Задержка психического развития

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(ЗПР) – особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Задержка психического развития (ЗПР)
нарушение нормального темпа формирования личности ребенка. Проявляется в отставании психофизиологического, психического и соц. развития, бывает стойкой (типа олигофрении) и временной.

Источник: Глоссарий терминов по вопросам инклюзивного образования 2015 г.

Задержка психического развития
ЗПР)особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Может быть вызван различными причинами: дефектами конституции ребенка, соматическими заболеваниями, органическим поражением ЦНС.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(ЗПР) – особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Проявляется в значительном снижении работоспособности, памяти, внимания; в затруднении усвоения навыков чтения, письма, счета; в легких нарушениях речевых функций. 3. п. р. сопровождается рядом таких личностных особенностей, как недоразвитие эмоциональной сферы, длительное сохранение игровых интересов.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Задержка психического развития
нарушение нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности ребенка не соответствуют его возрасту). Различают ЗПР конституционного происхождения (гармонический инфантилизм); на основе психического и психофизического инфантилизма, связанного с вредными воздействиями на ц.н.с. в период беременности и на ранних этапах дизни ребенка; соматогенного происхождения; психогенного происхождения. ЗПР следует отличать от олигофрении и педагогической запущенности.

Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь

Задержка психического развития
особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка (гармонический инфантилизм), соматическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС (минимальная мозговая дисфункция). У детей с ЗПР отмечается сниженная работоспособность вследствие возникающих у них явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости. Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. Вместе с тем у них не нарушены абсолютные пороги чувствительности, различительные возможности слуха и зрения. Дефекты восприятия обнаруживаются при усложнении воспринимаемых объектов или в условиях, затрудняющих восприятие (необычное положение объектов и. т.п.).

Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.

Задержка психического развития
ЗПР) – отставание уровня психического развития ребенка от соответствующей его возрасту норме. Это легкий вид аномалии психического развития. Проявляется в пониженной работоспособности, слабой памяти, трудностях формирования навыков, легком нарушении речи, задержке, не по возрасту, игровых интересов и стиля отношений со взрослыми. Различают всеобщую задержку в развитии, так называемый «гармонический инфантилизм» и минимальную локальную дисфункцию отдельных психических процессов. Задержка возникает по разным причинам: родовые травмы, недостатки питания, неэффективное семейное воспитание и воспитание в детском саду и школе, болезни учащегося, плохие условия человеческого окружения. Задержка психического развития преодолевается методами специальной реабилитационной педагогики, терпением и гуманным отношением к ребенку.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Задержка психического развития
особый тип аномалии психического развития ребенка. З.п.р. может иметь различное происхождение: в одних случаях она связана с особенностями, а точнее, дефектами конституции ребенка, вследствие чего по своему физическому и психическому развитию он начинает соответствовать более раннему возрасту («гармонический инфантилизм»); в других случаях З.п.р. возникает в результате различных соматических заболеваний (физически ослабленные дети) или органического поражения центральной нервной системы (дети с минимальной мозговой дисфункцией). У детей с З.п.р. отмечается значительное снижение работоспособности вследствие возникающих у них явлений цереброастении, психомоторной расторможенности, аффективной возбудимости. У них затруднено усвоение навыков чтения, письма, счета; страдают непосредственная память и внимание; имеются легкие нарушения речевых функций. Указанные затруднения компенсируются при специальных педагогических воздействиях на детей с З.п.р. В отличие от олигофрении, при которой наблюдается устойчивое общее недоразвитие психики, у детей с З.п.р. обычно имеется парциоиальное недоразвитие высших психических функций, носящее временный характер и преодолеваемое в детском или подростковом возрасте. Дети с З.п.р. характеризуются рядом личностных особенностей: недоразвитием эмоциональной сферы, длительным сохранением игровых интересов и т.д.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(ЗПР) — особый тип детского интеллектуального недоразвития, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка.
В отечественной специальной педагогике эта группа детей выделена в 60 – 70-е гг. Это дети, которые испытывают чрезвычайные затруднения при освоении программы начальной массовой школы, но не могут быть отнесены к умственно отсталым, так как в пределах имеющихся у них знаний они обнаруживают достаточную способность к обобщению, широкую зону ближайшего развития. Явление ЗПР неоднородно как по патогенезу, так и по структуре дефекта. В зависимости от причин, обусловливающих отставание в развитии, выделяют ЗПР конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического происхождения.
ЗПР конституционального происхождения. Состояние задержки определяется наследственной, семейной конституцией. Генетическая предрасположенность проявляется в высокой чувствительности к средовым факторам развития: даже слабые внутриутробные нарушения питания или заболевания первых лет жизни ведут к заметному нарушению темпа созревания мозговых структур.
ЗПР соматогенного происхождения. Задержка развития – следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний: хронических инфекций, аллергии, дистрофии, стойкой астении, дизентерии. Длительные, тяжело протекающие, часто хронические заболевания резко снижают психический тонус таких детей.
ЗПР психогенного происхождения. Дети имеют нормальное физическое развитие и функционально полноценные мозговые системы, соматически здоровы. Их психический инфантилизм обусловлен психологическим фактором – неблагоприятными условиями воспитания (воспитанники домов ребенка и детских домов, дети из неблагополучных семей, семей группы риска и др.).
ЗПР церебрально-органического происхождения. Наиболее тяжелый тип ЗПР. Нарушение темпа развития интеллекта обусловлено грубым и стойким локальным нарушением созревания мозговых структур. Причинами данного недоразвития могут быть патология беременности: тяжелый токсикоз; перенесенные матерью вирусный грипп, малярия, гепатит, брюшной тиф; алкоголизм и наркомания матери или отца; родовые патологии, тяжелые инфекционные и нейроинфекционные заболевания на первом году жизни.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)
вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития ("задержка темпа психического развития"), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия. Процесс развития познавательных способностей при ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребенка (см.Развитие психическое). Причины возникновения ЗПР: органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального (остаточного) характера, в связи с патологией беременности и родов; хронические соматические заболевания; конституциональные (наследственные) факторы; неблагоприятные условия воспитания (ранняя депривация, плохой уход, безнадзорность и др.). Классификации ЗПР (наиболее часто применяемые в практике медицины и дефектологии). М.С. Певзнер и Т.А. Власовой (1966, 1971) были выделены две осн. формы ЗПР: 1) ЗПР, обусловленная психофизическим и психическим инфантилизмом; 2) ЗПР, обусловленная длительными астеническими состояниями, возникшими на ранних этапах развития ребенка (см.Астения). С.С. Мнухин (1968) предлагал определять подобные состояния термином "резидуальная церебрастения с западением школьных навыков". К.С. Лебединской (1982), исходя из этиологического принципа, было описано 4 осн. варианта ЗПР: конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического генеза. Международные классификации болезней 9-го и 10-го пересмотра дают более обобщенные определения этих состояний: "специфическая задержка психического развития" и "специфическая задержка психологического развития", включающие парциальное (частичное) недоразвитие тех или иных предпосылок интеллекта с последующими трудностями формирования школьных навыков (чтение, письмо, счет). ЗПР, связанная с сенсорной депривацией при врожденных или рано приобретенных нарушениях зрения, слуха, речи (алалия), при детском церебральном параличе, аутизме, рассматривается отдельно в структуре соответствующих нарушений развития. Диагностика ЗПР. Родители большей частью обращаются к врачу или психологу, когда детям исполняется 7-9 лет, с проблемами школьной неуспеваемости и дезадаптации, с обострением прежних или возникновением новых нервно-психических расстройств. Однако диагностика ЗПР и выявление детей "группы риска" возможны гораздо раньше в связи с замедленностью темпа развития моторики, речи, несвоевременностью смены фаз игровой деятельности, повышенной эмоциональной и двигательной возбудимостью, нарушениями внимания и памяти, при трудностях усвоения программы подготовительной группы детского сада. Основные диагностические признаки ЗПР (клинико-психологические синдромы). А. Незрелость эмоционально-волевой сферы - синдром психического инфантилизма: 1) преобладание игровых интересов над познавательными; 2) эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, конфликтность либо неадекватная веселость и дурашливость; 3) неумение контролировать свои действия и поступки, некритичность, эгоизм; 4) отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения, нежелание подчиняться правилам. Б. Нарушение интеллектуальной работоспособности в связи с дисфункцией вегетососудистой регуляции - синдром церебральной астении (церебрастенический синдром): 1) повышенная утомляемость; 2) по мере утомляемости - нарастание психической медлительности либо импульсивности; ухудшение концентрации внимания, памяти; немотивированные расстройства настроения, слезливость, капризность и т.п.; вялость, сонливость либо двигательная расторможенность и болтливость, ухудшение почерка; 3) повышенная чувствительность к шуму, яркому свету, духоте, головные боли; 4) неравномерность учебных достижений. В. Энцефалопатические расстройства: 1) неврозоподобный синдром (страхи, тики, заикание, нарушение сна, энурез и пр.); 2) стойкие расстройства поведения - синдром повышенной аффективной и двигательной возбудимости; психопатоподобный синдром (эмоциональная взрывчатость в сочетании с агрессивностью; лживость, расторможенность влечений и пр.); 3) эпилептиформный синдром (судорожные припадки, специфические особенности аффективной сферы и пр.); 4) апатико-адинамический синдром (вялость, безразличие, заторможенность и пр.). Г. Нарушения предпосылок интеллекта: 1) недостаточность тонкой моторики рук; нарушения артикуляционной и графо-моторной координаций (нарушение каллиграфии); 2) зрительно-пространственные нарушения: нестойкость графического образа цифр и букв, зеркальность и перестановки их при чтении и написании; трудности ориентации в пределах тетрадного листа; 3) нарушение звуко-буквенного анализа и звуковой структуры слов; 4) трудности усвоения логико-грамматических конструкций языка, ограниченность словарного запаса; 5) нарушение зрительной, слуховой, слухо-речевой памяти; 6) трудности концентрации и распределения внимания, фрагментарность восприятия. Отличие от олигофрении: для ЗПР характерна не тотальность, а мозаичность нарушений мозговых функций, т.е. недостаточность одних функций при сохранности других, несоответствие потенциальных познавательных способностей и реальных школьных достижений. Важным диагностическим признаком для отграничения от олигофрении является возможность принимать и использовать помощь, усваивать принцип решения заданной интеллектуальной операции и переносить его на аналогичные задания. Виды коррекционной помощи: актуализация мотива действия, создание эмоциональных игровых ситуаций; организация внимания и усиление речевого контроля; уменьшение объема и темпа работы. Долговременные виды помощи: формирование произвольных форм деятельности, тренинг функционально незрелых и ослабленных функций (тонкой моторики, зрительно-пространственного и слухового восприятия, слухо-речевой памяти, слухо-двигательной и зрительно-двигательной координаций и т.д.). Прогноз психического развития и успешность обучения детей в значительной степени определяются ранней диагностикой ЗПР, своевременным лечением нервно-психических расстройств, организацией соответствующих коррекционно-развивающих мероприятий в дошкольном и школьном возрасте, благоприятным психологическим климатом в семье. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения (VII вида) для детей с разными формами задержки психического развития (ЗПР). Создаются с 1981 и входят в систему специальных (коррекционных) образовательных учреждений Министерства образования РФ. Дети направляются в эти учреждения на основе заключения медико-педагогических комиссий (МПК) или психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК) (комплексное обследование ребенка проводится при участии как минимум трех специалистов: врача-психоневролога, специального - логопеда или дефектолога и психолога). Разработаны организационно-педагогические условия обучения и воспитания детей с ЗПР (щадящий режим, меньшая наполняемость классов, соответствие темпов учебной работы возможностям познавательной деятельности детей, увеличение на один год сроков обучения в начальной школе), а также специальные образовательные программы. В систему образования входят школы (в т.ч. с продленным днем), школы-интернаты, классы выравнивания. Дети зачисляются только с согласия родителей. Выпускники получают цензовое образование в объеме неполной средней школы и документ того же образца, что и у выпускников массовых школ. Начальная школа представлена в двух вариантах: 2-4-й классы - для детей, безуспешно обучавшихся в массовой школе; подготовительный, 1-4-й классы - для 6-летних детей, ранее не обучавшихся в школе. Структура 5-9-х классов соответствует массовой школе. По итогам начального обучения возможен перевод в массовую школу на основании решения педагогического совета по представлению психолого-медико-педагогического консилиума школьного (или учителя). Классы выравнивания, организуются в общеобразовательных школах для детей с более выраженной формой ЗПР (церебрально-органического происхождения) по заключению ПМПК (МПК). Создаются на начальной ступени обучения: подготовительный, 1-2-й классы (в 3-й класс дети принимаются только в порядке исключения). Учащиеся, успешно освоившие программу, переводятся на массовые формы обучения по решению педагогического совета школы (школьного консилиума). При необходимости дальнейшей коррекции дети могут продолжить обучение на основной ступени (5-9-й классы) и после сдачи экзаменов продолжить образование в средних профессиональных учебных заведениях и вечерних школах. Классы компенсирующего обучения для детей "группы риска" (в основном дети с ЗПР конституционального, психогенного, соматогенного происхождения). Рассматриваются как тип дифференцированного традиционного обучения. Создаются (с 1992) на начальной ступени обучения в двух вариантах: 1-3-й (3 года обучения) и 1- 4-й классы Классы коррекционно-развивающего обучения, новая форма дифференцированного обучения. Создаются преимущественно на ступени начального общего образования в начале 1-го или 2-го года обучения и функционируют до 9-го класса включительно. На ступени осн. общего образования классы могут быть открыты в дневных школах не позднее 5-6-го, а в вечерних - 7-го класса. Не принимаются дети с выраженными нарушениями речи, зрения, слуха, умственной отсталостью, аутизмом. При успешном усвоении учебной программы по решению школьного консилиума учащиеся могут быть переведены в обычные классы.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
167.01 кб

Социализация детей с задержкой психического развития

Омарова Патимат Омаровна
Выявлена специфика в социальном развитии детей с задержкой психического развития в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками, установлена иерархия значимости социальных отношений и параметры выбора предпочитаемого партн
Читать PDF
217.11 кб

Система помощи детям с задержкой психического развития

Беткер Л. М.
Читать PDF
362.42 кб

Восприятие пола у детей с задержкой психического развития

Верещагина Т.В., Гавриш А.Д., Бочарова Е.А.
Читать PDF
125.40 кб

Реабилитация дошкольников с задержкой психического развития

Злоказова М. В.
Clinicopsychologic peculiarities of pre-school children with delayed psychic development and rehabilitation in the "Nadezhda" Center of Children Development in Kirovo-Chepetsk are presented.
Читать PDF
659.08 кб

Обучение рассказыванию детей с задержкой психического развития

Фатихова Лидия Фаварисовна
В статье представлена коррекционная методика, предназначенная для формирования умения составлять рассказы у дошкольников с задержкой психического развития.
Читать PDF
359.40 кб

Нарушения развития речи у детей с задержкой психического развития

Е.А. Логинова, М.А. Киргинцева
Читать PDF
245.96 кб

Классификации задержки психического развития и перспективы обучения

Павалаки Ирина Фёдоровна, Рассказова Наталья Петровна
В материалах статьи рассматриваются различные варианты задержки психического развития (ЗПР), которые отличаются качественными особенностями, степенью выраженности, сочетанием основных компонентов эмоциональной и когнитивной сфер,
Читать PDF
218.44 кб

Социальная адаптация дошкольников с задержкой психического развития

Семенова Галина Игоревна, Симановский Андрей Эдгарович
В статье представлен анализ проблемы социальной адаптации детей с задержкой психического развития (ЗПР) и их нормально развивающихся сверстников.
Читать PDF
260.99 кб

Задержки раннего нервно-психического развития: подходы к диагностике

Заваденко Николай Николаевич
Популяционная частота задержек нервно-психического развития у детей раннего возраста оценивается примерно в 10%, общей интеллектуальной недостаточности (умственной отсталости) в 1-3%.
Читать PDF
767.39 кб

Современные аспекты развития детей с задержкой психического развития

Ильмурзина Л.М.
В данной статье говорится о причинах и симптомах задержки психического развития. Какие две группы детей с задержкой психического развития выделили ученые в ходе исследований.
Читать PDF
866.46 кб

Биологическая адаптация детей 6 лет с задержкой психического развития

Банникова Людмила Павловна, Себирзянов Максим Дамирович
В статье представлены особенности биологической адаптации детей 6 лет с задержкой психического развития (ЗПР) в динамике года в условиях дошкольной образовательной организации компенсирующего вида.
Читать PDF
147.29 кб

Гендерные установки у детей 6-7 лет с задержкой психического развития

Симановский Андрей Эдгарович, Коршунова Галина Игриевна
В статье изучаются особенности гендерных установок у дошкольников 6-7 лет с задержкой психического развития.
Читать PDF
1.09 мб

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ САМОКОНТРОЛЬ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Лихачёва Н.Л., Конакова М.С.
В статье рассматриваются предпосылки формирования самоконтроля у младших школьников с задержкой психического развития.
Читать PDF
239.32 кб

Углубленное изучение личности ребенка с задержкой психического развития

Ю. М. Миланич
Читать PDF
206.76 кб

Нарушение письменной речи у школьников с задержкой психического развития

Лиходедова Л. Н.
В статье показано, что несформированность высших психических функций может вызвать нарушение процесса овладением письмом дизорфографию.

Похожие термины:

  • ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    дети, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная