ЗАБЫВАНИЕ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЗАБЫВАНИЕ
процесс, характеризующийся постепенным уменьшением объема, четкости узнавания, припоминания и воспроизведения заученного материала.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Забывание
процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленной в памяти информации, а также к невозможности воспроизведения его; в крайних случаях З. проявляется даже в неузнавании того, что было известно из прошлого опыта.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Забывание
процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, иногда вспомнить, то, что было известно из прошлого опыта. Основной путь предупреждения забывания – применение усвоенных знаний на практике.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ЗАБЫВАНИЕ
психический процесс, выражающийся в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании, приводящий к утрате четкости закрепленного в памяти учебного материала, к уменьшению объема припоминаемого, в особенности деталей и частностей, и к ошибкам при их воспроизведении. В крайних случаях забывание приводит к полной невозможности припомнить и узнать то, что было в прошлом опыте человека. Скорость забывания находится в прямой зависимости от объема материала и степени трудности его усвоения; одним из способов его преодоления является повторение. В целом же мера забывания освоенных знаний и умений зависит от полноты их использования в практических целях и в дальнейшей учебной деятельности.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ЗАБЫВАНИЕ
1. Процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала. 2. Свойство памяти, заключающееся в постепенном уменьшении возможности припоминания и воспроизведения заученного материала. На занятиях по иностранному языку З. тормозится продуманной системой введения и закрепления учебного материала, в том числе и его периодического повторения. При отсутствии повторения речевые навыки деавтоматизируются. Забывается в первую очередь то, что не применяется в речевой практике, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются чаще; обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы, правила. Материал, который закрепляется механически, без достаточного понимания, быстрее забывается. З. происходит особенно быстро в первое время, поэтому следует начинать повторение пройденного как можно раньше. Основной путь предупреждения З. – применение усвоенного материала на практике и следование принципу концентризма в процессе прохождения материала и его закрепления.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ЗАБЫВАНИЕ
процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее; обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы. Материал, который закрепляется механически, без достаточного понимания, подвержен более быстрому З. Часто З. бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же вспоминает его. Временное З. физиологи объясняют торможением временных нервных связей, полное З. - их распадом. И то и другое - результат отсутствия подкрепления этих связей. Важное средство против З. - повторение. Оно является не только осн. условием прочного запоминания учебного материала, но и условием последующего сохранения его в памяти. Учитывая, что З. происходит особенно быстро в первое время, начинать повторять нужно как можно раньше, а не тогда, когда материал уже почти забыт. Осн. путь предупреждения З. - применение усвоенных знаний на практике.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЗАБЫВАНИЕ
совокупность процессов преобразования представлений памяти, в результате чего происходит частичное или полное разрушение, «размывание», слияние (смешивание) этих представлений, утрата их яркости; все это выражается в невозможности воспроизвести или иногда даже узнать те объекты, образы которых ранее удерживались в памяти (см. Запоминание; Сохранение; Воспроизведение; Узнавание). З. закономерно происходит в отношении того учебного материала, который, будучи вначале усвоен, оказывается ненужным в последующей деятельности (нервная система как бы избавляется от ненужных впечатлений и тем самым от перегрузок). Это нормально. И наоборот – та информация, которая потребна и применяется в жизни, учебе и работе, удерживается в памяти как бы «сама собой» (без особых усилий по заучиванию, «зазубриванию» и т.п.). Основное средство борьбы с забыванием полезного учебного материала – не просто повторение, «затверживание», а применение знаний в практике. Если инженер-педагог, скажем, видит, что некоторые полезные, с его точки зрения, знания забываются учащимися, надо позаботиться, чтобы, во-первых, учащиеся осознали их важность в далекой жизненной перспективе («это понадобится в жизни и работе в таких-то и таких-то обстоятельствах»), и во-вторых, надо придумать, создать педагогические ситуации, где бы эти знания, которые кажутся учащимся ненужными, им бы потребовалось применить. Важное значение для сохранения знаний имеет также эмоциональное сопровождение усвоения (то, что вызывает «подъем чувств», сохраняется в памяти хорошо и надолго) (см. Память; Регуляция поведения).
Лит.: Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология. – Л., 1979; Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М., 1988; Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для непсихологических вузов. – М., 1997; Корсакова Н.К., Корсаков И.А. Память и обучение // Учителям и родителям о психологии подростка. – М., 1990.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

ЗАБЫВАНИЕ
процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее; обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы. Материал, к-рый закрепляется механически, без достаточного понимания, подвержен более быстрому 3.
наиб. распространенные объяснения 3. связаны с двумя гипотезами, впервые сформулированными нем. психологами Г. Э. Мюллером и А. Пильцеккером в 1900. Согласно первой, 3. происходит потому, что процессы запоминания к.-л. нового материала (и вообще любая психич. активность) взаимодействуют (интерферируют) с уже имеющимися в памяти ассоциациями, что может их разрушить. Другая гипотеза предполагает ослабление ассоциации с течением времени (эта гипотеза имеет относительно мало сторонников и подтверждается лишь при исследовании сенсорной памяти). Своеобразное толкование 3. было предложено в психоанализе, где оно рассматривается как результат работы специфич. защитных механизмов, вытесняющих из сознания травмирующие впечатления. В отеч. психологии объяснение феноменов 3. связано с представлением о памяти как действии.
3. может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном 3. закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное 3. материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести. Длительное (полное или частичное) 3. характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Часто 3. бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя нек-рое время все же воспроизводит его. Временное 3. в физиологии объясняется торможением временных нервных связей, полное 3. — их распадом. И то и другое — результат отсутствия подкрепления этих связей.
Важное средство против 3. — повторение. Оно является не только осн. условием прочного запоминания уч. материала, но и условием последующего сохранения его в памяти. Учитывая, что 3. происходит особенно в первое время, начинать повторять нужно как можно раньше, чтобы предупредить 3., а не тогда, когда материал уже почти забыт. К. Д. Ушинский указывал, что к повторению следует прибегать не для того, чтобы восстановить утраченные знания, а для того, чтобы на основе имеющихся знаний подвести учеников к усвоению нового.
Осн. путь предупреждения 3. — применение усвоенных знаний на практике: решая задачи, уч-ся прочно запоминают эти правила и т. п.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
312.12 кб

Компьютерная модель обучения с изменяющимся коэффициентом забывания

Майер Роберт Валерьевич
При компьютерном моделировании процесса обучения обычно предполагается, что все элементы учебного материала забываются с одинаковой скоростью.
Читать PDF
272.65 кб

Об одном алгоритме адаптивного обучения на основе кривой забывания

Кречетов Иван Анатольевич, Кручинин Владимир Викторович
Предлагается алгоритм, основанный на принципах итеративного обучения и модульного представлении информации.