ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ

Найдено 1 определение
ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
терр. в составе Грузии. Пл. 3,9 тыс. км2. Нас. 98 тыс. чел. (1989, перепись). Центр - г. Цхинвали.
В 7—9 вв. предки осетин приняли христианство. Возможности получения образования были связаны гл. обр. с немногочисл. православными монастырями на Кавказе. Обучение грамоте в них велось на основе греч., груз, и славянского письма. В кон. 18 в. для осетинской духовной комиссии (учреждена в России в 1740 с целью поддержки православия на Кавказе) разработан вариант осет. письменности на основе церк.-слав. алфавита. Началось издание осет. книг. После включения вост. Грузии в состав Рос. гос-ва (1801) Осетинская духовная комиссия открывала православные школы на терр. Ю. О. (гл. обр. в 20-х гг.). В 1821 издан осет. букварь на груз, графич. основе, составленный советником картлийского и кахет. царя Ираклия II Иваном Ялгу-зидзе (Габараевым). В уч. практике распространился вариант письменности на рус. графич. основе, составленный в 1836 А. М. Шегреном и усовершенствованный А. Ф. Миллером. С 40-х гг. 19 в. открывались частные жен. уч-ща в селах Кор-ниси (1848), Дзау (1866) и др. Создание миссионерских школ продолжило Об-во восстановления христианства на Кавказе (осн. в 1860). Осн. учебником был букварь-молитвенник, составленный в 1859 архимандритом И. Чепиговским. Позже в ряде школ использовалась «Осет. азбука» А. Канукова (1890). Значит. вклад в распространение просвещения в Ю. О. внесли осет. учителя Ф. Чочиев, А. Тибилов, С. Кокиев, П. Тедеев и др. В 1881 в Цхинвали открылась первая министерская школа; к нач. 1913 их стало 8. Грамотность осет. населения (1897) составляла ок. 20%.
В 1913/14 уч. г. действовало 9 церк.-приходских, 29 министерских школ (св. 2 тыс. учащихся, в т. ч. ок. 300 девочек), 1 высшее нач. уч-ще. В 1915 усилиями осет. педагогов Б. Кочиева и Тедеева открыты осет. гимназия и муз. школа. В 1918—20 в условиях Гражд. войны, разорения сел и геноцида осетин со стороны груз, националистов большинство школ прекратило работу.
После установления сов. власти существовала Юго-Осет. авт. область (1922- 1990). Началось восстановление сети школ (в 1924 их насчитывалось уже 107, в т. ч. 4 семилетние и 1 средняя). В 20-х гг. начала формироваться сеть дошк. учреждений (в 1924 - 2 дет. сада, 1 дет. дом). В 1923—28 подготовлены и изданы сов. учебники для осет. школ. Развернулась ликвидация неграмотности. В 1924 создано св. 100 ликпунктов, позже их число увеличилось до 420, что позволило к 1936 полностью ликвидировать неграмотность населения, несмотря на трудности, связанные с переводом письменности на лат. графику и переподготовкой учительских кадров.
С нач. 30-х гг. вводилось всеобщее нач. обучение. К 1935 им было охвачено 98% детей. Работали 308 осетинских (ок. 15,5 тыс. учащихся), 75 грузинских (3,5 тыс. учащихся) школ. Имелись также армянская, еврейская, 2 русские (2,5 тыс. учащихся) школы. В 1932 осн. пед. ин-т в Цхинвали.
В 1936/37 уч. г. начался переход к 7-летнему всеобучу. Действовало 39 неполных ср. школ (св. 5 тыс. учащихся), 18 ср. школ (ок. 1,5 тыс.), 258 нач. школ (9,5 тыс.). В школах преподавали св. 1 тыс. учителей. В кон. 30-х гг. письменность переведена на груз, графику, что потребовало переподготовки педагогов и обновления всей уч. лит-ры. В 1944 большинство школ преобразовано в грузинские; резко сократилось кол-во учащихся.
В 1955/56 уч. г. восстановлена письменность на основе рус. графики, что позволило использовать в школах учебники и метод. пособия Сев. Осетии, а также совместно с сев.-осет. педагогами разрабатывать учебники. В 1958 осуществлен переход к 8-летнему всеобучу. В 70—80-х гг. поддерживался курс на всеобщее ср. образование молодежи.
После провозглашения независимости Грузии (1991) произошли межнац. столкновения, в ходе к-рых сожжено ок. 70 школ. В сер. 90-х гг. работали св. 20 дошк. учреждений (гл. обр. в Цхинвали), св. 120 общеобразоват. школ (св. 20 тыс. учащихся), в т. ч. ок. 80 осетинских, с преподаванием в ст. классах на рус. яз и углубленным изучением родного яз. и культуры. На базе пед. ин-та образован (1993) ун-т того же профиля с осет. гимназией. Открылся лицей осет. иск-ва. Появились негосударств, общеобразоват. школы. Среди дет.досуговых учреждений муз., худож. и спорт, школы, дом дет. творчества. В Цхинвали 4 ПТУ, муз. и мед. уч-ща, с.-х. техникум. Учебники для школ готовят специалисты Юго-Осет. НИИ (осн. в 1925), ун-та, ИПК работников образования и культуры (осн. в 1967) в сотрудничестве с педагогами Сев. Осетии.
Лит.: Гадиев П. Ю., История нар. образования в Юго-Осетии до установления сов. власти, «Изв. Юго-Осет. НИИ АН Груз. ССР», 1958, в. 9; Цховребова О. Д., Развитие школы в Сов. Юж. Осетии (1921- 1941), Цхинвали, 1974. О. Д. Цховребова.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
419.59 кб

Южная Осетия и прецедент Крыма

Дзугаев К.Г.
В статье рассматривается проблема воссоединения разделённого осетинского народа, аргументируется необходимость вхождения Республики Южная Осетия в состав Российской Федерации в свете прецедента Крыма, анализируются позиции политич
Читать PDF
97.82 кб

Приветствие Президента республики Южная Осетия

Кокойты Э. Д.
Читать PDF
154.96 кб

Южная Осетия как фактор геополитики на Кавказе

Чибиров А. Л.
Читать PDF
84.89 кб

О задачах системы образования республики Южная Осетия

Кусраев А. Г.
Читать PDF
283.31 кб

Детская хирургия в Республике Южная Осетия: новые решения

Бубен А.В., Джуссоев Д.Д., Осипов А.А.
Масштабная модернизация системы здравоохранения в Республике Южная Осетия (РЮО) является ключевым направлением реализации Договора между Российской Федерацией и РЮО о союзничестве и интеграции от 18 марта 2015 года.
Читать PDF
288.49 кб

Проект развития эпилептологической службы в Республике Южная Осетия

Амерханов Э.Н., Галь И.Г., Джигкаева В.Э.
Заболеваемость эпилепсией в Республике Южная Осетия в 2,6 раза превышает аналогичный показатель в Российской Федерации и составляет 63,7 случаев на 10 тыс. населения.
Читать PDF
27.35 кб

Южная Осетия и абхазия в контексте национальной геостратегии России

Цховребова Анна Зауровна
В данной статье автор рассматривает политическую стратегию России по отношению к Южной Осетии и Абхазии, проблемы национальной и федеративной политики РФ на Северном Кавказе.
Читать PDF
290.61 кб

Неонатологическая служба в Республике Южная Осетия: перспективы роста

Царикаева З.А., Тедеев В.И., Гаглоева Л.В., Дзотова Л.А., Осипов А.А., Пережогин А.В.
В рамках программы стратегического сотрудничества Российской Федерации и Республики Южная Осетия в сфере здравоохранения в г.
Читать PDF
417.98 кб

Сецессии на постимперском пространстве: Косово, Абхазия, Южная Осетия

Мелешкина Елена Юрьевна, Кудряшова Ирина Владимировна
Данная статья направлена на решение двух задач.
Читать PDF
323.39 кб

Реабилитация в Республике Южная Осетия: становление и перспективы развития

Старцева С.Л., Туаева И.И., Галь И.Г.
Проведен ретроспективный анализ эффективности работы службы медицинской реабилитации в Республике Южная Осетия (РЮО). Установлено, что охват населения реабилитационной помощью в 2016 году в 2-3 раза был ниже целевых показателей.
Читать PDF
131.83 кб

Выборы в республике Южная Осетия в контексте партийно-политических процессов

Дзахова Л. Х.
Читать PDF
345.32 кб

ПЕРФОРМАТИВЫ СЕЦЕССИИ ОСПАРИВАЕМЫХ ГОСУДАРСТВ: ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ, АБХАЗИЯ, КОСОВО

Фомин Иван Владленович
Cтатья посвящена изучению актов сецессии трех оспариваемых постсоциалистических государств: Абхазии, Косова и Южной Осетии.
Читать PDF
67.98 кб

Результаты исследования проблем репатриации населения республики Южная Осетия

Дзакоев З. Л.
Читать PDF
320.82 кб

Развитие эндоскопической службы в Республике Южная Осетия на современном этапе

Суровцев И.Ю., Козаева З.Б.
Представленная работа освещает состояние медицинской помощи населению Республики Южная Осетия по профилю «эндоскопия».
Читать PDF
64.21 кб

Мюнхен, Косово и Южная Осетия как этапы формирования новой идентичности России

Кочетков В. В.