ЗАГОЛОВОК

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЗАГОЛОВОК
название главы, части, раздела, параграфа произведения или иного подраздела издания, документа.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ЗАГОЛОВОК
Header начальная часть письма в электронной почте, содержащая служебную информацию (в частности, обратный адрес отправителя)

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ЗАГОЛОВОК
обязательная, начальная часть Заголовочного комплекса (см.), которая содержит первичную информацию о публикации и имеет в ней фиксированное положение — перед и над текстом.
Важнейшая цель 3. — привлечение внимания читателя. 3. помогает быстро ознакомиться с содержанием текста, понять, о чём сообщается в публикации, насколько важна информация, которую предлагает читателям издание. Познакомившись с 3. периодического издания, можно судить о характере материала, о концепции издания, о предпочтениях автора и о предполагаемой аудитории.
Именно 3., по мнению М.И. Шостак, «призван выполнять несколько функций: номинативную (он вычленяет и называет), коммуникативную (он должен информировать; называя, нечто сообщать); рекламно-целевую (должен одновременно и рекламировать текст, и передавать читателю определённую установку автора)» [Шостак 1998: 76].
Подзаголовок — один из элементов Заголовочного комплекса (см.), дополнительная информация под основным Заголовком (см.). Подзаголовок уточняет, поясняет, иногда развивает стоящий над ним 3. Он может указывать на характер опубликованного материала и источники информации. 3.: А кто нормальный? Ван Гог ел краски, а Ницше пил из сапога Подзаголовок: Когда гении слегка «ку-ку», это идёт на пользу творчеству и обществу? (АиФ. 2011. №51).
3. условно можно разделить на пять основных групп: 1) Повествовательный: Реставраторы перестарались — и испортили краски Леонардо. Подзаголовок: На полотне «Мадонна с младенцем и святой Анной» они теперь гораздо ярче, чем хотел да Винчи (КП. 29.12.2011); 2) Вопросительный: Кто дёргает за ниточки революции в российском балете? (The Obsever. 02.02.2012); 3) Интригующий и сенсационный: Папы на работе нет. Он давно ушёл в декрет... (КП. 13.01.2012); 4) Игровой заголовок: Ын за отца. Подзаголовок: Что ждет Северную Корею после смерти Ким Чен Ира? (МК. 20.12.2011). Второй раз на те же «Ёлки». Подзаголовок: «В прошлом году была предпринята попытка реформы государственного финансирования российского кино» (Коммерсант власть 19.12.2011); 5) Рифмованный: Страну познав до глубины сибирских руд, поймёшь: у нас почётен всякий труд! (КП. 27.10.2005).
Существуют и такие 3., где автор комбинирует несколько видов: Армия причудами богата. Кто ж построит дачу для комбата?! (КП. 13.10.2005).
Лит.:. См. лит. к ст. Заголовочный комплекс
Ю.Н. Пшеницына

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

ЗАГОЛОВОК (ЗАГЛАВИЕ, НАЗВАНИЕ)
первое слово, словосочетание, предложение, с которого начинается знакомство с любым речевым произведением. Открывая произведение, 3. выполняет информативную (номинативную, репрезентативную) функцию. Одновременно название произведения является его пределом, так как обобщает в себе смысл всего произведения, и сочетает в себе таким образом две функции — функцию номинации и функцию предикации (имплицитно). Эта разнофункциональность рождает парадокс: с одной стороны, заглавие неотделимо от текста и является его частью, а с другой — оно обладает относительной автономностью. В силу «неотделимости» можно говорить о заглавиях-темах, а в силу автономности — о заглавиях-символах (лермонтовский «Парус», «Чайка» Чехова, «Незнакомка» Блока и др.). Известно три подхода к классификации 3.: 1) семантический подход, при котором определяющей является взаимосвязь 3. и содержания текста: З.-тпемы: все 3., входящие в семантическое поле «персонаж» (человек, животное): «Евгений Онегин», «Ревизор», «Мать», «Отцы и дети», «Толстый и тонкий»; 3., входящие в семантическое поле «пространство»: «Миргород», «Порт-Артур», «Палата № 6», «Хуторок в степи»; 3., входящие в семантическое поле «время»: «6-е июля», «Январь 1919», «Майская ночь», «После бала» (см. также совмещение семантических полей «время» и «пространство»: «Вечера на хуторе близ Диканьки»); 3., входящие в семантическое поле «событие», «явление»: «Женитьба», «Воскресение», «Три встречи», «Убийство», «Последнее свидание», «Ночной разговор»; 3., входящие в семантическое поле «предмет», «образ»: «Шинель», «Антоновские яблоки», «Гранатовый браслет», «Белый пароход». З.-ремы, т. е. 3., выражающие идею, основную мысль произведения: 3. — характеристики лица: «Герой нашего времени», «Человек в футляре», «Попрыгунья» (3. этой группы присуща функция типизации и художественного обобщения); 3. — характеристики события, явления: «Горе от ума», «Хорошо!»; 3. — состояния, эмоции: «Тоска», «Горе», «Легкое дыхание»; 3. — проблемы, выводы, поучения: «Что делать?», «Кто виноват?», «Кому на Руси жить хорошо», «Живи и помни», «Не в свои сани не садись». 3.-ассоциации: 3.-метафоры: «Хамелеон», «Грамматика любви»; 3. — антитезы тексту: «Хорошее отношение к лошадям», «Хорошая жизнь»; З.-оксюмороны: «Живой труп»; 2) структурный подход, при котором 3. обусловливается типом, структурой текста: 3., в основе которых лежит взаимосвязь 3. и типа текста: 3.-описания: «Лес», «Дятел», «Детские счеты»; З.-повествования: «Как мы варим кашу», «Как я был мамой», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Сказка о рыбаке и рыбке»; 3.-рассуждения: «Лес — источник здоровья». 3., в основе которых лежит взаимосвязь 3. и композции: «Жизнь и судьба», «Преступление и наказание», «Живые и мертвые»; 3) стилистический подход, при котором в основу 3. кладетсяего соответствие стилю текста: 3., определяемые научным, учебным и деловым стилем: «Тема и идея художественного произведения», «О сравнении», «Метафора», «Проблемы исторического романа»; 3., определяемые художественным стилем; 3., определяемые публицистическим стилем: «Долг и должность» и др. Лит.: Богословская О. И., Полтавская Е. А. К проблеме соотношения газетного заголовка и жанра // Функциональная стилистика: теория стилей и их языковая реализация. — Пермь, 1986; Костомаров В. Г. Из наблюдений над языком газеты: газетные заголовки // Из опыта преподавания русского языка нерусским. — М., 1965; Кухаренко ВЛ. Интерпретация текста. — М., 1988; Михайловская КГ. Заголовок-фразеологизм // Русская речь. — 1970. — № 2; Мужев B.C. О функциях заголовков // Ученые записки (Вопросы рома-но-германской филологии). — Т. 55. — М., 1970; Попов АС. Синтаксическая структура современных газетных заглавий и ее развитие // Развитие синтаксиса современного русского языка. — М., 1966; Ронгинский В.М. Синтаксические модели заголовков и их использование в различных стилях речи. — Симферополь, 1963; Фоминых Б.И. Синтаксическая структура заглавий //Уч. зап. МПГИ им. Ленина. — Вып. 148. — М., 1960. В. Н. Мещеряков

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

Похожие термины:

  • Заголовок библиографической записи

    элемент библиографической записи, расположенный перед библиографическим описанием и предназначенный для упорядочения и поиска библиографических записей. Примечание: заголовок библиографическ
  • ЗАГОЛОВОЧНАЯ ЧАСТЬ ДОКУМЕНТА (титульная)

    часть документа, содержащая наименование вида документа, краткое содержание и указание его периодичности, а также наименование раздела сводного документа, к которому относится данный документ.
  • ЗАГОЛОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС

    совокупность элементов названия текста (произведения), системно связанные между собой: заголовок — подзаголовок — лид. В полном объёме может состоять из рубрики, шапки, Заголовка (см.), подзаголов