. ин-т), Всес. с.-х. ин-т заочного образования (Москва, 1930), Всес. заочный финанс.-экон. ин-т (Москва, 1930), Всес. индустр. ин-т (1932; ныне Всес. заочный политехн. ин-т, Москва). 3. о. применялось также для повышения квалификации кадров.
Пост. СНК СССР от 29 авг. 1938 «О высш. заочном образовании» была установлена курсовая система обучения с обя-зат. очной сдачей экзаменов и зачетов по всем дисциплинам, определена общая номенклатура специальностей для 3. о. в высш. школе. Студентам, обучавшимся без отрыва от произ-ва, были предоставлены доп. отпуска. С выходом в свет (март 1939) Положения СНК СССР о заочной аспирантуре 3. о. распространилось и на подготовку науч. и науч.-пед. кадров. В 1940/41 уч. г. в СССР действовало 18 заочных ин-тов, при 383 вузах имелись заочные отделения.
После 1945 Значит. потребность в квали-фицир. кадрах в условиях восстановления разрушенного войной х-ва и его техн. переоснащения определила необходимость дальнейшего расширения масштабов 3. о. В 1946 созданы областные и респ. заочные ср. школы, в нач. 70-х гг. — районные. В интересах освоения программ общего ср. образования в 70-х гг. традиц. 3. о. в школах стало заменяться очно-заочным с использованием сессионного режима (см, в ст. Вечерние школы). С 1-й пол. 80-х гг. число учащихся — заочников школ уменьшается. Осн. сферой применения 3. о. в 50—70-х гг. постепенно становилась система высш. и ср. спец. школы (см. табл.).
В Рос. Федерации в нач. 90-х гг. подготовка кадров по заочной форме велась в 9 заочных вузах и на специализир. отделениях — «дневных» вузов, в 26 заочных ср. спец. уч. заведениях, а также на заочных отделениях техникумов и уч-щ. Число обучавшихся заочно составило в вузах св. 890 тыс. (32% всех рос. студентов), в ср. спец. школе св. 590 тыс. (26% всех учащихся). В нач. 90-х гг. выпуск специалистов, подготовленных по заочной форме обучения, составил в высш. школе ок. 141 тыс. (ок. 35%), в средней специальной — 173,5 тыс. (св. 27%).
В 1981 введены сокращенные сроки обучения для заочников, имеющих определенный стаж работы по избранной уч. специальности; для лиц, обучающихся заочно в городах по месту жительства, организованы очные (вечерние) занятия по крупным циклам уч. дисциплин в течение 1 года, расширен прием слушателей на подготовит, отделения с заочным обучением при вузах и техникумах. К сер. 80-х гг. выявились серьезные недостатки в организации З. о.: при расширении объемов подготовки специалистов снижалось качество обучения, отстала от совр. требований материальная база мн. вузов и техникумов, осуществляющих 3. о., не обеспечивался надлежащий уровень их науч.-пед. кадров.
С 1987/88 уч. г. введен новый перечень специальностей, по к-рым наиб. целесообразно осуществлять З. о. Оно концентрируется преим. в вузах, имеющих дневную форму обучения по соответств. или родств. специальностям, располагающих квалифицир. профессорско-преподавательскими кадрами и необходимой уч.-лабораторной базой. Вузам предоставлено право самим утверждать по согласованию с базовыми предприятиями уч. планы для З. о. Сроки обучения студентов на одном курсе не ограничены. Отменены условный перевод с курса на курс и заочное рецензирование контрольных домашних работ. Развернута работа по созданию уч. комплексов, включающих общеобразоват. школу, ПТУ, техникум, позволяющих обеспечить непрерывность образования.
По заочной форме готовится Значит. часть специалистов для с. х-ва, экономики; связи, а также (в высш. школе) учителей (ок. 40%) и юристов. З. о. не используется при подготовке специалистов для здравоохранения.
Уч. планы и программы для заочников ср. спец. и высш. уч. заведений по своему содержанию в основном едины с планами и программами очной формы обучения. Окончившие курс обучения заочники получают диплом единого общегосударств. образца.
Уч. процесс при 3. о. в вузах и техникумах складывается из вводных, установочных, обзорных лекций, лабораторных занятий, самостоят. подготовки с выполнением контрольных работ, заочных и очных консультаций. Заочники выполняют курсовые и дипломные проекты (работы) и сдают гос. экзамены. Для лиц, не имеющих достаточного практич. опыта и стажа по специальности, может быть организована производств. практика.
Очные занятия (30—35%объема уч. плана дневной формы обучения) проводятся гл. обр. в период экзаменац.-лабораторных сессий (как правило, 2 раза в год в самом уч. заведении, а также в уч.-консультац. пунктах, филиалах и т. п.). В уч. процессе при З. о. наиб. трудности вызывают установочные лекции в начале уч. года, когда практически в течение 5—6 дней заочникам предстоит освоить базовый объем теоретич. и методологич. знаний по 3—4 уч. предметам, позволяющий ориентироваться в материале курсов, самостоятельно прорабатывать уч. лит-ру, выполнять контрольные задания и готовиться к экзаменам и т. п. Эти условия требуют от преподавателя особой тщательности в подготовке и планировании лекций, выборе оптимальных средств изложения материала, доказательств и т. п. На очных семинарских и т. п. занятиях особого внимания педагогов требует контроль знаний, в т. ч. проверка самостоятельности выполнения заочником заданий в течение уч. периода. С целью получения объективных данных используются многовариантные задания, краткие теоретич. собеседования перед выполнением практич. и проверочных работ и др. виды контроля, определяемые учеными советами и кафедрами вузов, педсоветами училищ и техникумов. В практике З. о. широко применяются комплекты спец. уч. пособий, включающие помимо уч. и метод. лит-ры тетради и конспекты с печатной основой, карточки-задания и т. п. Для заочников ежегодно издаются метод. указания и контрольные задания по общенауч. и общетехн. предметам (по нек-рым из них — централизованно). Организуются спец. уч. передачи по радио и телевидению, создаются кинодиа- и видеопособия.
В содержании, формах и методах З. о., в воспитат. работе учитывается наличие у заочников определенной проф. подготовки. Сокращение пути от получения знаний учащимися до их применения на произ-ве способствует более глубокому и прочному усвоению программного материала, а проведение уч.-иссл. и опытных работ по реальной производств. тематике определяет развитие творческой активности студентов и учащихся. Это создает доп. возможность повышения качества обучения. Предприятия, орг-ции и учреждения обязаны оказывать своим работникам, получающим образование без отрыва от произ-ва, содействие в решении вопросов, связанных с созданием благоприятных условий для обучения.
Теоретич. исследования и метод. работу в области 3. о. вели до сер. 80-х гг. гл. обр. НИИ образования взрослых АПН СССР (Ленинград), НИИ высшего образования (Москва). С 1988 созданы уч.-метод. центры по группам специальностей З. о. на базе соответств. заочных вузов; среди них — МГЗПИ (с 1992 Моск. открытый пед. ин-т).
На 3. о. в гос. и муниципальные уч. заведения высшего и ср. проф. образования принимаются в порядке конкурсного отбора лица, имеющие законченное общее ср. образование, а в техникумы и училища — неполное общее ср. образование. В первую очередь по итогам вступит, экзаменов зачисляются лица, работающие по профилю уч. заведения. На нек-рые специальности прием в заочные вузы осуществляется только из числа лиц, работающих по профилю или имеющих соответств. ср. спец. образование.
Льготы для заочников. В Рос. Федерации учащимся заочных общеобразоват. школ устанавливается сокращенная на 1 день или соответств. число часов рабочая неделя. Всего в течение года учащиеся-заочники могут иметь (кроме отпуска, общевыходных и праздничных дней) по 36 свободных от работы дней в расчете на 6-дневную рабочую неделю (при 5-дневной рабочей неделе число свободных дней или сумма свободных часов соответственно перерассчитывается). За время освобождения от работы учащимся выплачивается 50% ср. заработной платы по осн. месту работы, но не ниже установленного минимума. Учащимся, по условиям работы не имеющим возможности регулярно пользоваться льготными днями, разрешено предоставление таких дней в суммированном виде в межсезонный период или в период наим. занятости на произ-ве. В течение уч. года руководители предприятий и орг-ций могут представлять заочникам дополнительно 1—2 свободных дня в неделю без сохранения заработной платы (если это не наносит ущерба производств. деятельности). Для сдачи выпускных экзаменов предоставляется отпуск: в 12-м кл. — 20 рабочих дней, 9-м кл. — 8 рабочих дней с сохранением заработной платы по осн. месту работы. На время сдачи переводных экзаменов предоставляется от 4 до 6 дней с сохранением заработной платы (за счет сокращения общего числа предусмотренных льготных дней).
Рабочим и служащим, допущенным к сдаче вступит, экзаменов в заочные вузы, предоставляется доп. отпуск в 15 календарных дней, в заочные техникумы и уч-ща — 10 календарных дней, не считая времени проезда до места нахождения уч. заведения. Успешно обучающимся на период установочных занятий, выполнения лабораторных работ, сдачи экзаменов и зачетов ежегодно предоставляется отпуск: на 1-м и 2-м курсах — 30, на 3-м и последующих — 40 календарных дней. На период сдачи гос. экзаменов предоставляется отпуск в 30 календарных дней, для подготовки и защиты дипломных работ (проектов) в вузах — 4 мес, в техникумах и др. спец. уч. заведениях — 2 мес. За время всех уч. отпусков сохраняется ср. заработок.
Основанием для предоставления уч. отпусков служит справка-вызов уч. заведения, в к-ром указываются начало и окончание сессии и продолжительность отпуска. Раз в год заочникам по месту работы оплачивается 50% стоимости проезда до места нахождения уч. заведения и обратно для выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов, а также для защиты дипломных проектов или сдачи гос. экзаменов. Студентам и учащимся последних курсов в течение 10 мес перед началом выполнения дипломных проектов или перед гос. экзаменами для подготовки к занятиям предоставляется один свободный день в неделю (или соответств. кол-во часов) с выплатой за этот день 50% ср. заработка, но не ниже установленного минимума.
В зарубежных странах 3. о. распространялось со 2-й пол. 19 в.: в 50-х гг. появились первые частные школы для 3. о. иностр. языкам и т. п., в последней трети века — обществ. центры помощи З. о. [Лига нар. образования (Франция), Об-во распространения нар. образования (Германия), Об-во поддержки домашнего образования (США) и др.]. В 1883 в США открылся заочный ун-т — частная ассоциация преподавателей разл. колледжей и ун-тов, занимавшаяся пропагандой самообразования и З. о.
После 2-й мировой войны 3. о. стали применять не только частные, но и гос. высш. и ср. спец. уч. заведения, однако дипломы о заочном образовании традиционно расценивались значительно ниже, чем дипломы очных уч. заведений. Внимание к высш. и ср. спец. 3. о. усилилось в 70-х гг. 20 в.: в США темпы роста численности заочников в этот период ежегодно возрастали на 7,8% по сравнению с 2% численности студентов и учащихся очных уч. заведений; в Великобритании, Канаде, Японии и нек-рых др. странах — до 10%. В известной мере Значит. прирост числа лиц, получавших образование заочно, поддерживался за счет студентов и учащихся из развивающихся стран Азии и Африки, но гл. фактором в процессе расширения масштабов 3. о. была заинтересованность фирм в постоянном повышении квалификации и переподготовке своих работников как одном из условий, обеспечивающих высокое качество труда, продукции и услуг. Этот путь часто соответствует индивидуальным устремлениям работников, поскольку повышает их профессиональную мобильность. Для поддержки З. о. как фактора непрерывного образования используются законо-дат. и организац.-пед. меры. В 1-й пол. 80-х гг. отмечена стабилизация численности заочников.
В кон. 60-х гг. появились гос. и частные высш. и ср. спец. уч. заведения, специализированные на заочной форме обучения. Первым среди них стал Открытый ун-т (осн. в 1969; Великобритания). Во 2-й пол. 80-х гг. он охватывал св. 60 тыс. студентов, гл. обр. лиц, занятых в материальном произ-ве; значительным было число получавших т. н. образование для досуга. В рамках ун-та действует ин-т технологии обучения, ведущий исследования по программно-метод. обеспечению 3. о. Подобные уч. заведения к сер. 80-х гг. были созданы во мн. странах (всего ок. 30). Вступит, экзамены в них отсутствуют. В уч. процессе используется т. н. модульная структура уч. курсов, позволяющая выбирать и компоновать их в зависимости от потребностей заочников. Широко применяются индивидуальные методы обучения с использованием компьютерной техники. Уровень полученных знаний подтверждается разл. видами дипломов, сертификатов и т. п.
Создаются междунар. объединения (консорциумы) заочных уч. заведений, к-рые берут на себя разработку и предоставление за плату мн. программ и курсов разл. уровней обучения, в т. ч. и после-дипломного. К разработке таких программ и курсов привлекаются ведущие специалисты по отраслевым наукам. Записи лекций и др. занятий тиражируются и транслируются по т. н. замкнутым уч. сетям (в сер. 80-х гг. в США — св. 40; в Бельгии — св. 10) и с помощью спутниковой связи, комплектуются в видеобиблиотеки и т. п.
При ЮНЕСКО действует Междунар. совет по заочному образованию, периодически устраивающий конференции с участием представителей уч. заведений и Н.-и. центров, изучающих проблемы 3. о.
Лит.: Надеинский Б. П., Методика и организация уч. занятий в высш. заочном уч. заведении, Ми977г; Юдин В. А. [и др.]. Заочное обучение в системе высш. образования в СССР, «Совр. высш. школа», 1982. №1; Янушкевич Ф., Технология обучения в системе высш. образования, пер. с польск., М., 1986, гл. 3, 4 (библ.); О III у-ева Н. АУчебник в пед. системе заочного тех. вуза. Л., 1987 (библ.); Громкова М. Т., Заочное обучение в средних спец. уч. заведениях, М., 1990.
Г. В. Арсенъев, Ю. Г. Татур.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия