ЗАДАТКИ

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЗАДАТКИ
Предпосылки к развитию способностей. Могут быть врожденными или приобретенными в течение жизни.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Задатки
анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками формирования способностей.

Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.

ЗАДАТКИ
врожденные, потенциальные возможности развития анатомических, физиологических, психических свойств индивида.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ЗАДАТКИ
врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей [80, c. 167].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ЗАДАТКИ
анатомо-физиологические особенности организма, главным образом центральной нервной системы, являющиеся предпосылками развития способностей человека.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

Задатки
наследственно обусловленные анатомо-физиологические особенности человека, являющиеся индивидуальной предпосылкой формирования и развития способностей.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Задатки
это врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуальные психологические предпосылки формирования и развития способностей.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

ЗАДАТКИ
некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, являющиеся природными предпосылками способностей, влияющие на процесс их формирования и развития.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

ЗАДАТКИ
(врожденные) – анатомофизиологические особенности, среди которых наибольшее значение имеют особенности нервной системы и протекающих в ней процессов. Они имеют важное значение для развития способностей.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Задатки
врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы мозга, составляющие природную основу развития способностей, индивидуальные особенности физической и нервной организации человека, обусловливающие эффективное соответствие сенсомоторной регуляции определенными видами действий.

Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь

ЗАДАТКИ
врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. Задатки неспецифичны по отношению к конкретным формам деятельности, они многозначны. Но они в то же время не нейтральны по отношению к будущим способностям. Задатки определяют только процессуальное, а не содержательное в психическом развитии.

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

Задатки
такие врожденные особенности развития организма конкретного человека, которые обусловливают развитие определенных способностей и склонностей. Иногда этот термин заменяют термином «задатки способностей». Например, абсолютный музыкальный слух является важнейшим условием формирования музыкальных способностей. Преимущественное развитие левого полушария коры головного мозга способствует формированию логического мышления, правого - образного. Продолжительные наблюдения показали, что 4,5% новорожденных имеют ведущим правое полушарие коры головного мозга. Такие люди в жизни опираются не столько на рассуждения и доказательства, сколько на образы и эмоции. Это люди художественного склада, искусные в рукоделии, в художественном творчестве. Недаром «аглицкую блоху» подковал именно Левша.

Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

ЗАДАТКИ
анатомо-физиологические особенности человека, облегчающие или затрудняющие развитие способностей (включая и способности к разным видам профессиональной деятельности). Эти особенности обычно называют врожденными, но это не значит, что они обязательно и всегда существуют в готовом виде от рождения, – имеется в виду, что они также появляются, формируются по мере созревания организма, которое, в свою очередь существенно зависит от объемлющих систем (социально-исторических, экономических, семейных условий, разнообразных факторов среды, условий обучения, воспитания, предлагаемой человеку или выбираемой им деятельности). Совокупность задатков часто называют одаренностью человека, которая обычно индивидуально-своеобразна. Не все задатки достаточно оцениваются в общеобразовательной школе, поскольку там преобладают формы «сидячей» и «словесной» деятельности. Чаще толкуют о математической, музыкальной, литературно-художественной одаренности. Но виды общественно полезной деятельности не исчерпываются указанными выше. Поэтому, скажем, одаренность к работе товароведа, организатора производства, слесаря-инструментальщика или предпринимателя может быть у подрастающего человека в этих условиях незамеченной и недооцененной. Литература: [18, 54, 68].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

ЗАДАТКИ
анатомо-физиологические особенности организма, гл.о. центральной нервной системы, являющиеся предпосылками формирования способностей. В противовес распространенной в зарубежной психологии концепции врожденных способностей большинство отечественных психологов рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в деятельности. Такой подход не исключает признания врожденных З., лежащих в основе развития способностей. В качестве З. могут выступать: типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность и т.д.; индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга и т.п. З. являются важным, но недостаточным условием развития способностей. При отсутствии соответствующих внешних условий и адекватной деятельности способности могут и не развиться даже при наличии благоприятных З. Многозначность З. проявляется в том, что на их основе в зависимости от внешних обстоятельств (в частности, педагогического воздействия) могут сформироваться различные способности. При наличии благоприятных З. и при оптимальных условиях жизни и деятельности способности у ребенка могут формироваться очень рано и развиваться быстро, что создает иногда иллюзию врожденности способностей. Однако отсутствие ранних достижений свидетельствует не об отсутствии способностей, а скорее о не вполне адекватных условиях для реализации З.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЗАДАТКИ
анатомо-физиол. особенности организма, гл. обр. ЦНС, являющиеся предпосылками формирования способностей. В противовес концепции врожденных способностей (С. Берт, X. Айзенк и др.) большинство отеч. психологов рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в деятельности. Такой подход не исключает признания врожденных 3., лежащих в основе развития способностей. Проблема 3., однако, разработана недостаточно. С. Л. Рубингитейн считал 3. наследственно закрепленными; Б. М. Теплов указывал, что термины «наследственный» и «врожденный» не тождественны, последний более адекватно отражает природу 3. В исследованиях 3. негативный материал преобладает над позитивным — имеется гораздо больше данных о дефектах 3., чем о структуре их продуктивных проявлений. Так, ряд тяжелых врожденных или приобретенных в раннем детстве аномалий мозга выступает как почти необратимый дефект 3., препятствующий развитию способностей.
В качестве 3. могут выступать: типологич. свойства нервной системы, от к-рых зависит скорость образования временных связей, их прочность, легкость дифферен-цировок, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность и т. д.; индивидуальные особенности строения анализаторов, отд. областей коры головного мозга и т. п.
3. являются важным, но недостаточным условием развития способностей. При отсутствии соответствующих внеш. условий и гл. обр. адекватной деятельности способности могут не развиться даже при наличии благоприятных 3. Многозначность 3. проявляется в том, что на их основе в зависимости от внеш. обстоятельств (в частности, пед. воздействия) могут сформироваться разл. способности. При наличии благоприятных 3. и при оптимальных условиях жизни и деятельности способности у ребенка (напр., муз., литературные, худож.-изобразит., математические) могут формироваться очень рано и развиваться быстро, что создает иногда иллюзию врожденности способностей. Однако отсутствие ранних достижений свидетельствует не об отсутствии способностей, а скорее о не вполне адекватных условиях для реализации 3.
Лит.: Теплов Б. М., Психология индивидуальных различий, Избр. тр., т. 1, М., 1985. См. также лит. при ст. Способности, Одаренные дети).

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ЗАДАТКИ
анатомо-физиологические особенности человека, облегчающие или затрудняющие развитие способностей (включая и способности к разным видам профессиональной деятельности). Эти особенности обычно называют врожденными, но это не значит, что они обязательно и всегда существуют в готовом виде от рождения, – имеется в виду, что они также появляются, формируются по мере созревания организма, которое, в свою очередь существенно зависит от объемлющих систем (социально- исторических, экономических, семейных условий, разнообразных факторов среды, условий обучения, воспитания, предлагаемой человеку или выбираемой им деятельности). Совокупность задатков часто называют одаренностью человека, которая обычно индивидуально-своеобразна. Не все задатки достаточно оцениваются в общеобразовательной школе, поскольку там преобладают формы «сидячей» и «словесной»деятельности. Чаще толкуют о математической, музыкальной, литературно- художественной одаренности. Но виды общественнополезной деятельности не исчерпываются указанными выше. Поэтому, скажем, одаренность к работе товароведа, организатора производства, слесаря-инструментальщика или предпринимателя может быть у подрастающего человека в этих условиях незамеченной и недооцененной.
В роли задатков могут, например, выступать типологические свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность). Представители так называемого сильного типа сравнительно легко переносят длительные и сильные воздействия, но мало чувствительны к слабым (в то время как в некоторых профессиях требуется как раз особая чувствительность к слабым воздействиям, к «тонкостям» признаков объектов и пр.). Во многих случаях неблагоприятные задатки можно компенсировать некоторыми внешними и внутренними средствами деятельности (скажем, медлительность можно компенсировать предусмотрительностью, плохую память на числа – записями и пр.). Так что задатки не следует рассматривать как роковые условия развития профессионала.
Известны многочисленные случаи, когда люди находили пути к успешной деятельности, несмотря на, казалось бы, совершенно неодолимые преграды, относящиеся к анатомо- физиологическим особенностям организма и медицинским противопоказаниям (общеизвестный пример – А. Маресьев, который, лишившись обеих ступней, управлял самолетом в боевых ситуациях; незрячие люди научаются сборке электроприборов, получают научную подготовку и ведут исследования в некоторых областях знания). На то и наука, техника, чтобы преодолевать с их помощью консервативные свойства организма, противодействующие успешной работе. Поэтому нам не надо спешить ссылаться на неблагоприятные задатки учащегося, оправдывая его неудачи в учении. Надо творчески искать рациональные выходы из соответствующих затруднений. Один из таких выходов – выбор профессии, наиболее подходящей данному человеку. Определенные возможности дает другой путь – выбор дела в рамках внутрипрофессионального разделения труда («не могу быть летчиком, буду заниматься технической подготовкой самолетов к полетам – это тоже авиация»; «плохо справляюсь с работой наладчика технологического оборудования, буду работать в бригаде ремонтников, потому что люблю технику» и т.п.). Наконец, определенные ресурсы преодоления неблагоприятных задатков дает формирование индивидуально-своеобразного стиля деятельности (человек максимально использует свои сильные стороны и находит пути компенсации слабых; в результате работает несколько по-своему и в то же время хорошо; люди могут быть разными, но равноценными). (См. Способности).
Лит.: Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. – М., 1970; Климов Е.А. Основы психологии: Учебн. для непсихол. вузов. – М., 1997; Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. –М., 1996; Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий. – М., 1961; Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. – М., 1982; Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М., 1994.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
316.03 кб

Материнские задатки, способности и таланты женской личности как главный витальный и духовный фактор

В.В. Рыбалка
В статье освещаются материнские задатки, способности и таланты женской личности, актуализация которых в неутомимом жизненном и духовном труде материнской души и рук приводит к прямому и непосредственному их усвоению душой и телом
Читать PDF
316.03 кб

Материнские задатки, способности и таланты женской личности как главный витальный и духовный фактор

В. В. Рыбалка
В статье освещаются материнские задатки, способности и таланты женской личности, актуализация которых в неутомимом жизненном и духовном труде материнской души и рук приводит к прямому и непосредственному их усвоению душой и телом
Читать PDF
242.02 кб

Методика диагностирования задатков и способностей к профессиональной деятельности у студентов ФИИД

Кузнецова Екатерина Валерьевна
Данная статья посвящена проблеме нахождения наиболее оптимального метода диагностирования способностей и задатков у студентов факультетов изобразительных искусств и дизайна (ФИИД).

Похожие термины:

  • ЗАДАТКИ СПОСОБНОСТЕЙ

    индивидуально-природные предпосылки врожденные, генетически детерминированные, анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, имеющие важное значение для формирования и развития