. Воспитание – объективно-закономерное явление, научная педагогика изучает это явление, открывает его закономерности и формулирует в качестве З.в., на основе которых разрабатывает принципы и правила практической педагогической деятельности. Источником, методом и критерием познания З.в. является педагогический опыт. В педагогической литературе нашли отражение три основных З.в.
Первый З.в. – закон параллельного педагогического действия – открыт А.С. Макаренко. В краткой обобщенной формулировке этот закон гласит: в жизни детей нет ни одного слова, ни одного факта, ни одного явления или отношения, которые, помимо своего непосредственного жизненного значения, не имели бы значения воспитательного.
Этот З.в. показывает, что в каждый момент жизни ребенка происходит нарастание его жизненного опыта, что и составляет развитие личности. Учитывая этот З.в., родители и педагоги призваны постоянно и вдумчиво анализировать поступки и действия детей, исключать из их жизни такие виды деятельности, которые способствуют развитию у них отрицательных качеств, и наоборот, стимулировать такие виды деятельности, которые способствуют развитию качеств положительных.
Второй З.в. вскрывает «механизм», способ осуществления воспитания, указывает на единство воспитания и жизни детей. Закон этот был открыт еще великим швейцарским педагогом И.Г. Песталоцци и сформулирован им как великий основной принцип – жизнь образует (формирует, воспитывает). Песталоцци указывал, что все физические и духовные силы ребенка развиваются в его деятельности путем упражнения. Современную формулировку этого З.в., как и первого, дает И.Ф. Козлов: каковы содержание и характер жизнедеятельности детей, таковы процесс и результат их воспитания. Человек (ребенок) как результат воспитания – продукт своей жизнедеятельности. Исходя из этого З.в., С.Т. Шацкий и А.С. Макаренко выдвинули принцип педагогически целесообразной организации жизни детей и руководствовались им в своей практике воспитательной работы: Шацкий, руководя Первой опытной станцией Наркомпроса; Макаренко – колонией имени А.М. Горького и трудовой коммуной имени Ф.Э. Дзержинского. С этим прямо связаны блестящие воспитательные результаты деятельности этих учреждений.
Третий З.в. вскрывает историческую обусловленность воспитания, его зависимость от конкретных исторических обстоятельств, в которых новое поколение вступает в жизнь (см. Законы педагогики). Этот закон имеет первостепенное значение для решения таких важных практических вопросов, как определение целей учебно-воспитательного процесса, построение содержания образовательной и трудовой подготовки, материально- техническое оснащение учебно-воспитательной работы и др.
Важная особенность трех З.в. состоит в том, что все они действуют постоянно, в каждый данный момент, вместе и объективно, т.е. независимо от воли и сознания людей. Там, где родители, педагоги, наставники знают и учитывают действие З.в., сообразуют свои практические усилия с ними, они добиваются успехов в решении задач воспитания. Там же, где педагоги действуют вслепую и их действия противоречат проявлению З.в., там их ждет неуспех.
От З.в. отличаются принципы и правила практической педагогической деятельности. Если З.в. отражают существенные связи воспитания и других явлений, то принципы и правила педагогической деятельности обозначают верные направления учебно-воспитательной работы, они разрабатываются педагогами с учетом действия З.в. (см. Принципы гуманистического воспитания). Эти принципы – руководящие положения, помогающие педагогам принимать верные решения в конкретных ситуациях организации учебно-воспитательного процесса. Но именно знание и учет З.в. позволяет педагогам успешно реализовывать в своей практической деятельности принципы и правила.
З.в. не выдумываются, а открываются по мере углубления понимания воспитания как объективно-закономерного общественного явления в процессе осмысления своего и чужого педагогического опыта. Законы параллельного педагогического действия, единства воспитания и жизни детей, а также исторической обусловленности воспитания, взятые в их единстве, выражают сущность воспитания как предмета педагогической науки.
Принципы и правила практической педагогической деятельности, наоборот, творятся в целях организации педагогического опыта и успешного решения конкретных педагогических задач. З.в. носят всеобщий характер. Принципы и правила практической педагогической деятельности могут быть и общими, такими, которые каждый педагог должен соблюдать всегда, и частными, используемыми при решении конкретных, специфических задач воспитания либо обучения. Так, А.С. Макаренко сформулировал принцип педагогической целесообразности действия педагога и выразил его в такой формулировке: ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей. Это принцип общий, которому каждый педагог следует всегда при решении любых задач обучения и воспитания. Могут быть и другие принципы, которые носят частный характер. Так, например, в дидактике (теории обучения) провозглашен принцип наглядности. Этот принцип последовательно проводится при решении задач обучения, особенно на начальных ступенях образования.
З.в., принципы и правила практической педагогической деятельности в совокупности являются основными положениями педагогики как науки.
Лит.: Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. – М., 1987; Коротов В.М. Воспитание как предмет педагогической науки // Развитие личности. – М., 1987; Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – М., 1986.
В.М. Коротов
266.26 кб